Монумент по проекту Курносова получился такой «величественный», что губернатор Шпорт В.И., регулярно проезжая мимо, не с первого раза его разглядел |
|
Этот знак памяти и уважения труда одновременно бесценен для воспитания молодежи. Как же его воплотили в архитектуре?
Тихий конкурс
Как архитектор Союза архитекторов России, приехавший в Комсомольск-на-Амуре сразу после окончания института и с октября 1981года вся трудовая биография связана с этим городом - посчитал обязанным принять участие в таком значимом событии.
Полагал, что предстоят дискуссии и творческие споры, обсуждение всех вариантов. А как известно на конкурс их было представлено не менее десятка.
Любому архитектору-профессионалу, необходимо знать мнение граждан и их видение данного архитектурного объекта, имеющего большее гражданское и общественное значение. Городской общественности все варианты должны быть представлены однозначно- это событие не может оставить равнодушным большую часть населения.
В случае признания моего проекта одним из победителей конкурса, я письменно предложил призовые средства направить в фонд восстановления города от наводнения.
Шло время, я ждал публичных обсуждений, решения жюри. Но, все прошло так тихо и незаметно, что итоги конкурса я узнал случайно из статьи в интернет-газете ru27info.
Был удивлен, что первое место присуждено варианту главного архитектора Курносова И.В., на мой взгляд даже не выполнившему условий конкурса, а именно, не определившему место для размещения памятной стелы.
Прошло какое-то келейное обсуждение. Где и когда проводились общественные рассмотрения? Кто представлял проекты и каким образом общественность участвовала в дискуссиях?
Это лицемерие чиновников от архитектуры и заставило меня сесть за написание этой статьи. До каких пор городское управление архитектуры, за закрытыми дверями, будет на свой вкус «украшать» наш город и решать за нас, горожан, как он должен выглядеть?
Через доступные средства информации я приглашал участников конкурса, архитекторов, художников и всех неравнодушных жителей города к публичному обсуждению проектов на сайте и в других СМИ. Просил студию ГТРК и городские газеты найти возможность и подключиться к показу и обсуждению проектов.
Все бесполезно - памятный знак по проекту Курносова был построен!
Я и мои друзья архитекторы профессионально оценили проект-победитель. К сожалению, эта авторская работа имеет на наш взгляд ряд существенных недостатков.
«Шедевр» главного архитектора города
Для архитекторов в силу специфики творчества имеют большое значение различные детали и связанные с ними символические значения.
Вот и здесь главная конструкция стелы - производная от вокзального фонтана. Каркас с оборванной облицовкой символизирует больше развал, чем созидание. Традиционная надпись на высоте полутора метров читается только при неадекватном движении по кругу по такому же полутораметровому радиусу.
Это даже не въездной знак в населенный пункт! Это образец формального и непрофессионального решения серьезной архитектурной задачи в масштабах крупного города.
Мало того, что по художественной выразительности он никакой - его еще и поставили в таком месте Комсомольска-на-Амуре, что большая часть горожан о нем и не знает.
Тем, кому посчастливилось его лицезреть, сразу окрестили его «пипеткой». Теперь от Курносова И.В. город имеет «болт» на привокзальной площади и «пипетку» на проспекте Интернациональный!
Монумент получился такой «величественный», что губернатор Шпорт В.И., регулярно проезжая мимо, не с первого раза его разглядел. Теперь администрация города, вбухав в строительство около 10 млн рублей бюджетных средств, думает как исправлять очередной «шедевр» главного архитектора города.
Уважаемые жители Комсомольска-на-Амуре, не слишком ли дорого обходятся нам «шедевры» Курносова И.В.? И кто способствует его регулярным и бесполезным «набегам» на городскую казну?
О своем проекте
Мой проект тоже был отмечен жюри, ему присудили третью премию, с формулировкой «...по представленному изображению (а в газете был показан один из 12 листов проекта) трудно представить, где автор располагает стелу». Вот так представитель пресс-центра администрации Лаврентьев И.В. донес информацию до горожан.
Во первых, учитывая значимость объекта, я сразу исключил варианты типового знака, устанавливаемого, как правило на въезде в город, на транспортных развязках и носящих больше информационно-указательное назначение, чем выражение гордости города за свои трудовые достижения. Слишком насыщенна трудовая история Комсомольска-на-Амуре, чтобы попытаться выразить ее такими примитивами.
Поэтому свой выбор остановил на территории напротив Драматического театра, по оси проспекта Первостроителей, в районе пересечения его с Аллеей Труда. Есть в этом месте соответствующая торжественность, значимость и символичность.
Проект стелы |
|
Вид в городской черте стелы |
|
Вид сверху на стелу. |
|
В ранних проектах на застройку общегородского центра архитекторы, в том числе и я, предлагали на этом месте сделать главную общественную площадь города. Кстати и городская елка в перспективе тоже должна устанавливаться здесь, а не на заводской площади АСЗ. Своим проектом я хотел обратить внимание властей на этот участок и инициировать начало его обустройства.
Место диктовали размеры и внешний вид комплекса. Почему я представил не одиночную стелу, а комплекс - этому тоже есть объяснение.
Когда большинство заводов разрушено и история города, как и всей страны некорректно переписывается заново, сегодняшней молодежи трудно представить грандиозный размах трудовой деятельности Комсомольска в доперестроечный период.
Оценить количество работающих предприятий союзного и регионального значения, объемы и продукцию, которую выпускал город на протяжении своей истории и в мирное и в военное время, в том числе на внутренний и внешний рынок. Признать государственную значимость нашего города, понять энтузиазм и патриотизм молодости наших родителей. С данной информативной нагрузкой не справится никакой въездной знак или одиночная «бюджетная» стела.
Предлагаемый мною вариант представляет композицию, состоящую из двух масштабных крыльев с информацией о трудовых достижениях, предприятиях, достойных гражданах города Юности, постаментов с предыдущими трудовыми наградами и венчающей стелы, как главного аккорда в этом гимне трудовой славы.
Размеры комплекса в плане 30 на 10 метров, высота крыльев 3 метра, высота стелы 12 метров. Предложена облицовка белым мрамором, надписи с покрытием «под золото», противовандальное покрытие орденов и информационных панелей, облицовка подиума - светло серый гранит. Это должен быть заслуженный и торжественный монумент Трудовой Славы в центре трудового города.
Обращаясь к администрации города, настаиваю на проведении открытого обсуждения всех материалов будущих конкурсных работ с привлечением городских СМИ, предоставления авторам всех проектов возможности защиты своих решений.
Это очень важно! Порой в непрофессиональном эскизе простого горожанина можно найти главную идею проекта.
И только после проведения обозначенных процедур публичным голосованием определять победителя и проект, рекомендуемый к воплощению.
Иначе нас ждут очередные «болты» и «пипетки».
Валерий Редколис,
архитектор Союза архитекторов России,
почетный строитель России.
Комсомольск-на-Амуре.
Справка
В июне 2013 года Комсомольск-на-Амуре награжден Почетным знаком губернатора края «Город трудовой славы».
Знак является высшей степенью признания вклада города Юности в победу в Великой Отечественной войне, послевоенное восстановление народного хозяйства, развитие промышленного и оборонного потенциала России, а также достижений в области социально-экономического развития Хабаровского края.
19 августа 2013 года Постановлением главы администрации был объявлен открытый конкурс на проектное предложение по внешнему виду и месту размещения стелы «Город Трудовой славы» в нашем городе.
Организатором конкурса являлась администрация города в лице управления архитектуры и градостроительства.
Задачи конкурса:
- привлечение к участию в конкурсе профессиональных архитекторов, художников, скульпторов, творческих союзов, общественности;
- определение наиболее выразительного и оптимального архитектурно-художественного решения стелы, а также определение наиболее удачного предложения по месту ее размещения на территории города.