Дальневосточный поэт Сергей Феоктистов
Дальневосточный поэт Сергей Феоктистов
«Если завтра война...», - так мы пели вчера,
А сегодня война на пороге...
Барабаны, вперёд! Запевалы, пора,
Наш народ поднимать по тревоге!
(В. Лебедев-Кумач, - 1941).
 
Сельский гармонист, плоть от плоти подмосковный фольклорист Сергей Феоктистов свои школьные поэтические опыты начинал с частушек и припевок о деревенской нищете: ... Ах, Бережки, Бережки! С пшенной кашею пирожки, / Щи пустые с гренками / И чай - вприглядку с пенками.... (1928).
 
Активист художественной самодеятельности, аэро - клуба и районной газеты Егорьевска после школы П ступени был направлен комсомолом в Коломенский педагогический техникум. Практику студенты техникума отрабатывали в школах ликвидации безграмотности («Ликбез») Всесоюзного паровозо-строительного завода, где Школу рабочих поэтов вёл комсомольский поэт Михаил Светлов, автор «Рабфаковки», «Песни о Каховке», «Гренады»...
 
Коломенская встреча изменила настрой и судьбу будущего филолога Сергея Феоктистова, научила слышать не только собственное сердце, но и голоса сверстников: ...Гармонист Феоктист пусть с портрета неказист, / А гармошка заиграет, / У любой сердечко тает. (1929).
 
Московский наставник М. Светлов направил тематику даровитого стихотворца в ритмы великих преобразований и строек страны советов, «зарядил сельского учителя на учёбу у жизни - всюду и всегда». После призыва в Красную Армию, в Ейское военное училище морских лётчиков, Сергей Феоктистов увлёкся историей российской авиации, писал восторженные стихи о подвигах советских соколов в пятом океане, о готовности молодёжи к защите Родины: ... Выносит страна на плечах этажи, / Немного сутулясь под тяжестью груза. / А мне поручила страна сторожить / Спокойствие дней и границы Союза. («Песня пограничника», 1934 - 1935).
 
Курсант - Сталинец внимательно следил за взлётами и падениями советской эпохи, которой самозабвенно верил и преданно служил. Комсомольский агитатор регулярно занимался на политических и поэтических семинарах в редакциях военных газет, чтобы чувствовать пульс времени. В стихах лётчика 30-х годов прогностические строки опережали события, как в «Песне красных кавалеристов»: ...И сомнут в лихой атаке / Недобитого врага. («От Байкала до Варшавы...» - 1936). Блестящие победы советских кавалеристов были и в Монголии, и под Варшавой, но позднее.
 
Оптимистические стихи С. Феоктистова имели ритмичный песенный припев, но печатались в газетах без нот. Участники самодеятельности импровизировали собственные мелодии, как к песне об экспедиции академика О.Ю. Шмидта на Северный полюс: ... Их радостно встретит столица, им песни страна пропоёт ... («Песня о героях полюса». - 1937).
 
Комсомольская поэзия С. Феоктистова воспевала реалии строительства социализма, исторические персонажи великой эпохи, романтические традиции молодости. По окончанию военного училища лейтенант С. Феоктистов служил инструктором в Полтавской авиашколе повышения квалификации, готовил себя и своих воспитанников к «испанской командировке», к сражениям с наступающим со всех сторон фашизмом: ...Со всех сторон глядят на нас / Враги завистливо и хмуро. Дала нам Родина наказ - Беречь границу у Амура. ...Умру в бою, но никогда / Священной клятвы не нарушу . («Клятва». - 1939).
 
1940 год. Выпускник Московского военно - политического училища имени В.И. Ленина политрук С. Феоктистов направлен в редакцию газеты Дальневосточного Фронта «Тревога» - для дальнейшего прохождения службы на Амуре, «где тучи ходят хмуро». Как учителя литературы (по гражданской профессии), как автора сборника стихотворений и песен оборонной тематики («Крылатая Родина» - Краснодар. - 1939) политрука С. Феоктистова закрепили за отделом литературы. Его задачи: освещать союзные и краевые новости культуры, пропагандировать дальневосточные произведения на военно- патриотические темы, воспитывать военкоров пограничных частей: ...Помни, враг, у нас найдётся / Для непрошеных гостей / Много грозных миноносцев, / Много метких батарей . («Песня бойцов»).
 
Дальневосточный Фронт укреплял амурские рубежи СССР, а литературный сотрудник «Тревоги» С. Феоктистов «мотался» по опорным пунктам от Читы до Посьета. В путевых встречах газетчик изучал историю пограничного Приамурья, знакомился с биографиями краснозвёздных Героев российских застав, раскрывал в репортажах несгибаемые характеры дальневосточников, экзотические тайны и красоты неизведанного края, адаптировал курсантские «дозорные стихи - песни»:
 
Пройди, моя песнь, ураганом / Сквозь дали, сквозь все рубежи - Туда, где Василий Баранов, / Сраженный врагами лежит... Он бился, Василий Баранов , / Решительно и горячо, Пока штыковая рана / Ему не прожгла плечо... И там, в японском застенке, / У самураев в плену, Он мужественно и стойко / Свою отстоял страну... («О мужестве»).
 
В напряженное предвоенное время шпиономании и доносов, анонимок и недоверия литературные заметки и пограничные стихи Сергея Феоктистова были моральной поддержкой и душевной отдушиной, быстро становились строевыми маршами и песнями для художественной самодеятельности стражей рубежей. Опытный сельский гармонист Сергей Феоктистов сам подбирал и помогал самодеятельным музыкантам оформлять инструментальное сопровождение Песен - маршей, Песен- баллад, адаптированных на популярные довоенные мелодии:
 
По морям и океанам на суровый край земли / Водят наши капитаны боевые корабли. / С рёвом мечутся норд-осты по бушующим волнам, / А на вахтах краснофлотцы улыбаются ветрам: ... Через льды и снегопады, через тысячу ветров / Нет и не было преграды для советских моряков! («По морям и океанам...»: Марш).
 
Искренние и ритмичные Песни побуждали современников к совершенствованию в избранном деле, «выводили ежедневные помыслы к мечтам, небесам и звёздам». Стихи политрука С. Феоктистова многократно перепечатывали военные и советские дальневосточные газеты, далёкие от московских издательств: Разбросал по небу тёмнокрылый вечер / Камни - самоцветы в тысячу карат . Ты выходишь с песней милому навстречу, / И горит задором твой счастливый взгляд ... Он тебя встречает, молодой и бравый, / Он с тобой заводит тёплый разговор... / Это он, бесстрашный, по ночам с заставы / Смело и спокойно уходил в дозор... / Вы идёте рядом, молодые оба, / Смехом и весельем наполняя тьму... / Над селом склонился месяц белолобый, / Скучно и завидно в облаках ему... («Свидание»).
 
В экстремальных ситуациях пограничных тревог люди раскрывались быстро и ярко, щедро обнажали душу и красочный спектр чувств, а поэт Феоктистов тиражировал их для всей страны: В далёкие степи и горы, / В просторы бескрайних морей Страна посылает в дозоры / Отважных своих сыновей. - Взвивайся, мой сокол, легко и высоко, / Взвивайся, мой друг боевой! Пари, быстрокрылый, над Родиной милой, / Над нашей любимой страной! («Песня пилота», - 1940).
 
Журналист - воин быстро завоевал признание читателей как Мастер боевых образов и ритмичных песен. Без стандартных лозунгов и навязчивой дидактики политрук наполнял путевые репортажи и пограничные стихи силой духа, правдой чувств и эстетической идеей верности долгу, пропагандировал стратегическую сплоченность коллективов перед лицом опасности, заострял первостепенные задачи боеготовности и военного мастерства :: ... Около Ростова Били мы Краснова: / Боевые годы в памяти свежи... Берегут два брата: Сабля и граната, / Как зеницу ока, наши рубежи! («Казачья песня». - 1940).
 
С нарастанием военной угрозы японских милитаристов, провокаций на земле, в небесах и на море, поэт - политрук превращал каждое стихотворение в боевой призыв, мобилизующий лозунг, хоровую музыкальную клятву:: - «Мы ведь с Дальнего Востока»: Марш; Муз. В. Румянцева. - 1940; ...Мы не оставим поле боя, пока не уничтожен враг! («Перед атакой!» - январь, 1941).
 
В ежедневной газетной практике «Тревожный» литработник равнялся на опыт и практику поэта Петра Комарова из краевой газеты «Тихоокеанская звезда»: В солдатских походах собрали немало / Мы песен таёжных, сказаний даурских... И если мой друг - соловей приамурский, / то я - полковой запевала («Другу»).
 
Новые песни про отвагу и традиции краснозвёздных воинов создавались с военными музыкантами, в первую очередь, для Фронтового ансамбля песни:: ... Пришпорив резвого коня, / Горнист играет нам тревогу. И мать на подвиги меня / Проводит в дальнюю дорогу... Умру в бою, но никогда / Священной клятвы не нарушу! («Так будет!» - 1941, май)
 
С началом Отечественной войны боевые стихи - клятвы Сергея Феоктистова тиражировались для концертных бригад и солдатской самодеятельности, повторно транслировались краевым радио в передачах для воинов и командиров Красной Армии, гремели горнами и барабанами::
 
- «Песня о наркоме Тимошенко» («Ледяным Карельским перешейком...»). - 1941. - июнь; - «Боевая походная» («Горнисты играют тревогу...»), - 1941. - август;
«Красноармейская - дальневосточная» («Мы грозную клятву и волю народу...»), 1941.- июль; Муз. ефр. Г. Будённого.
- «Я присягаю...»: Марш. - 1941. - сентябрь; Муз. В. Румянцева и далее.
 
Коллеги, музыканты и политработники выделяли искренность Запевалы и Горниста Дальневосточного Фронта, прямоту и напор художественных и необходимых стихов поэта - пограничника, твёрдость его идеологических установок и характера, высокий авторитет корреспондента в войсках.
 
В данном литературном анализе собраны 25 довоенных песенных произведений Сергея Феоктистова, которые в газетных архивах разных регионов сохранили дух времени, словарный запас комсомольского поэта, установки и динамику довоенной патриотической пропаганды.
* * *
 
Сергей Георгиевич Феоктистов сошёл с поэтической орбиты много лет назад. С нынешним молодым поколением дальневосточников его разделяют социальные и общественные перемены страны , смена вызовов и культурных кодов, кумиров и моды.
 
Новые политические реалии поставили новоявленные просветительные задачи и оперативные проблемы перед работниками культуры. Можно изменить тональность композиций, придумать новые мелодии, можно ускорить ритмы и темпы, но нельзя из боевого песенного арсенала страны выкинуть его душу - поэтические слоганы!
 
Извечные моральные ценности должны всегда торжествовать в сознании российских граждан и воинов. Необходимо беречь и развивать национальное духовное богатство, проверенное временем. Ориентируясь на последние тенденции, нельзя делать «кальки» с громких бездуховных ток - шоу заокеанских кукловодов.
 
Представленный обзор довоенного песенного наследия С. Феоктистова показал, как важно для стихотворца смолоду встретить знающего боевого наставника. Документально доказано, что патриотические и пограничные Песни - стихи сельский учитель литературы писал задолго до призыва в Красную Армию. Как большинство советских поэтов, он предвидел свою судьбу в событиях великой страны и Отечественной войны. Честным служением военкор сдержал клятву верности и отечеству и поэзии, и Россия отметила своего сына тремя боевыми орденами и тринадцатью военными медалями...
 
Проведенное исследование уточнило и дополнило информацию основных Библиографических справочников ДВГНБ (Хабаровск, 1973, 1989, 2013) о фронтовом журналисте и поэте Сергее Георгиевиче Феоктистове (1913-1999).
 
В ХХI веке Песни комсомольского активиста Сергея Феоктистова сохранили историческую ценность и самостоятельное литературное значение для патриотического воспитания молодёжи. Спиральное развитие всемирной истории доказало необходимость знания её уроков для деятелей литературы, истории культуры, педагогики.
 
Библиографический очерк подготовила
Феоктистова Светлана Сергеевна,
пропагандист литературного наследия С.Г. Феоктистова.
Санкт-Петербург, май 2016.
* * *
 
Довоенный песенник военкора Сергея Феоктистова:
 
1. Боевая походная («Горнисты играют тревогу...»); Муз. Г. Будённого // Тревога: Хабаровск. - 1941. - 16 августа. - С.4. - №192 (3599): ноты.
2. Запев радости («Сегодня в сердце у меня...») // С. Феоктистов. Крылатая Родина: Сб. стихов. - Краснодар. - 1939. - С.22 - 24.
3. Казачья песня («Над родной Кубанью...») // Большевик: Краснодар. - 1940. - 30 января. - С.3. - №24 (700): Послесл. ред.
4. Красноармейская - Дальневосточная («Мы грозную клятву и волю народа...»); Муз. Г. Будённого. // Тревога. - 1941. - 26 июля. - С.3. - №174 (3581). // За Родину! Сб. стихов дальневосточных поэтов. - Хабаровск. - 1941. - С.33-34.
5. О мужестве (« Пройди, моя песнь, ураганом...») // Лётчик - Сталинец: Ейск. - 1937. - 23 февраля. - С.2: Предисл. ред.
6. Перед атакой («С утра идёт горячий бой...») // Тревога. - 1941. - 23 февраля. - С.3. // Красноармеец. - 1941. - №4. - С.4.
7. Первомайский запев («Вздымай, свои песни, лихой запевала...») // Колхозная правда: Ростов - на- Дону. - 1937. - 1 мая. - С.4: Фотоколлаж.
8. Песня бойцов («Лейся звонче, наше песня..») // Ейская правда. - 1938. - 24 августа. - С.2. - №192 (2013). // Большевик: Краснодар. - 1938. - 5 сентября. - С.3. - №205 (281).
9. Песня девушке («Я помню простую походку твою...») // Большевик: Краснодар. - 1938. - 6 апреля. - С.4. - №79 (155).
10. Песня девушки («Ой, цвети, рябина, наливайся соком...») // Ейская правда. - 1938. - 1 февраля. - С.4. - №25 (1846).
11. Песня красных кавалеристов («От Байкала до Варшавы...») // Лётчик - Сталинец: Ейск. - 1936. - 28 января. - №13 (652). - С.2. // Пронский колхозник. - 1936. - 23 февраля. - №23 (789). - С.3.
12. Песня о героях полюса («Сквозь снежные хлопья буранов...») //Ейская првда: Краснодарский край. - 1937. - 26 июня. - С.1. - №147 (1469). // Пронский колхозник. - 1937. - 17 августа. - С.2. - № 93 (1006).
13. Песня о наркоме Тимошенко («Ледяным Карельским перешейком...»): Муз. Г. Будённого. // Знамя пионера: Хабаровск. - 1941. - 28 июня. -С.4. - №048: - ноты.
14. Песня о папанинцах («Ревёт метель, свистит пурга...») // Ейская правда. - 1938. - 4 марта. - С.2. - №49 (1870): 6 куплетов и Припев: фотоколлаж.
15. Песня пилота («В далёкие степи и горы...») ; Муз. М. Блантера // Культработа в РККА. - М.: Воениздат.- 1937. - №6. - С.27-30: - Нотное приложение. // Красноармеец. - 1940. - №15. - С.9.
16. Песня пилота («С заводов, окраин и пашен...»). // Большевик: Краснодар. - 1938. - 27 февраля. -С.4. - №47 (123): 6 куплетов и Припев. // Большевистская смена: Ростов- на - Дону. - 1938. - 4 апреля. - С.3. - №48 (2779). // Комсомольская правда. - 1938. - 28 мая. - С.3. // С. Феоктистов. Крылатая Родина: Сб. стихов. - Краснодар. - 1939. - С.61 - 62.
17. Песня пограничника («Тяжелая полночь гнездится у ног...»). // Пронский колхозник. - 1934. - 23 февраля. - С.4. //Лётчик - Сталинец: Ейск. - 1936. - 2 октября. - №161 (800). - С.2 //Дзержинец: Хабаровск. 1940.- 20 февраля.- С.2: -ноты. - Муз. С. Томбака.
18. Песня про оборону Царицына («По дорогам, по донским станицам...») // Большевик: Краснодар. - 1938. - 9 июня. - С.4. -№130 (206). // Красный кавалерист: Ростов - на - Дону: СКВО. - 1938. - 17 июня. - С. 2. - №142 (5230): Муз. М. Блантера. // С. Феоктистов. Крылатая родина: сб. стихов.- Краснодар. - 1939. - С.53 - 54.
19. Письмо из дозора («Закипает вода у крутых берегов....»). // Красный кавалерист: Ростов - на - Дону, СКВО. - 1936. - 14 сентября. - №202 (4707). - С.4. // Ейская правда. - 1938. - 18 января.- С. 4. - №15 (1836): Предисл. ред.
20. Племя смелых («Где зверь не решался...»): Марш пограничников // Красный кавалерист: Ростов - на - Дону. - СКВО. - 1936. - 20 февраля. - №42 (4543). - С.3: Предисл. ред. // Пронский колхозник. - 1936. - 1 апреля. - С.3. - №36 (804). // Колхозный путь. - 1936. - 28 мая. - С. 2-3. - №122 (0). // Ейская правда. -1937. - 12 января.
21. По морям и океанам («... на суровый край земли...» ): Марш. // Ейская правда. - 1938. - 12 декабря. - С.3. -№281 (2102). // С. Феоктистов. Крылатая родина: Сб. стихов. - Краснодар. - 1939. - С.59 - 60.
22. Походная песня («Мы песен знамёна высоко поднимем...») // Фронт фабзаучника. - М.: ЦК и МК ВЛКСМ. - 1933. - №11. - Вып. 1, 3 - 6, 11. - С.30.
23. Свидание («Разбросал по небу тёмнокрылый вечер...») // Красный кавалерист. - Ростов- на - Дону: СКВО. - 1938. - 12 июня. - С.4. - № 318 (5226).
24. Так будет! («Пришпорив резвого коня...») // Тихоокеанская звезда: Хабаровск. - 1941. - 18 мая. - С.3. - №118 (4791).
25. Я присягаю («Со всех сторон глядят на нас...») // Красный флот: М. - 1939. - 23 февраля. - С.4. - №27 (189). // Красный путь: Егорьевск. - 1939. - 23 февраля. - С.3. - №43 (2273): - [ «Клятва»]. // Дальневосточный пограничник: Хабаровск. - 2003. - 27 июня. - С .10. - №25 (5299): Предисл. ред. : - [К 90-летию со дня рождения поэта]. // Память и долг боевого сердца: Сценарий литературного вечера памяти. - [К 100 - летию со дня рождения поэта - фронтовика С.Г. Феоктистова]. - Хабаровск: ДВГНБ. - 2013. - 42 с. //www. calameo.com/ books/0024454501d22c322d9d1 =page 25.
 
Литература о творчестве поэта Сергея Феоктистова:
 
1. Наша группа // Большевик: Краснодар. - 1938. - 3 октября. - С.3. - №228 (304): - [О поэзии лейтенанта - лётчика C. Феоктистова].
2. Писатели в Коломне // Литер. газета. - 1933. - 11 ноября. - С.4. - №52 (307) : - [Литературный вечер на Коломенском заводе с поэтами журнала «Октябрь»].
3. Писатели Дальнего Востока: Биобиблиогр. справочник / Сост. Е.М. Алёнкина. - Хабаровск: КНБ. - 1973. - С.264 - 266. // - То же. - /Изд. 2-е, дополн. и исправ. / Сост.Т. Кирпиченко, Л. Циновская. - Хабаровск: ДВУНБ, 1989. - С.336 - 337.
4. «Поэт, журналист, пограничник», - выставка, посвященная 100летию Сергея Феоктистова: Портрет юбиляра (1913 - 1999). Фотопрезентация. / Сост. В.В. Соломенник // Благовещенск: Амурская обл. науч. б-ка. - 2013/2014. // www. libamur.ru/new/2173. html
5. Творчество С.Г. Феоктистова в мире интернет: Путеводитель по интернет -ресурсам / Сост. С.С. Феоктистова. - Хабаровск: ДВГНБ. - 2013. - 80 с.: - [ K 100- летию со дня рождения поэта - фронтовика].