Владимир Иванов-Ардашев. Из «Библиотеки дальневосточного казачества» |
|
Честно говоря, был шокирован. Ведь по правилам журналистики, если статья, в данном случае «Янус амурского казачества», опубликована в газете, то и отклик на нее также должен публиковаться в этой же газете. Но почему-то к полемике подключились другие СМИ. Меня тоже «подключили» к этой внезапной полемике, хотя и не просил.
А вообще, внимательно перечитав статью и отклики на нее, подумал, а ведь дискуссия о хабаровском казачестве необходима, и не только в связи с реакцией атамана Крюкова, который в данном случае прав, высказав наболевшее. Да, проблемы в казачестве есть, но еще больше возмущает замалчивание казачьей темы в краевых СМИ, словно казачества не существует, а если и появляются сообщения и сюжеты на том же телевидении, то обязательно со скандальным оттенком. А ведь казаки делают много полезного, осваивают земли на том же Большом Уссурийском острове, патрулируют границу, не говоря уж о патриотическом воспитании и различных фестивалях.
А разве знают обычные читатели, не казаки, что в Хабаровске уже много лет издаются книги казачьих авторов, причем литературными сериями, как, например, «Библиотека дальневосточного казачества», редактируемая и спонсируемая атаманом Крюковым? Сам узнал об этом случайно, поскольку состою в Уссурийском казачьем войске, а Владимир Викторович Крюков - в Амурском. И эту литературную серию, где публикуются очерки, стихи и проза казаков, былых и нынешних, считаю важной для региона. Вышло уже четыре тома библиотеки. И это - в тяжелейших экономических условиях, когда писатели в Хабаровске бедствуют, а художественные книги почти не издаются.
Зашел однажды в местное отделение Союза писателей России, и секретарь правления Михаил Феофанович Асламов говорит: вот полюбуйся, хорошие книги, давай, тащи атамана Крюкова к нам, пора принимать в Союз. Я, конечно, улыбнулся, сказал, что как младший по чину не могу «тащить» атамана в писательскую организацию. Но с книгой рассказов Крюкова «Горький сахар» о былых репрессиях против казачества ознакомился, и считаю, что это - добротная проза, делающая честь автору.
Не буду касаться взаимоотношений между казачьими атаманами, но за литературное «детище» Владимира Викторовича Крюкова, а именно книгу «Горький сахар» и «Библиотеку дальневосточного казачества», скажу доброе слово.
Кстати, к очередному, четвертому тому библиотеки я даже написал небольшое вступительное слово. Вот это предисловие:
На краю книжной галактики
Было время, когда казаки не только проявляли героизм на поле боя, но и писали путевые заметки, стихи и песни, выпускали книги и научные труды. И все это сохранилось в архивах, музеях, библиотеках, став общей памятью ушедших поколений.
Имена первого казачьего поэта Приамурья Леонида Волкова, героически погибшего в бою с иноземцами, атаманов Петра Краснова, Григория Семенова и других писателей, публицистов и ученых, казненных за принадлежность к казачеству, навсегда останутся в нашей памяти.
Даже в эмиграции, в Маньчжурии, Сербии, Франции и Америке казачьи авторы выпускали газеты, журналы и книги воспоминаний, а казачьи СМИ порой превосходили по количеству и тиражу другие эмигрантские издания, и по качеству публикаций также не уступали.
Сейчас казачья публицистика тоже весьма обширна, есть и талантливые авторы, энергичные журналисты, но сама «книжная галактика» российских казаков как бы ушла в тень, дистанцируясь от других, финансируемых властью и меценатами книжных изданий.
Да, у казаков есть свои бескорыстные жертвователи, которые избегают слов «меценаты» и «спонсоры», поскольку сами являются казаками. Вот и почетный атаман Амурского казачьего войска Владимир Викторович Крюков, живущий в Хабаровске, уже многие годы не просто издает казачьи сборники, но и является летописцем казачьей темы, организатором многих культурных проектов, а редактируемая им «Библиотека дальневосточного казачества» стала заметным событием уже не регионального, а общероссийского уровня. Уверен, что этому литературному и патриотическому изданию воздадут должное не только историки и архивисты, но и писатели, литературоведы, пока еще далекие от казачьей тематики.
И вообще «созвездие» дальневосточных авторов-казаков, хотя и находится на краю российской «книжной галактики», также пробивается сквозь пыль и суету нынешних дней. И какими бы суровыми ни были будни, и как бы ни обволакивало умы россиян беспамятство, не сомневаюсь, что очередной том «Библиотеки дальневосточного казачества» найдет путь к сердцам читателей, а сам литературный проект будет долгим, успешным, на благо России и казачества.
Владимир Иванов-Ардашев,
подъесаул, историк, писатель, краевед