Автор и ведущий программы «Реверс» Андрей Мирмович. Фото Виталия Зубкова (ныне покойного)
Автор и ведущий программы «Реверс» Андрей Мирмович. Фото Виталия Зубкова (ныне покойного)
- Меня давно удивляло: почему, к примеру, наш преподаватель художественной культуры хоть немножечко не напоминает ученикам о том, что поэт Осип Мандельштам сгинул в дальневосточном концлагере, а великий джазовый музыкант Эдди Рознер в качестве заключенного давал «гастроли» Колыме, - говорит в радиоэфире автор «Реверса», журналист Андрей Мирмович.
 
А действительно, задается вопросом ведущий, почему учитель истории не уделяет больше внимания древней «желтой» империи, располагавшейся на территории Приамурья? Почему «химичка» не может тот же абстрактный крекинг и способы нефтепереработки «преподать» на примере новой изомерической установки Хабаровского НПЗ, а учитель ОБЖ «не привязывает» изучение экологии к существующим проблемам реки Амур, где много лет запрещено купаться, но рыбу почему-то ловят?
 
Почему преподаватель биологии в разделе «Палеонтология» даже не пытается донести до хабаровских ребятишек, что под нами - огромное кладбище динозавров, кости которых миллионы лет назад принес селевой поток, остановившийся на границе Амурской области и ЕАО?
 
Ведь все это можно увидеть своими глазами, почувствовать и многовековое и современное дыхание своего региона.
 
- Однажды я спросил в нашей газете молодую корректоршу, работавшей над диссертацией под названием «Письменность народов Енисея», - вспоминает Мирмович 10-летней давности времена. - Спросил, дескать, почему не берешься за изучение культуры наших чжурчжэней, почему не интересуешься тем, что лежит под ногами, в прямом смысле слова? Ответ аспирантки был логически обоснован с точки зрения современной девушки: а этого в Интернете не найдешь.
 
Да, мы частенько торопимся успеть многое, пользуемся достижениями современной жизни для оптимизации своей работы, учебы и прочего. Но я, как и автор «Реверса», не очень хочу, чтобы мои дети тратили понапрасну драгоценное студенческое время на подготовку доклада, допустим, об архитектурных памятниках на примере далекого собора в Ватикане, где они еще не были и не взбирались по его крутой лестнице.
 
Уж лучше пусть пока наши ребятишки походят по Хабаровску, побеседуют с нашим историком архитектуры Николаем Крадиным, краеведами Анатолием Жуковым, Тамарой Бессолициной, Алексеем Вежновцом. Пусть для своей курсовой изучат самые последние, еще чудом оставшиеся в городе, местные экземпляры зодчества. Конечно, это не мировые шедевры, но они здесь, рядом.
 
Иногда можно и сравнить что-то местное с величественным Петербургом, взглянуть на свой родной регион – когда критически, а когда и с любовью. Но только обязательно самому взглянуть. И не на снимки в мировой паутине, не по телевизору. А воочию посмотреть на петроглифы Сикачи-Аляна, копнуть в районе Кундура, найдя там позвонок амурского гадрозавра, зайти в местный музей, пощупать осколок сихотэ-алиньского метеорита, упавшего в нашей тайге в феврале 1948 года, сплавать в затоне Заячьего острова к старинному колесному пароходу столетней давности.
 
Не помню, по-моему, Егор Гайдар на заре периода «шоковой терапии» выполз на экран с «гениальной» мыслью об освоении отдаленных районов Дальнего Востока вахтовым методом. А родившийся в Уссурийске полпред президента Константин Пуликовский чуть позднее развил эту идею, добавив, мол, наш местный мужик не хочет работать, а посему запустим сюда иностранную рабочую силу. Она дешевле, работоспособнее, и менее привередлива...
 
При таком подходе, действительно, совсем не нужно изучать культуру чжурчженей, сохранять в центре Хабаровска ясень Владимира Арсеньева, искать на улице Тургенева домик-библиотеку, где читал книжки Антон Чехов, следуя на каторжный Сахалин, изучать на Красной речке следы великого конструктора фантастических самолетов Людвига Бартини. Ничего не нужно?
 
О дальневосточных артефактах, о людях, их изучающих и о многом другом программа «Реверс» рассказывает все семь лет, очень редко кого критикуя, почти не встревая в политические и экономические процессы и конфликты. Зная острый репортерский нрав господина Мирмовича, в такое верится с трудом.
 
Итак, «всего лишь» 360 с лишним выпусков. А если помножить на три повтора в неделю, то получится больше 1000 выходов в эфир.
 
Напомним, год назад на фестивале «Вместе медиа. Дальний Восток» в номинации аудиотворчества «Вместе - радио» авторская программа «Реверс» радиостанции «Восток России» заняла первое место.
 
С чем радиостанцию и Андрея Эдуардовича поздравляем!
 
Алексей Петров, специально для «Дебри-ДВ»
 
P.S.: Редакция портала «Дебри-ДВ» присоединяется к поздравлениям нашему уважаемому замредактора, пусть и не с юбилейной годовщиной, но – поздравляем. Доброе слово, как говорится, и журналисту приятно. Желаем ему здоровья-здоровья, новых артефактов и успехов, конечно, на дачных и творческих грядках, как любит выражаться сам Андрей Мирмович