По злой иронии судьбы, в апреле, когда всю пасхальную неделю над Хабаровском раздавался праздничный звон колоколов златоглавого кафедрального собора, на строительство которого английская золотодобывающая компания, нынешняя хозяйка горно-обогатительного комбината (ГОК) "Многовершинный", отстегнула 2 миллиона долларов, на комбинате вызрела революционная ситуация. Когда, как говаривал вождь мирового пролетариата Ленин, "низы не хотят, а верхи не могут..."    

- Когда мы подняли кипеш, кто-то из руководителей поставил нам в пример китайцев, которые, мол, готовы работать и за чашку риса. А мы так не хотим! - сказал участник пролетарской смуты на "Многовершинном" водитель большегрузной машины Александр Тарасов. Прилетев в Хабаровск, он зашел в редакцию нашей газеты, чтобы рассказать свою правду об этом знаменитом на весь край и даже всю страну обогатительном комбинате. Но прежде рекомендуем познакомиться с официальной информацией об этом комбинате. Ибо всё познается - в сравнении.

 

Справка

"В 2002 г., когда была создана компания Highland Gold Mining, ЗАО "Многовершинное" стало первым и основным активом компании. Как и во всех регионах, компания уделяет серьезное внимание социальным аспектам своей деятельности.  

ЗАО "Многовершинное" является крупнейшим налогоплательщиком Хабаровского края (в 2004 г. ЗАО "Многовершинное" перечислило в краевой бюджет более 283 млн. руб.) и градообразующим предприятием поселка горняков Многовершинный в Николаевском районе Хабаровского края, обеспечивая рабочими местами и стабильной зарплатой более 1500 человек.

ЗАО "Многовершинное" принимает активное участие в реализации социальных программ администрации Хабаровского края и занимается собственной благотворительной деятельностью. Предприятие оказывает финансовую помощь Николаевскому церковному приходу, детским садам, школам, детским домам, лечебным учреждениям в Николаевском районе. Предприятие также финансирует приобретение техники и оборудования для поселковой милиции и органов МЧС. В течение 2003-2004 годов ЗАО "Многовершинное" перечислило 2 миллиона долларов на строительство Преображенского кафедрального собора на площади Славы в Хабаровске. Всего по итогам 2003-2004 годов отчисления ЗАО "Многовершинное" на благотворительность в Хабаровском крае составили более 47 миллионов рублей".

 


 

Рассказ водителя Тарасова

 

Не скатертью дорога

Мужики нашего "транспортного цеха" давно возмущались: работаем, как папы карлы, а получаем, как буратины! Мол, не доплачивают они нам за переработку. В общем, долго терпели, но однажды решили, что пора разобраться с нашей зарплатой.

В первых числах апреля организовали мы собрание. Пригласили руководство и припёрли к стене вопросами: почему укрываются переработанные часы? почему ведутся двойные табеля? почему у рабочих предприятия, которое занимает одно из первых мест в стране по добыче золота, такая нищенская зарплата? Отмахнулись от нас, как от назойливых мух: "Не устраивают наши условия - скатертью дорога! За воротами народу хватает".

В общем, нас они не поняли. Тогда мы пообещали, что поскольку у всех водителей - большая переработка (некоторые наездили по 400 часов в месяц, вместо положенных 170), то в апреле мы отработаем только положенные часы. И поставим машины в гараж - до конца месяца! Руководство посмеялось над нашей угрозой: дескать, "возьму билет - пойду пешком". Мол, ну и стойте!  

Норму часов мы отработали к 20 апреля и, как обещали, все разом поставили машины и разошлись по домам.

Поясню про зарплату. Представьте, если водитель отработает в месяц 170 часов, то без северных получит всего-навсего 3 тыс. рублей. Причем, мы ведь сами и двигатели перебираем, и электрическую часть ремонтируем, и колеса моем. А вместо того, чтобы нормально, по закону платить, они придумали какие-то хитрые премии, которые не учитывают переработки.

В том году в среднем по гаражу вышло по 14 тысяч на человека, включая зарплату руководителей и нашу переработку. К примеру, отработав 270 часов в месяц (вместо положенных 170 часов), я получил "на руки" всего 8 290 рублей. А у меня семья - четыре человека. Жена не работает, сидит с шестимесячным ребенком. Как можно на такую зарплату прожить? Думаю, инфляцию надо бы тоже как-то учитывать. Лет шесть назад, когда булка хлеба у нас стоила 6 рублей, я тоже зарабатывал 14 тысяч, но  тогда на эти деньги я мог семь раз слетать в Хабаровск и назад. Сейчас билет до Хабаровска и обратно - 9 тысяч, а булка хлеба у нас стоит 20 рублей.

 

Форс-мажор на комбинате

 

Итак, на следующий день мы дружно не вышли на работу. Узнав про нашу акцию протеста, начальники лишь покрутили пальцем у виска, махнули на нас рукой и укатили на рыбалку. Некоторые водители даже засомневались: "Бесполезно всё это, не прошибёшь их ничем..."      

Но есть Бог на белом свете: тут, как по заказу, авария! Лопнули трубы, подающие воду для охлаждения компрессоров ГОКа. Стало быть, воду надо завозить, а автомашины - стоят. Компрессоры уже закипать начали. Если через час-два воды не будет, фабрика остановится. Тут закипешевало уже начальство. Мол, такое дело, срочно выходите на работу! Представляете, что такое - остановить непрерывный технологический процесс? Ведь если "сдохнет" последний компрессор, то, чтобы заново запустить процесс, потребуется месяц.

Надо отдать должное, умеют они разговаривать с людьми. Пообещали нам за выход на работу увеличить зарплату (чего мы и добивались), а за невыход - возбудить против нас уголовные дела.

Водители решили: выйдем на работу. Хоть и хозяева здесь - англичане, но рудник-то нашенский, душа за него болит. Я ведь все свои 30 лет живу в Многовершинном. И все мы здесь связаны с комбинатом.

В общем, комбинат мы выручили. А вопрос по зарплате всё стоит. Однако народ особо не шумит, ждём решения комиссии по трудовым спорам, куда мы подали "бумаги". Мы ведь сообразили, что одним "кипешем" много не добьёмся, надо действовать грамотно. Словом, попёрли дальше.

Наконец дождались решения комиссии. Но там была такая каша... Впрочем, чему тут удивляться, если в этой трудовой комиссии почти все люди были от администрации. Хотя должна наполовину состоять из представителей от трудового коллектива.  

Кстати, про наш профком. Его возглавляет мастер Романенко, которого "протащила" администрация, и профком её всячески поддерживает. Ещё в начале всего этого кипеша мы профсоюз спросили: почему в наших расчетных листах не записаны все часы, которые мы отработали? Профсоюз ответил: часы скрывают от налоговой, чтобы вам же было лучше, поскольку так комбинат "минимизирует" налоги.

 

Останавливаться нельзя

 

Получив решение комиссии, мы, конечно, возмутились. Снова позвали руководство. Атмосфера была накалена. Водители стали кричать, ругаться. Руководство тоже тон возвысило: "Не нравится, увольняйтесь!" Уже забыли и про аварию, и свои обещания. Даже прозвучало: "Что возмущаетесь? Китайцы же работают за чашку риса!" Я не выдержал такого цинизма. Кинулся к Путинцеву, который на ГОКе занимается кадрами, и высказал ему всё, что накипело: "Мы не рабы! Мы хотим нормально работать и заработанное получать полностью!"

На следующий же день Путинцев вызвал меня к себе - для разговора. Сели. Поговорили. И вдруг он предлагает мне стать начальником гаража, но я на должность "не повелся". Тогда он говорит: "Не хочешь по-хорошему, будет по-другому..."

В общем, начали зашугивать кадры, чтобы помалкивали. Мы ведь написали заявление в районную прокуратуру, что в Николаевске-на-Амуре. Потом - в Хабаровск, в Федеральную службу по труду и занятости.

И вскоре целая бригада - прокуратура совместно с инспектором по труду и транспортным инспектором провели проверку. Факты - подтвердились.

И перерасчет зарплаты, согласно трудовому законодательству, за 2005 год - не делался; и режим рабочего времени не соответствовал законодательству; и графики выходов работников со сменным режимом работы не были разработаны, утверждены и согласованы с профсоюзным комитетом, как того требует законодательство; и часовые тарифные ставки были установлены без учета мнения профсоюза. Даже приказы о приеме на работу не имели подписей! А главное, о чём мы так много шумели, сверхурочные часы нам оплачивались лишь в одинарном размере! То есть, заработанное нами ушло в чей-то карман. Дирекции ГОКа дали предписание (от 11.05.06) устранить все эти вопиющие нарушения.

Что интересно, когда ещё шла проверка, вдруг на ГОК пришел меморандум от Генри Хорна - управляющего директора международного холдинга Highland Gold Mining Ltd (HGM), которому теперь принадлежит "Многовершинный". Хорн поспешил обрадовать, что совет директоров утвердил увеличение с 01.05.06 фонда оплаты труда - на 44 млн. рублей в годовом исчислении. Но что такое эти деньги, если на ГОКе работает 1200 человек, а у руководителей зарплата - под сто тысяч? Они все эти деньги и "съедят"...

Как бы извиняясь за эту "подачку", наши зарубежные хозяева ссылались на то, что компания "терпит убытки". Надо же, а вот есть у меня фотоальбом "Земля хабаровская", там я прочитал совсем иное: "ЗАО "Многовершинное" - лауреат национальной премии "Компания года" в номинации "Лучшее горнорудное предприятие". По финансовым, экономическим, технологическим показателям оно является одной из лучших золотодобывающих компаний России. Эффективные технологии управления производством, финансового менеджмента позволили добиться высокой производительности труда и рентабельности производства".  

В заключение скажу, что недавно мы отправили ещё одну бумагу в независимый профсоюз, в Комсомольск. Оттуда приедут к нам в июне. Еще хочу сходить здесь, в Хабаровске, в прокуратуру. Нам сейчас останавливаться нельзя. Может, когда вы в газете напишете, все зашевелятся. К примеру, налоговая инспекция или та же прокуратура. Видите ли, она у нашего руководства выявила только административные нарушения... Ведь если я не ошибаюсь в подсчётах, за семь лет из моего кармана "вытащили" 2,5 млн. рублей. Если бы я такие деньги украл, меня бы посадили на несколько лет, а у них это - всего лишь административное нарушение...

Записала Ирина Харитонова.