Боксера ведут в зал суда под конвоем. Фото: Станислав Луценко, Комсомольская правда-Приморье
Боксера ведут в зал суда под конвоем. Фото: Станислав Луценко, Комсомольская правда-Приморье

Вчера Фрунзенский районный суд Владивостока признал известного боксера Романа Романчука виновным в убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны, а также оскорблении сотрудника милиции и назначил ему наказание в виде лишения свободы в колонии-поселении на полтора года.

 

Приговором остались недовольны как сторона обвинения, настаивавшая на признании спортсмена виновным в убийстве, так и сторона защиты, добивающаяся полного оправдания. Гособвинение и защита одновременно заявили о намерении обжаловать приговор в кассационном порядке.

 

Серебряный призер чемпионата мира 2005 года по боксу в категории до 91 кг Роман Романчук прибыл в столицу Приморья в июле прошлого года в составе сборной России для подготовки к Олимпиаде в Пекине в качестве спарринг-партнера Рахима Чахкиева. Конфликт между боксером и 22-летним Олегом Мешковым произошел рано утром 28 июля на центральной площади Владивостока.

 

Как говорится в обвинительном заключении, в ходе пьяной ссоры спортсмен решил совершить умышленное убийство обидчика. Господин Мешков пытался обороняться при помощи травматического пистолета «Оса», сделав предупредительный выстрел в воздух.

 

Но боксер, по утверждению стороны обвинения, выхватил у него оружие и в упор выстрелил в лицо, а затем нанес несколько ударов руками и ногами по голове. В тяжелом состоянии пострадавший был доставлен в реанимационное отделение одной из местных больниц, где 30 июля, не приходя в сознание, скончался. По версии гособвинения, Роман Романчук попытался скрыться, но был задержан рядом с местом инцидента сотрудниками милиции.

 

При этом, утверждается в обвинительном заключении, спортсмен нецензурно оскорблял милиционеров, а на «форменное обмундирование» одного из них — Евгения Халабурдина — «прицельно плюнул». Спортсмену было предъявлено обвинение в совершении убийства (ч.1 ст.105) и оскорблении представителя власти (ст.319 УК РФ).

 

На суде в ходе прений сторон гособвинитель Вячеслав Москаев заявил, что вина подсудимого доказана. При этом он сослался на показания главного свидетеля по делу военнослужащего Владимира Моисеева, который в ходе предварительного следствия утверждал, что видел, как в ходе конфликта на центральной площади Владивостока Олег Мешков выстрелил в воздух, затем Роман Романчук силой отобрал у него пистолет и в упор выстрелил противнику в голову.

 

Правда, на самом судебном процессе господин Моисеев заявил иное: спортсмен в руки оружия не брал. Гособвинитель предложил суду критически отнестись к показаниям свидетеля, данным им на процессе, поскольку в ходе предварительного следствия его дважды допрашивали и он «заверял свои показания подписями».

 

Сторона обвинения также настаивает, что причиной черепно-мозговой травмы боксера Романчука, госпитализированного после событий 28 июля с ушибом головного мозга, стало не попадание резиновой пули, а «соприкосновение с твердой поверхностью» в процессе задержания.

 

Такой поверхностью могла быть, например, брусчатка на центральной площади. Что касается одной из двух пуль (вторая была удалена из раны Олега Мешкова в больнице), найденной на месте происшествия, то, как показала экспертиза, у нее «имеются повреждения оболочки и сердечника, которые образованы в результате взаимодействия с преградой, каковой могло быть асфальтовое покрытие или другая подобная поверхность». Следов крови на этой пуле эксперты не обнаружили. В качестве наказания гособвинитель потребовал для подсудимого восьми лет колонии строгого режима и штрафа в размере 20 тыс. руб.

 

Сторона защиты, напротив, считает, что в ходе судебного следствия была доказана полная невиновность Романа Романчука. «Версия следствия не основана на доказательствах и реальных событиях»,— заявил адвокат Евгений Тимофеев.

 

По версии защиты, в ночь на 28 июля боксер Романчук проводил время в одном из баров Владивостока, где познакомился с Олегом Мешковым. Утром тот предложил спортсмену продолжить знакомство, съездить к нему гости, но спортсмен отказался. Раздраженный отказом господин Мешков, по версии защиты, несколько раз угрожал Роману Романчуку пистолетом. «Наш подзащитный не имел агрессивных намерений и несколько раз выходил на проезжую часть, пытаясь остановить машину и уехать от Мешкова»,— сказал адвокат Тимофеев.

 

В качестве доказательства на процессе была продемонстрирована видеозапись камеры уличного наблюдения, на которой видно, что Олег Мешков несколько раз угрожал Роману Романчуку пистолетом «Оса». «В итоге Мешков прицельно выстрелил в голову Романчука, и тот получил касательное ранение»,— настаивает на этой версии сторона защиты. «Романчук, действуя автоматически, попытался задержать преступника. Он набросился на Мешкова, который уже успел повернуться спиной. В завязавшейся борьбе произошел несчастный случай — Мешков случайно выстрелил в себя»,— уверяет второй адвокат Сергей Дубинец.

 

Сторона защиты считает, что нет оснований обвинять спортсмена и в оскорблении представителя власти. «То, что Романчук нецензурно ругался, показали только два сотрудника милиции, но разве в этом случае может идти речь о публичном оскорблении?» — недоумевает адвокат Тимофеев. Сам Роман Романчук в своем последнем слове заявил, что никакого преступления не совершал, и попросил суд его оправдать.

 

Судья Наталья Гершкович в итоге признала, что боксер Романчук подвергся нападению со стороны Олега Мешкова, но превысил пределы самообороны, выхватив пистолет и выстрелив в обидчика (ч.1 ст.108 УК РФ). Также спортсмен признан виновным в оскорблении сотрудника милиции. В качестве наказания Роману Романчуку назначено лишение свободы в колонии-поселении сроком 1 год 6 месяцев 15 суток. Срок заключения боксера будет исчисляться с 13 сентября 2008 года, когда он был помещен под стражу.

 

Госбвинение и защита остались недовольны приговором. «Обвинение полагает, что предъявленное обвинение в полной мере соответствует собранным доказательствам и действия Романчука правильно были квалифицированы по ст.105 ч.1. Приговор будет обжалован в кассационном порядке»,— сообщил „Ъ“ гособвинитель Москаев. «Приговором мы недовольны, мы же настаивали на признании Романчука невиновным»,— заявил адвокат Тимофеев. Он добавил, что «защита действует последовательно и будет добиваться полного оправдания Романчука».

 

Алексей Чернышев, Владивосток,

Коммерсантъ(Хабаровск) № 55(4110) от 28.03.09.