В конце минувшей недели политический мир Японии потряс крупный скандал. Один из самых влиятельных дипломатов страны, спецпредставитель правительства Сиотаро Яти с первой полосы одной из центральных газет призвал поделить с Россией Южные Курилы пополам и закрыть надоевший вопрос.
о. Итуруп |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Ведущие члены кабинета немедленно отмежевались от такого предложения, явно приуроченного к предстоящему в начале мая визиту в Токио премьер-министра России Владимира Путина. С подробностями — корреспондент ИТАР-ТАСС в Японии Василий Головнин, специально для „Ъ“.
Скандальное интервью влиятельного политика было опубликовано в пятницу в газете «Майнити». В нем бывший первый замглавы МИД Японии, ныне спецпредставитель правительства по внешнеполитическим вопросам Сиотаро Яти заявил, что Токио стоит отказаться от своих претензий на все Южные Курилы — Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу более мелких необитаемых островков, которую в Японии именуют Хабомаи и для удобства считают одним островом.
По мнению дипломата, ради развития отношений с Москвой нужен компромисс — раздел спорных территорий пополам по площади. Напомним, что еще в 1956 году при восстановлении с Токио дипломатических отношений после Второй мировой войны советский лидер Никита Хрущев предложил передать Японии Шикотан и Хабомаи и подписать на этой основе мирный договор. Токио от этого отказался, настаивая на всех Южных Курилах. В 2000 году Москва подтвердила свою приверженность «формуле Хрущева».
«Шикотан и Хабомаи,— сказал в интервью Яти,— это лишь 7% от площади всех этих островов. Итуруп — очень велик. Если делить острова пополам по площади, то получается три острова плюс 20–25% Итурупа».
Передача этой половины, по мнению спецпредставителя, будет означать, что Токио наконец-то получит, целиком или частично, все вожделенные территории, чем можно удовлетвориться. «Не хочется, чтобы четыре северных острова стали камнем, на котором поскользнутся японо-российские отношения»,— подчеркнул высокопоставленный дипломат.
После публикации интервью глава МИД Японии Хирофуми Накасонэ немедленно заявил, что в официальной позиции страны нет никаких изменений — мирный договор с Россией будет подписан только после «определения вопроса о принадлежности» всех Южных Курил. На языке Токио это означает только одно: признание там японского суверенитета.
«Правительство страны никогда не занимало позиции, изложенной в интервью»,— пояснил и генеральный секретарь кабинета министров Такэо Кавамура. Примерно то же сказал журналистам и премьер Таро Асо. Наконец, и сам господин Яти, который находится сейчас в командировке в США, вроде бы сказал по телефону представителю МИД Японии, что его слова в газете переврали.
Однако не все так просто: идея компромисса с Москвой на основе раздела Южных Курил активно обсуждается в токийской элите уже несколько лет. За прецедент предлагается брать договоренность России и Китая от 2004 года: тяжелый вопрос о восточной части границы между двумя странами был решен путем раздела пополам ряда спорных островов на реках Аргунь, Амур и Уссури.
Японский премьер Асо три года назад в бытность министром иностранных дел публично говорил о возможности договориться с Москвой по формуле «три острова плюс 25% Итурупа». Потом, правда, он тоже утверждал, что его неверно поняли. Уже в нынешнем году крайне влиятельный экс-премьер Дзюнъитиро Коидзуми в ходе визита в Москву проявил интерес к идее раздела Южных Курил. Наконец, 18 февраля после встречи с президентом России Дмитрием Медведевым на Сахалине Таро Асо заявил, что лидеры двух стран договорились вести переговоры о мирном договоре, опираясь на «оригинальные нестандартные подходы».
Нынешний всплеск дискуссии о возможности раздела островов явно приурочен к предстоящему 11–12 мая визиту в Токио российского премьера Владимира Путина. «Обычно премьер-министры в вашей стране не слишком углубляются в вопросы дипломатии, однако это явно не относится к Путину, который, как нам кажется, по-прежнему формирует внешнюю политику Москвы,— сказал мне осведомленный источник в Токио.— Очень важно обсудить с ним в мае возможности прорыва по вопросу о территориях, чтобы потом закрепить достигнутое в июле во время новой встречи премьера Асо с президентом Медведевым на саммите „восьмерки“ в Италии».
«Не сомневаюсь, что в правительстве Японии очень серьезно восприняли бы российское предложение о разделе островов,— считает влиятельный японский журналист, занимающийся отношениями с Россией.— Думаю, что его в целом не отвергло бы и наше общественное мнение».
Однако продвижение в этом направлении пока маловероятно: Россию сейчас ничто не подталкивает к быстрому компромиссу с Японией по островам. Многие в Токио тоже не настроены спешить: публикация, возможно, слегка перевранного интервью Сиотаро Яти и последовавшие за этим подтверждения неизменности позиции Японии по островам во многом закрывают малейшие лазейки для компромисса во время визита Владимира Путина.
Коммерсантъ(Хабаровск) № 71(4126) от 21.04.09 .