Путь из Нижних Халб обещал приключения, но все обошлось. Самая трудность этих мест - транспорт. Здесь ничего толком не ходит. Автобус, идущий в северном направлении, ходит раз в сутки из Комсомольска вечером, и он в моем случае совсем не годился - надо было успеть в село не позже 16:30. Других вариантов не было. Ни с кем больше не смогли договориться, кто в этот день мог меня подбросить - всем нужно было в город, и максимум меня могли подкинуть до трассы, а там дальше сам лови попутку. Из Тамбовки тоже не могли прислать за мной - не было вариантов, только если забрать с трассы. Ловить попутку на трассе - тоже вариант почти невозможный и очень рискованный. Не стоит забывать, что мы находимся в местах, приравненных к районам крайнего севера в декабре месяце. На этой трассе утром машины в северную сторону почти не ходят. Да и если увидят количество моего багажа - вряд ли остановятся. "Автостоп на севере не спасет," - сказал местный водитель. Решено было ехать до Селихино на юг - это более 60 км от поворота на Халбы. Путь нерациональный, учитывая, что мне надо в обратную сторону. Но в Селихино можно сигналить сколько угодно. В случае чего можно греться в кафешке. По дороге еще вспомнили про автобусы компании "5 звезд" - там у них остановка. Выехали. Пустая трасса. Пейзажи дикие и неприступные. На протяжении поездки в сторону Селихино встречных машин было всего 2 или 3. Через примерно 40 км тормозим встречную машину - видимо, тут какой-то секрет для меня, вечного пассажира и пешехода, но два водителя, едущие навтречу, как-то поняли друг друга. Через минуту я уже ехал в Нижнетамбовское.
Редко можно встретить водителя с тонким музыкальным вкусом. Особенно таксиста. Водитель, с которым я ехал, молчал всю дорогу. Что-то у него постоянно играло. Минут через 10 я понял, что это то, что мне нужно. Звучала современная электронная музыка без слов, создающая атмосферу поездки. Он был целиком погружен в музыку. Погрузился и я. Говорить ни о чем не хотелось. Для меня это что-то было новое. Если браться описывать музыку словами, то это нечто такое, связанное с движением, так как в музыке присутствовал ритм, и суровой красотой севера с широкой гармонией. Музыка и дорога слились. Казалось, все эти уснувшие леса на снежных сопках ведут повествование, и ты стал частью необозримой картины. Пока все идет по плану. Мгновение остановилось. Я перемещаюсь по воле этого незнакомого и загадочного человека в нужное мне место. Кстати, в последнее время приходится доверять вот так любым абсолютно людям. У многих из них совсем негламурная внешность, неотесан язык и многое другое, что бы оттолкнуло в обычной жизни. Но в ситуациях, связанных с дорогой или с таким делом, где постоянно требуется помощь, любая поддержка неоценима. "Помощь нужна?" "Да, конечно, если нетрудно, довезите, пожалуйста". Или пустят погреться. Или накормят оголодавшего туриста в лесу. Много разных ситуаций. И протянет свою руку помощи иной раз человек, который в основной массе людей представляет именно эту самую основную массу. Т. е. особых внешних признаков у настоящего друга - никаких. И невозможно разобраться в людях в праздных разговорах и пустых посиделках. Нужно обязательно попасть в передрягу, а там гляди внимательно, кто рядом с тобой - вот будет большим сюрпризом, когда рядом с тобой окажется совсем тебе незнакомый человек, или твой знакомый, которому ты раньше внимание не удилял. Жизнь полна таких открытий. Когда начинаются открытия - начинается жизнь. И если ты не испытал разочарования в прежних людях - значит ты и жить не начинал. Пожалуй, так оно у всех.
Мы подъехали к селу, водитель довез меня до ДК, предварительно спросив у местного, где он находится. Высадил, пожелал удачи и уехал также задумчиво и молча. За всю дорогу не задал ни одного вопроса.
Село находится в широком живописном месте. Далеко прямо и позади находятся горы. На западной стороне - гора Шаман, излюбленное туристическое место. Село упирается в стык Амура и то-ли озера, то-ли протоки (зимой трудно определить). На базе этой деревни в советские годы хотели строить город Бонивур, но строительство свернули. Чьи-то романтические надежды связаны с этим местом.
Культура в упадке, как и почти везде. У меня лично создается ощущение, что культурная жизнь еще теплится только в национальных селах малых народов.
Очень холодный ДК. На концерте было около 10 чел., которые постоянно то приходили, то уходили. В целом, все закончилось, и славно. Ночевать придется здесь до раннего утра под толстыми одеялами. Автобус в половине седьмого.
Фото будут позже.
Фотогалерея: