twimg.com, Вячеслав Шпорт
twimg.com, Вячеслав Шпорт
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт фактически объявил о том, что намерен участвовать в выборах в сентябре 2018 года. И, скорее всего, в отсутствие сколько-нибудь внятной альтернативы, Шпорт имеет все шансы остаться на посту главы региона на следующий период. С чем придет Хабаровский край к сентябрю 2018 года - выяснял Vostok.Today.
 
В долговой яме
 
Вячеслав Шпорт возглавляет Хабаровский край с 2009 года. За 9 лет он умудрился загнать регион в такие долги, что выбраться из них самостоятельно край уже вряд ли сумеет - чудес, когда речь идет о финансах, не бывает.
 
На 1 января 2010 года долг Хабаровского края составлял всего 2,11 млрд рублей. К январю 2013 долг вырос почти в три раза - до 5,59 млрд. Дальше наращивание долгов уже неслось вскачь, не останавливаясь - на 1 января 2014 - 15,42 млрд, на 1 января 2015 - 23,19 млрд, январь 2016 года - 30,81 млрд, январь 2017 года - 36,09 млрд рублей, на 1 января 2018 года долг Хабаровского края составил 41,11 млрд рублей. Казалось бы - впору остановиться. Но регион продолжал занимать и занимать. С января по февраль 2018 года власти набрали кредитов еще на 5 млрд рублей. Увеличив сумму долга до 46,1 млрд рублей.
 
В марте 2018 года Сбербанк открыл Хабаровскому краю кредитную линию на 13 млрд рублей. К чему это приведет - догадаться не сложно.
 
На что занимал Хабаровский край все эти годы? На исполнение «майских указов» президента. Вместо того, чтобы зарабатывать на исполнение поручений президента, их пытались исполнять в долг. В результате указы-то худо-бедно выполнены, но регион погряз в таких долгах, что неизвестно: что лучше?
 
Может ли такое неуемное набирание кредитов привести край к дефолту? А почему нет? На обслуживание кредитов уже сегодня тратится порядка 3 млрд рублей в год. И если ничего не менять и двигаться тем же путем и теми же темпами, то лет через 5-6 дефолт вполне возможен.
 
Губернатор и правительство изо всех сил рассчитывают на новые инструменты - ТОРы, свободный порт, Комсомольск-на-Амуре.
 
ТОРы, есть, порто-франко есть, а долги все растут
 
Но пока все эти инструменты приносят больше пиар-успехов, нежели денег.
 
Из всего многообразия проектов в рамках ТОР, реально какую-то деятельность показывает только японско-российский проект по созданию тепличного комплекса в Хабаровске. Компания производит тепличные овощи на продажу - помидоры, огурцы и т.д. Овощи хорошие, вкусные, но от дефолта регион «помидорки» не спасут.
 
Свободный порт Ванино пока может похвалиться лишь проектами, которые, возможно, будут реализованы через несколько лет.
 
Самый реальный проект - строительство крупного морского специализированного терминала компанией «Колмар» в свободном порту Ванино. Но порт только строится. Пополнять краевую казну он начнет очень не скоро.
 
Режим порто-франко распространен на Советскую Гавань. Но что там получится и когда, вообще пока не ясно. Главные проблемы Советской Гавани - отсутствие железной дороги и прекрасная, глубоководная, но намертво замерзающая зимой бухта, что делает Советскую Гавань совершенно неконкурентной по сравнению с соседним Ванино.
 
К тому же у Советской Гавани уже есть печальный опыт «создания» портовой особой экономической зоны. Инвесторы тогда присматривались, создавали проекты, тратили время и деньги. Но ПОЭЗ так и не состоялась. Инвесторы и к режиму свободного порта в Советской Гавани будут относиться с большой осторожностью.
 
Свиньи дохнут, коровы болеют…
 
В ходе недавнего отчета Вячеслава Шпорта перед Законодательной думой Хабаровского края, представитель КПРФ, депутат Виктор Постников «поставил губернатору на вид»: «В Комсомольске-на-Амуре объем инвестиций сократился, новые рабочие места не созданы. В животноводстве полный провал. Свиньи дохнут, коровы болеют. Фермеры не могут продать молоко и выливают его в канавы. Правительство развалило общественный транспорт в регионе. Народ не поддерживает политику правительства края!».
 
В сельском хозяйстве региона действительно полный провал. Крупнейшее предприятие по производству свинины - «Агроэнерго» - тонет в долгах и отбивается от энергетиков и налоговиков.
 
ДЭК уже намеревалась полностью отключить предприятие от энергоснабжения, но предприятие вымолило очередную отсрочку.
 
С декабря 2017 года по март 2018 года на предприятии поголовье свиней сократилось с 40 тысяч до 19 тысяч. Падеж продолжается. Сотрудники не получают своевременно зарплату.
 
На упрек со стороны парламентария Шпорт ответил нечто невразумительное: «У нас не сельскохозяйственный регион».
 
Это вызвало шквал критики в социальных сетях: «А ведь какое предприятие было - «Агроэнерго»! У нас целое министерство сельского хозяйства сидит! Чем они заняты? Что они делают?! Гранты раздают, отчеты красивые пишут - а у нас «Заря» загнулась, коровам всем миром люди деньги на корм собирали! Теперь свиньи дохнут! Разогнать всех этих чиновников, а на сэкономленное свиней да коров нормально содержать! Хоть польза будет».
 
«Сколько уже в крае из-за безграмотности и бездействия краевого правительства уничтожено, погублено сельхозпредприятий! А чиновники за свои кресла мертвой хваткой держаться! А толку-то от них и нет!».
 
«Да просто надо понимать психологию чиновников. Если их не заинтересовать - предприятию не жить. Они не покупают местную продукцию в местных магазинах, они не лечатся в простых больницах. У них все хорошо. Им все эти наши страдания - по боку. Будут предприятие работать или нет, будет у людей работа или нет - им все равно, их жизнь от этого не зависит».
 
Скандал с умирающими свиньями - не первый. Год назад, в апреле 2017 года, жители Хабаровского края всем миром собирали деньги на корм для умирающих от голода коров на ферме в Котиково. Помимо коров от голода там страдали и люди - работники месяцами не получали зарплату.
 
Как выбраться из долговой ямы? Сократить управленческий аппарат
 
Этот совет давно уже дают губернатору Шпорту многочисленные эксперты - буквально наперебой. Шпорту настоятельно рекомендуют сократить управленческий аппарат и начать, наконец, экономить на «красивой жизни» и тратить деньги на насущные нужды региона. Ведь, как ни крути, но население Хабаровского края не видит, куда ушли более 46 млрд кредитных рублей.
 
Если жители краевой столицы хотя бы видят какое-то развитие, то жители муниципалитетов, в подавляющем большинстве, вообще не могут понять, на что тратит деньги правительство Хабаровского края.
 
Но о сокращении управленческого аппарата, судя по всему, и речи не идет.
 
Напомним, ранее мы писали о «новшестве», которое с подачи Вячеслава Шпорта имеет место быть исключительно в Хабаровском крае. А именно - введение института уполномоченных представителей губернатора в муниципальных районах края.
 
Прошло довольно много времени с того момента, как пять полпредов губернатора приступили к своей работе за немалую, надо заметить, зарплату. Vostok.Today попытался выяснить, каковы результаты работы полпредов.
 
За основу мы взяли тот непреложный факт, что люди, получающие зарплату из бюджета региона, должны публично отчитываться о своей работе. Мы искали отчеты полпредов.
 
Полпред губернатора Шпорта в Амурском районе Михаил Иголкин в своем Твиттере рассказывает о том, что он поздравляет работников культуры с праздником, после трагедии в Кемерово он написал, что необходимо усилить безопасность в торговых центрах, рассказал о том, что на совещании уполномоченных представителей губернатора Хабаровского края (оказывается, они проводят совещания) обсудили подготовку к празднованию 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, о том, что он принял участие с заседании Совета творческой интеллигенции, еще - поздравлял спортсменов-лыжников. Без должности полпреда губернатора никак было не обойтись? Больше в Амурском районе некому поздравлять лыжников и писать в Твиттере?
 
Идем дальше. Ванинский муниципальный район. Полпред губернатора Юлия Данилова. На местном сайте «Наша Гавань» госпожа Данилова в публикации под заголовком «Женщина - лидер. Код успеха», рассказала о том, что она - мама четверых детей и вообще очень целеустремленный и успешный человек.
 
«В первую очередь - я мама четверых детей. В семье все дети воспитываются в строгости, учатся бережному отношению друг к другу и дому, работают в саду. Одним из важных наших правил является расписание, а это учит нас всех самоорганизованности», - рассказала о себе полпред губернатора Хабаровского края Юлия Данилова.
 
Четверо детей - это прекрасно. Но при чем тут губернатор Шпорт, казна Хабаровского края, бюджетная зарплата многодетной мамы?
 
Далее госпожа Данилова сообщила о себе, что она, к тому же, еще и успешный предприниматель. Но чем занимается полпред губернатора? Это так и осталось загадкой.
 
Следов жизнедеятельности других полпредов Шпорта мы не обнаружили.
 
В июле 2017 года Вячеслав Шпорт провел совещание со своими полпредами, где нацелил их на выявление проблем в социально-экономическом развитии муниципалитетов и на решение этих проблем. Речь шла о ЖКХ, здравоохранении, образовании, других важных отраслях.
 
На этом совещании выступила еще одна «полномочная представительница» Шпорта - Марина Ним из Солнечного района. Полпред сообщила, о том, что жителей отдаленных поселков необходимо привлекать к общественно-государственному сотрудничеству. Расшифровать эту загадочную рекомендацию госпожа Ним не потрудилась. Тем более она не обнародовала, что лично ею сделано в этом направлении.
 
Любой чиновник, получающий зарплату из бюджета, должен приносить пользу. Какую пользу приносят полпреды Шпорта - понять невозможно.
 
Полпреды либо сидят молча, либо блистают в Твиттере, либо дают интервью о своей успешности, своих детях и прочих, весьма приятных вещах. Тем более приятных, что вся эта «художественная самодеятельность» щедро оплачивается из бюджета, который погряз в таких долгах, что губернатору впору испугаться. Но губернатору не страшно.
 
С чем придет Хабаровский край к выборам в сентябре 2018 года?
 
С огромными долгами. С дефицитом бюджета, финансировать который, согласно разъяснениям регионального минфина, правительство намерено за счет заемных средств.
 
Если регион продолжит набирать кредиты такими же темпами, то лет через 6-7 его неминуемо ждет дефолт. Но этого времени Вячеславу Шпорту вполне хватит на еще один губернаторский срок. А там - уютное кресло в какой-нибудь госкорпорации и обеспеченная солидной пенсией старость. А как потом будут выживать люди в Хабаровском крае - нынешнему губернатору будет уже не столь важно.
 
«Vostok.Today», 10.05.18