Позорище! Только так мягко и можно сказать о новой исторической музыкальной драме «Залив счастья. Адмирал Невельской», которую показали в Хабаровском краевом театре драмы. Хабаровчане премьеру восприняли бурно, как и принято в театре, громко аплодировали и даже кричали «браво!». Положено же так. Привыкли так. В театре же. Но чему аплодировали?
 
Аплодировали тому, как со сцены доказывали, продажа Аляски - Русской Америки - правильный шаг правительства. А кто бы вы думали доказывал? Генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьев-Амурский. Именно он написал записку, и со сцены ее озвучил. Но дальше больше.
 
По сценарию, на аудиенции графа с великим князем Константином Николаевичем (младшим братом Александра II) присутствует и Геннадий Невельской. И он подхватывает идею - надо продавать Аляску, иначе Крайний Восток потеряем, я согласен! - говорит под бравурную музыку Невельской. Зал аплодирует.
 
Рассуждения о продаже Аляски занимают значительную часть спектакля (вторую часть), чтобы у зрителя отложилось, что это сделали граф Муравьев-Амурский и адмирал Невельской.
 
Похоже, у этих рассуждений есть и другая задача - убедить или заболтать зрителя - что уступка своей земли - это нормально, а продажа земли - выгодна! К чему нас готовят?...
 
И даже когда литературный соперник Невельского - некий Крафт заявляет: перехвачена переписка, Невельской пишет о согласии продать Аляску, мол, Невельской - предатель, выкатывается трон с Александром II и император говорит: тогда и меня запиши в предатели...
 
А самое главное в биографии Невельского - как основал Николаевский пост, как доказал, что устье Амура - судоходно, и что Сахалин - остров - невнятным сумбурным пунктиром, с некой логической путаницей.
 
Автор этого сценария - 38-летний белорусский драматург юрист Андрей Курейчик. Главный режиссер-постановщик, москвич, экс гендиректор «Росгосцирка», народный артист РФ Александр Калмыков. Второй режиссер-постановщик, хабаровчанин Виктор Асецкий - он же актер в роли Невельского...
 
Безусловно, в спектакле восхитительны и бесподобны воландовские 3-D декорации художника-постановщика, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Марии Вольской (г. Москва), шикарные московские костюмы студии «Лео» (руководитель Влад Ручимский), с которых, конечно, жалко, что летят пух и перья, когда они цепляются за половую рейку на сцене, оставшиеся, видимо, еще со времен работы клуба НКВД. Прекрасные актеры, которые, разумеется, не виноваты, что приходится играть по такому сценарию из скучных надерганных монологов таких предателей... В общем, в большой бочке дегтя есть ложка меда...
 
Правда, авторы драмы подстраховались. В театральной программке они так и написали: «несмотря на то, что в спектакле присутствую факты биографии Г.И. Невельского, драматург и режиссер имеют право на свое художественное видение данной темы, поэтому произведение не является документальным...».
 
Когда спектакль закончился, только один зритель уже выйдя из зала, грустно сказал, что из Невельского сделали какого-то предателя, и узнав про этот спектакль, он бы в гробу перевернулся... И с этим нельзя не согласиться...
 
Константин Пронякин.
 
Кстати
Спектакль «Залив счастья. Адмирал Невельской» создан при поддержке министерства культуры РФ, грант на постановку составил 9,3 млн рублей.