часть 1
 
В белорусском Гомеле я просидел около трёх дней. Хотел и в другой какой-нибудь город зарулить, однако с выступлениями в Республике Беларусь проблем оказалось не меньше, чем с выступлениями в России. Здесь нет карантинных ограничений. Но есть политика, которая касается тут даже небольших мероприятий. Всё надо согласовывать с местным облисполкомом. Всё должно пройти цензуру и утверждение.
 
Я зондировал многие города. Хотел провести штук 6 концертов, но повсюду складывалась сложная ситуация, особенно в Минске. Судя по реакции из Минска, туда лучше вообще не соваться. Спокойнее поехать куда-нибудь в Бобруйск, Жлобин или Барановичи. Политическая нестабильность особенно бурлит в столице, а на периферии только отголоски, и столичные дворцовые перевороты мало сказываются на жизни провинции. Но глубинка, как и везде, трудна сама по себе для восприятия нетривиального материала.
 
Положительный предварительный отклик был только из Витебска и Гомеля. Однако, наслушавшись страшилок про Белоруссию от не бывавших в Белоруссии российских знакомых, я решил перестраховаться и спросил у организаторши из Витебска, как нам уладить вопрос с согласованием моего выступления с местными властями. Оказалось, что если втягиваться во всю эту тягомотину, то придётся потерять время и ещё заплатить 35 долларов - налог на иностранного артиста. Налог мы условились разделить поровну. Для согласования нужно предоставить репертуар и разную о себе информацию. Без этих заморочек есть риск встретить на своём концерте людей в масках и даже понести уголовное наказание (как мне рассказывали).
 
К слову, многие российские музыканты и авторы действительно запрещены в Белоруссии. В перечне даже Паша Фахртдинов и подобные, выступающие сольно. Если в творчестве присутствует малейшая критика президента Республики Беларусь, то всё... Поэтому, предоставляя свой репертуар к согласованию, я на всякий случай убрал из одного бывшего концертного анонса песню "Миф о рукотворной башне", в которой можно с натяжкой разглядеть политический подтекст. Почти неделю в витебском исполкоме решали насчёт меня, и...
 
Меня утвердили. Действительно, если я не пою о политике, не пропагандирую аморальных вещей, то нет проблем. А, может, подфартило... Но от концерта в Витебске я отказался. Дело в том, что от согласования до мероприятия должно пройти минимум 10 дней. Но оставалось уже 9. Переносить выступление? Но наперёд уже были планы. Хватит мне с Белоруссии одного Гомеля, где никаких согласований и уплаты налога не потребовалось. Поскольку концерт запланирован в Русском Доме, там действуют российские правила.
 
Республика Беларусь приятно меня встретила, но особо не удивила. Отличие Республики Беларусь в целом от нашей страны, я бы сказал, даже меньше, чем некоторые особенные российские регионы отличаются от России в целом. Русский говор белорусов такой же почти как на Кубани. Цены примерно российские, только в другой валюте. Вывески, баннеры и надписи то на одном, то на другом, то сразу на двух языках - такое же примерно в Коми, Татарстане.
 
Концерт в Гомеле состоялся в целом душевный, после которого я не вылезал с хаты человека, принимавшего меня. Пригласившие меня люди даже потом удивились: приехал путешественник в другую страну, и ничего ему неинтересно. Потом дошло, что если человек месяцами ездит, то он только и ждёт возможности где-то упасть и не сдвигаться с места. В последний день меня всё же свозили в небольшой соседний городишко Ветка, где мы посетили музей старообрядчества.
 
Многие страхи насчёт Белоруссии действительно преувеличены. Если не планировать ничего масштабного, то можно и без согласований обойтись. А в мелких населённых пунктах поди и ждут мероприятий - там не как у нас, на локдаун ничего не закрывается. Впрочем, во многом из-за этого, эпидемиологическая ситуация в Белоруссии остаётся довольно тяжёлая.
 
Из Гомеля прямиком в Москву, где состоялся душевный квартирник в съёмном домике у человека, который летом пару раз заезжал ко мне в Хабаровск в своём путешествии по востоку России. Каучсёрфинг мне теперь помогает не только находить ночлеги и организовывать концерты, когда я сам нахожусь в поездке, но также налаживать связи, когда я нахожусь у себя дома и иногда принимаю гостей.
 
Потом я двинул на юг. Липецк - пивбар. Душевно, весело и почти аншлаг, учитывая скромную вместимость паба для своих. Накормили, завернули липецкого мёда в дорогу. Спасибо!
 
Воронеж. Это уже третий визит в этот город за этот год. Договорился с молодыми ребятами, которые приходили в пивбар в прошлый раз. Провели с ними очень душевный квартирник.
 
Ростов-на-Дону. Срыв выступления. Редкая ситуация. В данном случае заслуживает отдельного рассказа. Через пару дней провёл квартирник в доме у двоюродной сестры в Ростовской области. Спасибо моим родным за поддержку!
 
Далее черноморское побережье - Анапа, Геленджик. Концерты скромные, но душевные. Всюду сопровождал меня музыкант из Анапы, опытный путешественник. С ним попробовал себя в настоящем автостопе. Однако автостоп на юге оказался очень плохой. Расстояние от Геленджика до Анапы (2 с небольшим часа на "блаблакаре") мы ехали стопом 7 часов. Никто нас почти не брал. Стояли мы на трассе долго на самых разных позициях. Много прошли пешком. Моему компаньону как-то удавалось охмурять некоторых стоящих водил - так нас бесплатно подвезли дальнобойщик и таксист. Но первым водителем оказался, как по заказу, бывший житель Хабаровска.
 
Отношение водителей здесь можно понять по следующей показательной ситуации. Едет молодой человек в пустой машине. Мы пробуем его застопить, как на западе, протягивая руку и поднимая большой палец. В ответ он показывает палец нам. Мой компаньон расшифровывает этот знак, что водитель может взять только одного пассажира. Но я уверяю своего напарника, что сейчас нам показали средний палец.
 
Краснодар. Почти неделю здесь провёл у своего друга музыканта Кости Бердникова, который уже окончательно перебрался с Дальнего Востока и обосновал в Краснодаре свою студию. На сегодня Костя единственный человек, который хочет и может играть мои песни. В этот раз он предложил сделать мой репертуар в студийном варианте. Моя задача только спеть и сыграть, а всю остальную аранжировку он сделает сам. Большой поклон ему за это, поскольку заниматься всей студийной работой самому у меня теперь совсем нет времени.
 
В Краснодаре состоялось полтора квартирника. Первый - ознакомительный, на который пришли три костиных друга. Следующий был на квартире одного из них. Выступал в обоих случаях для творческой аудитории. Душевно посидели.
 
Потом был Ставрополь. Днём приехал. Поздно вечером уже умотал. Так нередко бывает, что в каком-то городе даже на ночь не остаюсь - приехал, отыграл и уехал дальше. Концерт прошёл в пивбаре. Народу немного, но были те, кому зашло. На вокзал потом завезли зрители с концерта.
 
Ночной поезд до Ростова-на-Дону, а там сразу на электричке в Таганрог, в котором провёл несколько дней. Познакомился с замечательной четой - Владимиром и Светланой Дорда, у которых жил. Владимир и Светлана занимаются коллекционированием книг и на общественных началах помогают местной библиотеке пополнять фонды редкими книгами. Литературу им постоянно дарят разные авторы, в том числе из-за рубежа присылают. С писателями, художниками и разными творческими людьми Владимир постоянно поддерживает связь. Я не мог им не подарить своих книг: одну лично, другую библиотеке, в которую они меня сводили.
 
Концерт в Таганроге был в частном заведении, прошёл в очень душевной атмосфере. Полагаю, пересечение культур, смешение народностей влияет на восприятие. Таганрог находится рядом с Украиной и когда-то даже входил в её состав. Украинцы одно время составляли большинство населения в Таганроге. Можно сказать, Таганрог уже является неким преддверием Украины, что сказывается на результате мероприятия. Чем более не такое место, куда ты едешь, тем больше к тебе, приезжему, интерес. Большое спасибо этому прекрасному городу!
 
Хотел заехать в Волгоград. Зондировал, писал людям - бес толку. Второй раз безуспешно пытаюсь пробить миллионник на Волге. Переиграл на Воронеж. Это будет уже четвёртый концерт в Воронеже в 2021 году - почти такой же по населению, как и Волгоград. Почему-то один город проявляет заинтересованность, другой, расположенный почти в тех же краях, не проявляет. Ну и ладно. Те же воронежские ребята снова собрали квартирник, правда на другой хате. Хорошо провели время.
 
Зашивался с планированием, писал куда ни попадя. Старый Оскол откликнулся почти сразу. Туда и поехал после Воронежа. Концерт провели в художественной мастерской в узком кругу. После концерта и чаепития большая часть зрителей провожала меня на поезд в Курск - мне это говорит о многом!
 
Ночью в Курске меня встречал на своих жигулях Юра Боб. Не устаёт постоянно меня встречать и возить - для меня такие люди единичны и бесценны. Вечером провели квартирник у него на хате, на котором в том числе были люди с прошлого весеннего квартирника. Обстановка тёплая, общение душевное. Ощущение того, что наши встречи здесь стали уже чем-то традиционным. На следующий день выехали с Бобом на жигулях в Москву.
 
Очередной квартирник в Москве состоялся при содействии знакомых Боба на сталинской хате. Душевно и приятно. Хозяин переживал, не протащат ли гости алкоголь, - как оказалось, не зря переживал. Всё-таки надо было предупредить в анонсе, что посиделки трезвые. Один пожилой гость, видимо из среды бардов, прихватил бутылку чего-то там, но ему объяснили, что распивать чего-то крепче чая здесь, увы, нельзя. Он не стал возражать. В этот раз также приходили знакомые москвичи из автостопной тусовки, друзья Боба и кое-кто ранее незнакомые мне. На московских встречах есть подвижки. Первые самостоятельные выступления в Москве довольно скромно собирались, но теперь формируется уже стабильная публика. Ночевал на этой же хате. Кроме меня здесь же заночевал один из зрителей.
 
Пора двигаться на восток. После Москвы - Тольятти. Остановился у человека, который помог по всем вопросам - с ночлегом, анонсом среди друзей, доставкой по городу, проводами на электричку. Одаривал полезными вещами. Концерт проходил в том же ночном баре, что и в прошлый раз, - называется "Один день". Народу было немного. В основном были те, кто приехал с нами на одной машине. Позже подтянулись ещё люди - рабочие с местного автомобильного завода, которые регулярно отдыхают в этом пивбаре.
 
Обнаружил неподалёку от заведения светящуюся надпись "ДНО". Спрашиваю:
- Что это?
- Пивнушка.
Удивило, что подобного рода заведение прямолинейно назвали, по сути, своим незавуалированным именем. А если оно до сих пор не закрылось, значит такое название совсем не смущает клиентов.
 
Пытался найти более приличный вариант выступить в Тольятти в этот раз - не вышло. Закралась крамольная и смешная идея, что после концерта в "Одном дне" можно в принципе попробовать напроситься выступить во втором "ДНЕ" как-нибудь в другой раз.
 
На концерте нализались почти все, кроме жены водителя (надо же кому-то за руль сесть). Пока развозили всех по домам, мне пришлось потерпеть поддатых пассажиров на заднем сиденье, между которыми я находился. Один из них - дед Константин, пожилой бородатый байкер, персона почти легендарная в местной тусовке. Дед неустанно болтал, докучливо лез обниматься и всё не мог понять, уважаю я его или нет. А я не мог понять, что ему отвечать вообще, и кроме того порядком устал от гудежа - уже и в моей трезвой голове гудело.
 
После Тольятти был Стерлитамак в Башкирии. Добирался с несколькими пересадками: в Самаре с электрички на поезд и в Уфе на "блаблакар" - с раннего утра до позднего вечера заняла дорога. Удивительно, что башкирский водитель с меня не взял денег, когда рассказал ему, кто я и чем занимаюсь. В Башкирии уважают путешественников. И вообще хорошо принимают, несмотря на сложности организации выступлений. Говорят, автостоп здесь тоже неплохой.
 
В Стерлитамаке познакомился с очень приятным человеком Лёшей Уразаевым - поэт, активист, Дед Мороз зимой. Всегда свежий, подтянутый, заряженный оптимизмом. Стеснённые условия коммуналки не смущали. Главное, чтобы человек нужный был. С ним меня свёл как-то другой хороший человек, путешественник Тахир, с которым я познакомился на вписке в Йошкар-Оле два года тому назад. Случайных встреч не бывает.
 
Концерт в Стерлитамаке проходил в офисе политической партии. Слушали замечательно! После мероприятия устроили хоровод.
 
Потом был квартирник в Уфе у человека, найденного по "каучсёрфингу", - тоже путешественник. Организация скомкалась и мы собрались всего вчетвером, включая Тахира, примчавшегося стопом из Стерлитамака.
 
После Уфы уехал ночным поездом в Тюмень. Там меня встретил знакомый тюменец, который организовывал мне выступление в прошлый раз. С ним мы уже сдружились. Летом он заезжал ко мне в Хабаровск проездом на Курилы.
 
Тюменский квартирник проходил дома у молодой талантливой поэтессы и режиссёра Маргариты Чекуновой. Собралась местная творческая братия в небольшом составе. Так и посидели с песнями, чаем, разговорами.
 
Рано утром выехал в Екатеринбург. Сперва на электричке, потом на трамвае с вокзала до места, причём доехал бесплатно. Трамвай был сцеплен из двух вагонов. Видимо, кондуктор там был один. За полчаса, пока я ехал во втором вагоне, так и не дождался кондуктора. Спасибо этому трамваю!
 
Концерт был намечен в местном пивбаре. Организацию провалили, концерт не состоялся, и я умотал вечером на вокзал, где сел на поезд до Барнаула.
 
Ночью ко мне в вагон подсел тюменец. Решил разделить со мной дорогу. Он захотел съездить на Алтай и подгадал так, чтобы часть пути ехать со мной - уже соскучился. В Барнауле нас вписали обоих. Скоро он уехал дальше, а я остался давать концерт.
 
Встреча проходила в музыкальном магазине, в котором я выступал два года тому назад, но прошло в этот раз всё довольно скромно, хотя и душевно принимали. Я к тому моменту уже воспринимал спокойно любые результаты, поскольку устал суетиться и хотел уже побыстрее переместиться в восточную сторону ближе к родному дому.
 
Потом снова был Новокузнецк. Там я встретил свой день рожденья. Зондировал несколько городов под эту дату: Новосибирск, Томск, Кемерово. Откликнулся всё тот же шахтёрский город, который и в начале маршрута хорошо меня принял. Не очень я хотел туда ехать, но пришлось, видимо, по иронии судьбы. Состоялся квартирник, сравнительно многолюдный, однако там что-то внимательно слушали всего несколько человек. Остальные постоянно то курили, то тянули слабоалкогольные напитки, разговаривали и шумели, в антракте сами пели разные известные песни. К приглашённому гостю внимания примерно ноль. Один человек купил книгу, и только ему я сообщил, что сегодня у меня днюха. Наверное, результат есть.
 
Потом был Красноярск. Хотел попробовать выступить в тамошнем Академгородке, но провалили организацию. После Красноярска выехал в Иркутск и пробыл там две недели, после чего уехал в Хабаровск.
 
Всего активно выступал свыше трёх месяцев. А если смотреть, сколько вообще отсутствовал, то все четыре. Всего состоялось 40 выступлений, 8 организационных провалов. Из тех, что состоялись - 13 квартирников, 6 пивбаров. Остальное - прочие места, относительно цивильные (библиотеки, арт-пространства, офисы политических партий и др.).
 
Попадались места, где было настолько противно находиться, что я испытывал чувство обиды, а потом облегчения, когда покидал их. Раздражал контингент не только приглашённый, но и сами хозяева, персонал. Столько мата, похабщины и безвкусицы терпели мои уши! Сюда добавить прокуренно-алкогольный аромат. В таких ситуациях можно только дать себе совет тренировать выдержку и повторять про себя: "Ом-м-м..."
 
В целом слабые результаты объясняются скомканным планированием. Изначальный план, как часто у меня порой складывается, - ехать на запад, а далее как вывезет кривая. Заняться составлением графика минимум на месяц в этот раз не позволили навалившиеся личные заботы.