Сегодня индустриальный центр Хабаровского края  прощался с работниками ОАО «КнААПО»,  ушедшими из жизни 13 сентября в результате несчастного случая во время плановой командировки  на базе индонезийских ВВС.

 

А. Полторак, С. Воронин, В. Сафонов
А. Полторак, С. Воронин, В. Сафонов

 

Инженера по эксплуатации Александра Полторак, специалистов  авиатехники Сергея Воронина и Виктора  Сафонова из зала ДК «Авиастроитель» вместе с родными и близкими провожали в последний путь сотни заводчан, ученых технического университета, представителей власти и центрального аппарата авиахолдинга.

 

- За рубеж для выполнения задач по международному сотрудничеству мы всегда отправляем только лучших людей, - сказал во время траурной церемонии прибывший из Москвы руководитель направления технологий и технического перевооружения «Сухого» Андрей Сафонов. – Я знаю Александра, Сергея и Виктора почти 20 лет. Они были яркими представителями инженерной элиты гагаринцев. Причины трагедии, вырвавшей их из наших рядов, еще до конца неясны. Но, заверяю, ничто не помешает объединению выполнить все важнейшие задачи, поставленные перед нашим инженерным составом в Индонезии.  

 

- Сейчас главная задача  всего трудового коллектива завода   - поддержать родных и близких погибших, - уверен представитель руководства профсоюзной организации авиастроителей  Александр Аброськин. – Представьте, что именно в день похорон инженеру Сергею Анатольевичу Воронину исполнился бы 51 год. Все трое опытнейших работников КнААПО «ушли» буквально на пике творческих сил. Эту потерю пока даже невозможно сполна осмыслить. Но специальной комиссии, куда вошли руководители заводского профкома, предстоит проанализировать очень многое, чтобы подобные инциденты никогда не могли повториться.  Возможно, еще раз  придется корректировать и некоторые пункты трудовых контрактов инженеров, выезжающих за рубеж.

 

- Местное отделение партии «Единая Россия» в полном составе присоединяется к соболезнованиям, - отметил руководитель исполкома Евгений Колоколов, -  Это тяжелейшее испытание в первую очередь для родных и близких, но не только... Все расходы, связанные с похоронами, взяло на себя авиационное предприятие. КнААПО, КнАГТУ, весь Комсомольск сегодня  вместе с родными и близкими инженеров  переживает тяжелую утрату. И не только потому, что Полторак, Сафонов и Воронин были специалисты самого высокого уровня. Это были светлые, жизнелюбивые, ...настоящие комсомольчане.

 

Комсомольск провожает инженеров в последний путь
Комсомольск провожает инженеров в последний путь

 

...Между тем, многие  представители завода имени Гагарина  после похорон обратились  к представителям СМИ с просьбой проявить максимальную корректность и профессиональную выдержку при освещении возможных причин трагедии. Ведь основные версии смерти специалистов, изложенные в центральных печатных изданиях РФ, как уже ясно, были на 50 процентов рождены творческим  домыслом одного репортера. Скандалы раздувать гагаринцы не приучены, но сегодня уже достоверно известно: некого «ответственного работника КнААПО» по фамилии Молчанов, якобы, давшего 14 сентября сенсационное интервью московскому  журналисту Виктору Баранцу, вообще не существует в штате производственного объединения.

 

Юрий Ковалев

«Приамурские ведомости», 21.09.10

--------

 

Трагедия под крепким градусом

 

В Комсомольске-на-Амуре 21 сентября проводили в последний путь троих специалистов КнААПО. Опытнейшие инженеры этого авиапредприятия Сергей Воронин, Александр Полторак и Виктор Сафонов при загадочных обстоятельствах скоропостижно скончались на авиабазе в индонезийском городе Макассар. Они входили в состав гарантийной бригады и занимались обслуживанием поставленных Индонезии истребителей Су. На сегодняшний день официальная версия гибели авиаинженеров – отравление метанолом. Однако она вызывает много вопросов.

 

Скорбная церемония

 

В воскресенье 19 сентября тела трех специалистов ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина» (КнААПО), которое входит в холдинг «Сухой», были доставлены в родной город. Днем раньше, в пятницу 17-го на индонезийской авиабазе «Султан Хасануддин» в провинции Южный Сулавеси состоялась траурная церемония, в которой принял участие и командир авиабазы Агус Суприатна. В этот же день самолет с телами трех россиян вылетел в Россию.

 

В Комсомольске процедура прощания проходила в Доме культуры авиастроителей. Как сообщалось накануне, похороны полностью оплатит КнААПО, которому инженеры отдали почти четверть века своей жизни. Ранее губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, который в свое время тоже работал на КнААПО, заявил, что семьям скончавшихся авиастроителей окажут помощь согласно специальному механизму поддержки.

 

Губернатор также отметил: «Такие случаи происходили и ранее. Дело в том, что там экваториальная часть земного шара: климатические условия очень сложные. Конкретной причины случившегося я не знаю, но в мою бытность были подобные случаи во Вьетнаме и других странах, которые находятся в такой зоне повышенной жары, когда организму непривычно. В чем вопрос - разберутся. Это трагедия и большая утрата для нашего предприятия».

 

Погибшие в Индонезии российские специалисты работали в составе группы из почти сорока россиян, которая занималась гарантийным обслуживанием стоящих на вооружении ВВС Индонезии самолетов марки Су-27 и Су-30. Напомним, в 2003 г. Индонезия закупила в России четыре боевых самолета, а в августе 2007 г. стороны заключили контракт на поставку еще шести истребителей Су. Три Су-30МК2 российского производства были официально переданы индонезийской стороне в феврале 2009 года.

 

Два новых самолета прибыли в Макассар 10 сентября этого года. Пятью днями раньше сюда прилетела бригада комсомольских специалистов в составе 12 человек, в числе которых были инженеры Воронин, Полторак и Сафонов. А через 9 дней их не стало.

 

О гибели инженеров заявил в понедельник 13 сентября Агус Саприятна, глава авиабазы «Султан Хасануддин», на территории которой россияне занимались техническим сопровождением купленных Индонезией «сушек». По словам г-на Саприятна, тело Александра Полторака было обнаружено под кроватью в номере отеля, после того как тот не спустился утром к служебному автобусу, который должен был доставить его к авиабазе. Виктор Сафонов ранее был госпитализирован в местную больницу, где позже скончался из-за проблем с сердцем. При каких обстоятельствах была установлена смерть Сергея Воронина, не сообщалось.

 

В самых первых сообщениях о гибели наших троих авиаинженеров говорилось, что они, видимо, скончались от сердечного приступа. Мол, таково предварительное заключение местных врачей.

 

Однако теперь официальная версия совсем иная: отравление метанолом. Пока она основана на заключении индонезийских экспертов. Руководитель экспертно-криминалистической лаборатории национальной полиции Индонезии Боедионо заявил газете Jakarta globe: «Мы обнаружили метанол после качественного анализа образцов почек жертв, левого и правого легкого, а также брюшной полости. Употреблять это вещество очень опасно».

 

В пользу этой версии говорит и то, что метанол, или метиловый спирт, который трудно отличить от неядовитого обычного этилового спирта, используется на истребителях «Су» в составе технических жидкостей. Не секрет и то, что обычный спирт на военных российских самолетах с 70-х годов практически не применяется. Кроме того, в мусульманской Индонезии, куда были откомандированы инженеры из нашего города Юности, фактически сухой закон.

 

Отравились или отравили?

 

Сегодня уже мало кто пытается оспорить версию о том, что инженеры погибли именно от отравления метиловым спиртом. Однако нет однозначного ответа на другой вопрос: это был несчастный случай или инженеров отравили преднамеренно?

 

Правда, посол РФ в Индонезии Александр Иванов заявил: «Смерть трех россиян на авиабазе в индонезийском городе Макассар наступила в результате отравления метанолом, российское посольство получило официальное заключение местных патологоанатомов. ...Продвигаемая некоторыми российскими СМИ версия об умышленном отравлении безосновательна. Мы рассматриваем кончину трех российских граждан как несчастный случай».

 

Однако некоторые факты говорят отнюдь не в пользу несчастного случая - или так называемого бытового отравления.

 

Источник в российском авиапроме сообщил одному из российских информагентств, что все, кто обслуживает истребители «Су», прекрасно знают, что метанол - сильный яд, 5-10 мл которого (двух столовых ложек) достаточно для тяжелого отравления, а 30 мл являются для человека смертельной дозой. И подчеркнул: «Умершие в Индонезии трое российских авиаинженеров много лет проработали на авиатехнике и не могли выпить метанол по ошибке, тем более что его специально подкрашивают в розовый цвет». Отметить и такой факт, упомянутый в прессе: в истории фирмы «Сухого» не было ни одного случая, чтобы ее сотрудники отравились техническим спиртом!

 

Впрочем, техжидкость, в состав которой входит метиловый спирт, похоже, тут ни при чем. По данным индонезийских СМИ, полиция обнаружила в номере одного из погибших два пластиковых пакета, «в одном из них была бутылка с нормальным алкоголем, а во втором - бутылка с алкоголем, смешанным с метанолом».

 

Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» Виктор Баранец провел свое небольшое расследование. По его сведениям, воскресным вечером 12 сентября специалисты из Комсомольска участвовали в небольшом застолье со спиртным.

 

«В одной из бутылок из-под виски (была еще и бутылка джина) индонезийские следователи обнаружили остатки... метанола! Судя по акцизной марке, «жидкость» приобреталась в Индонезии (только воспаленный ум может предположить, что россияне разбавляли виски или джин техническим спиртом для крепости!).

 

Вот здесь и спрятан ключ к разгадке тайны. Почему? Да потому, что в пирушке участвовали шесть россиян и два «неизвестных гражданина». В общей сложности восемь человек. Из них три умерли, а еще два отравились (иностранцев среди пострадавших, как видим, не было, что наводит на некоторые догадки). Похоже, что одна часть компании употребляла виски, а другая - джин. Кто пил джин, тот не пострадал», - сообщил обозреватель «КП».

 

Месть конкурентов?

 

Если предположить, что наших инженеров отравили умышленно, то почему?

 

Вот что по этому поводу сказал обозревателю «КП» инженер-конструктор авиазавода в Комсомольске-на-Амуре Александр Молчанов:

 

- Пусть мой ответ прозвучит как версия. Не мне вам рассказывать, что самая большая конкуренция на индонезийском рынке оружия разыгралась между Россией и США. Что касается авиации, то мы там победили штатовцев по всем статьям. К тем 10 «Су», что мы уже продали индонезийцам, они решили прикупить еще 6. И уже прорабатывались новые контракты... К тому же Россия дала Джакарте кредит в 1 млрд. долларов.

 

Мы переиграли американцев там вчистую. Они зверели и устраивали разные козни, распускали лживые слухи о низком качестве наших истребителей, лезли с разными дешевыми контрактами - лишь бы отыграть рынок. Но индонезийцы уже хорошо изучили нашу технику и, к их чести, оказались надежными партнерами. А штатовцы после потери рынка понесли многомиллиардные потери...

 

На КнААПО, как сообщила газета «Коммерсантъ», мнения по поводу возможных причин смерти разделились. Часть из коллег погибших допускает, что причиной смерти мог стать алкоголь. Однако другие сослуживцы не верят в такую версию произошедшего. Мол, это были не простые работяги, которые напиваются каждый вечер», - считает один из коллег.

 

На одном из авиационных форумов в интернете приводятся такие доводы в пользу версии, что российским спецам помогли уйти из жизни:

 

«Кто убил наших парней? Троих сразу? Подумайте сами. 1. Индонезия закупила российские самолеты. Если создать проблемы с их обслуживанием, в следующий раз она может предпочесть других производителей. Особенно если в самой Индонезии тоже что-то «вдруг» произойдет в ближайшие дни. 2. А какие самолеты были конкурентами российских при выборе Индонезии? 3. Если вы хотите просто создать помехи и трудности, лучше всего подойдет смерть одного техника за другим через три-четыре месяца. Разумеется, только от естественных причин. 4. Если вы хотите послать недвусмысленный сигнал России и Индонезии - то за одну ночь умирают сразу три русских мужика. Разумеется, только от естественных причин».

 

Между тем еще 14 сентября во внутренней (локальной) сети КнААПО появился документ, в котором причиной смерти россиян называлось отравление. И вряд ли мы скоро узнаем что-то новое об этой загадочной тройной смерти. Полагаем, даже если наше следствие найдет доказательства в пользу версии с конкурентами, ее похоронят под грифом «секретно».

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», 22-29 сентября 2010, № 39(890)

http://www.habex.ru/paper/123/1704/

.