8 ноября во Фрунзенском районном суде города Владивостока рассматривался исковое заявление Роскомнадзора к учредителям газеты «Арсеньевские вести» «о прекращении деятельности средства массовой информации».
Формальными причинами для закрытия газеты стали два предупреждения, вынесенные Роскомнадзором нашей газете в 2009 году. Оба предупреждения весьма сомнительны и никак не тянут на злоупотребление свободой слова, приписываемой нам столь уважаемым и весомым управлением федеральной службы из столицы России.
Надо отдать должное госпоже власти, что она приняла самые активные действия для того, чтобы придать весомость этим двум предупреждениям. Нас неоднократно вызывали в прокуратуру, чтобы возбудить уголовные дела и по той, и по другой публикации. Однако та ошибка, которую мы допустили в первой публикации, и которую мы сразу признали за собой, была чисто технического характера: при удалении многочисленных ошибок журналиста перед публикацией одну из них случайно пропустили в печать.
Чтобы загладить эту вину, Татьяна Демичева (представитель «АВ») предложила заключить мировое соглашение с потерпевшей, что мы и сделали. Таким образом (честное слово, не намеренно!) буквально выбили почву из-под первого предупреждения.
Второе предупреждение гораздо более серьёзно: нас обвинили в экстремизме. Но сделали это так же неуклюже, как поступили и с «Новой газетой». Поводом для предупреждения послужила буква «Х», стилизованная под свастику, в аббревиатуре «ЖКХ» на карикатуре к статье. Даже из заголовка этой статьи – «Горемычные жертвы ЖКХ», сразу видно, что никакой пропагандой фашизма здесь и не пахнет. Вовсе наоборот: сравнивается репрессивная система ЖКХ с ещё более репрессивной системой фашизма, т.е. обе системы подвергнуты критике.
Да и закон об экстремизме прямо указывает, что изображение свастики или другой атрибутики фашизма может быть признано экстремизмом лишь при наличии пропаганды фашизма. И прежде, чем делать столь серьёзное предупреждение газете «Арсеньевские вести», известной по всей России и за рубежом, необходимо было привлечь грамотного специалиста, который сделал бы лингвистическую экспертизу. На это им указали оба представителя «АВ», Александр Смольский и Татьяна Демичева.
Однако работники Госкомнадзора, некоторые из которых даже не знают, кто такие Кукрыниксы и Херлуф Бидструп, посчитали себя достаточно подготовленными для принятия решений о наличии экстремизма в карикатуре. Да и зачем нужны специалисты, когда на первом месте присутствует вовсе не жажда справедливости, а только желание закрыть газету? Желание, возможно, вовсе не служащих Роскомнадзора, а совсем других лиц, стоящих гораздо выше и с дирижерской палочкой в руках. Иначе, зачем было бы судьям Таганского суда города Москвы пять (!) раз возвращать мне мой иск об отмене предупреждения об экстремизме без рассмотрения, по самым надуманным и смешным причинам? И (вы не поверите!) трижды точно такой же иск мне вернули без рассмотрения из Фрунзенского районного суда города Владивостока! Кто же поверит, что этими действиями никто не руководит?!
Но нам повезло. Судья Бичукова отказала в иске Роскомнадзору, так как всё-таки следует букве закона, а не понятиям, этот закон подменяющим. Определяющим звеном отказа в иске о прекращении деятельности газеты стало искажение закона Роскомнадзором. В законе прямо говорится, что вопрос о закрытии газеты может ставиться при наличии двух НАРУШЕНИЙ в течение года. А Роскомнадзор поставил во главу закона два ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ в течение года. Но между двумя событиями, даже если их считать нарушениями, прошло полтора года, то есть гораздо более 12 месяцев, указанных в законодательстве. На эти ключевые несоответствия законодательству указал представитель газеты «АВ» Александр Смольский.
В заключение хочу подчеркнуть, что истинная причина попытки закрыть газету кроется в приближающихся выборах. Если на этих выборах не будет столь наглого нарушения законов и демократии, если хотя бы чуть-чуть будет значить голос народа, то такие газеты, как «Арсеньевские вести», как «Новая газета» и другие независимые издания станут чрезвычайно опасными для этой жадно сосущей команды, уцепившейся за власть.
А нас пытаются прихлопнуть разными способами все 18 лет нашего существования. Это желание всегда обострялось в момент выборов. Только раньше этим занималась приморская власть, и ничего, кроме головной боли себе и повышения рейтинга нам, их действия не приносили. Москва ещё не знает этого? Ну что ж, теперь узнает.
Ирина Гребнева,
«Арсеньевские вести»