Михаил Колбаско |
|
14 января «Приамурские ведомости» отметили 130 лет. Но не все знают и помнят, что наша российская и советская газета с 1917 по 1990 год не выходила.
О причинах закрытия, об обстоятельствах возрождения газеты уже в наше время, а также о том, кто стоял у ее истоков в советско-российский период, мы решили узнать у ныне здравствующего Михаила Стефановича Колбаско – бывшего главного редактора «Приамурских ведомостей», одного из команды журналистов, предложившей открыть новое краевое периодическое печатное издание.
Кстати, 1 января (это по паспорту, а так – 10 декабря 2023 г.) Колбаско исполнился 81 год! С чем его и поздравляем!
– Михаил Стефанович, с чего начиналась газета?
– Если кратко, то с демократии. Ведь почему «Приамурские ведомости» закрыли в 1917-м? Потому что редакция не поддержала большевиков, отстаивала честь нашего Отечества и была за царя, за Николая II. Такие газеты коммунистам были не нужны! Появились партийные издания, некоторые из которых выходят до сих пор...
В 1986 году было принято постановление ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийного руководства Советами народных депутатов». В нем указывалось на «необходимость проведения курса на повышение самостоятельности, активности и инициативы Советов, на избавление представительных органов от мелочной опеки партийных органов…»
26 марта 1989 года состоялись первые выборы народных депутатов СССР на альтернативной основе. А 28 мая начал свою работу I Съезд народных депутатов СССР, ставший, благодаря прямой трансляции на телевидении его деятельности, толчком к развитию политического самосознания всего населения страны.
В результате проведения альтернативных выборов в апреле 1990 года значительно обновился состав местных Советов. Поскольку они включали нескольких сотен избранников (в Хабаровском крае было 250 краевых депутатов!), а традиция фракционности еще не была выработана и каждый желающий стал получать слово для выступления, прежде короткие и хорошо отрепетированные сессии превратились в нескончаемые дебаты.
Также депутаты сразу разделили полномочия между Хабаровским краевым Советом (председателем стал Николай Данилюк) и крайисполкомом (главой назначен Валерий Литвинов). Тогда и появилось предложение – создать печатный орган Хабаровского краевого Совета народных депутатов.
– А кто конкретно это предложил?
– Это был ваш покорный слуга. Будучи журналистом и заместителем ответственного секретаря «Тихоокеанской звезды», я являлся тогда и… краевым депутатом.
В региональном Совете мы создали фракцию «Обновление». В нее входили 12–14 человек, в том числе Татьяна Александровна Ярославцева, нынешний профессор Дальневосточного института управления РАНХиГС. И у меня был доступ к трибуне.
Нас поддержали, помню, председатель Железнодорожного райсовета Хабаровска Николай Васильевич Быков, прокурор Железнодорожного района Валерий Иванович Кшевин, начальник отдела крайисполкома Анатолий Федорович Левин – бывший первый замначальника УВД края (потом он возглавит аппарат крайдумы), начальник отдела завода отопительного оборудования Борис Сергеевич Суровцев и многие другие.
Хотя были и противники газеты, которые ссылались на наличие краевой «Тихоокеанской звезды» и заявляли, что незачем тратить деньги на еще одно издание. Говорили об этом экономист Павел Минакир, литератор и журналист Юрий Ефименко. Время их поправило...
В итоге Совет решил создать газету. По инициативе председателя крайсовета Николая Данилюка была образована комиссия, которую возглавил начальник упрполиграфиздата, бывший главный редактор «Тихоокеанской звезды» Анатолий Бронников (он побывает и главредом «ПВ» в 1996–1998 гг.).
Проблема возникла с поиском руководства новой газеты. Мы выдвигались на должность главного редактора вместе с Сергеем Лебедевым (он возглавлял отдел партийной жизни в «ТОЗе»), но большинства голосов на сессии краевого Совета народных депутатов никто не получил. И тогда пришлось мне, как народному избраннику, принять радикальное решение – сняться с выборов и призвать проголосовать за Лебедева.
Он определился с командой: будучи выпускником Дальневосточного государственного университета, позвал журналистов из Приморья. Меня пригласил заместителем редактора.
Название газеты тоже выбирали голосованием. Сначала был вариант «Стяг Советов». Но потом приморские журналисты предложили возродить «Приамурские ведомости» [именно во Владивостоке, в Обществе изучения Амурского края – Приморском отделении Русского географического общества, сохранились подшивки «ПВ» за первые годы выпуска]. Если точнее, то название газеты «пришло» из Владивостока, от историка Амира Александровича Хисамутдинова.
Дали нам кабинеты в «белом доме» – тогдашнем Хабаровском крайкоме КПСС (в 1990-м он оказался пустым!). В этом здании мы проработали четыре года. В выходных данных за 1994-й у нас уже было указано: «Хабаровск, Муравьева-Амурского, 56» [хотя с 1992 года с этого дома начиналась «укороченная» ул. Карла Маркса и адрес администрации сменил только губернатор Михаил Дегтярев в 2020-м]. В этот же период журналистам дали пять (!) квартир. Я лично помогал в решении этого вопроса…
В октябре и декабре 1990-го вышло два пилотных выпуска по 50 тыс. экземпляров. С 1991 года газета перешла на ежедневный выпуск (пять раз в неделю), формат А3, а потом и А2. Первый (третий по счету) номер в 1991 году вышел прямо в Новый год – 1 января.
Тогда для возрожденной общественно-политической газеты «Приамурские ведомости» были характерны демократичность и критичность. В редакции витал «боевой дух». Издание стало открытой трибуной для правых и левых, глотком свободы, благодаря которому можно было узнать о самых передовых взглядах и мнениях известных и неизвестных людей.
– В августе 1991 года «Приамурские ведомости» стали одним из немногих изданий на востоке страны, не поддержавших ГКЧП и выступивших за Бориса Ельцина. А в октябре 1993-го отказавшихся печатать указы Руцкого...
– Да, именно в то время я остался за главного редактора (Сергей Лебедев уехал в отпуск в США) и отказался печатать документы и телеграммы ГКЧП. Мы обратились к народу вместе с краевыми профсоюзами (тогдашний председатель крайсовпрофа Михаил Яковлевич Затеев поддержал газету) и организовали на площади им. Ленина в Хабаровске митинг (тогда это называлось собрание трудовых коллективов) в поддержку Бориса Ельцина. Пришло более 3 тыс. человек! И я выступал на этом собрании. В «ПВ» мы опубликовали обращение Президента РСФСР, которое он зачитал на танке, объявив, что в стране произошел госпереворот, а члены ГКЧП – путчисты.
– К сожалению, задумку сделать «Приамурские ведомости» парламентской газетой регионального уровня так до конца и не реализовали.
– Осенью 1993 года, в ходе политического кризиса, система Советов была окончательно ликвидирована. Завершили работу Съезд народных депутатов и Верховный Совет, затем и Советы всех уровней. Появилась краевая дума, а мы пустились в свободное плавание. У нас была большая подписка, реклама, и мы более-менее стали жить на собственные деньги.
Когда в 1990-х спал политический накал в обществе и на печатном рынке появились конкуренты, «Приамурские ведомости» нашли себе новую нишу: они стали изданием для семейного чтения. А теперь вернулись на круги своя, став губернаторской газетой.
Беседовал Константин Пронякин, фото из архива автора
«Приамурские ведомости», №1