Общаясь с большим количеством людей во время своих долгих разъездов, каких только не доводилось услышать суждений от них! Все настолько различны, насколько непохожи сами люди друг на друга. Попадаются интересные, оригинальные взгляды, а то и вовсе сумасшедшие воззрения.
 
Бывают люди крайних взглядов. Нередко такие чураются социума, ведут затворническую жизнь. Видимо, другие люди тоже их сторонятся, отчего эти цепляются за любую возможность рассказать кому-то свои открытия, подозрения и убеждения. Какой-нибудь глашатай истины спешит вам сообщить, что Бога нет, всё пыль и прах, мы потомки животных (почему ему не грустно от этого?). Другие будут топить за теории заговора, что нас целенаправленно уничтожают, нужно сопротивляться этому, обрубая все связи с паразитической системой. Третьи, словно это имеет сегодня значение, с глубочайшей обидой обругают коммунистов и лично Сталина, пока однажды вам не встретятся четвёртые (седьмые, десятые, двадцатые) - православные радикалы. Об одном таком любопытном человеке хочу повести речь.
 
Споры о религии - занудство из занудств. Учитывая, что вера - основа религии, то пытаться что-то доказывать, опираясь на этот чисто субъективный фундамент, является методологической ошибкой. Это всё равно что спорить о музыке, что есть "тру", что есть "позерство", а что-то и вовсе шлак, не достойный обсуждения. Делить искусство на "правильное" и "неправильное" занятие бессмысленное, поскольку в искусстве нет понятия истины, а только вкус и предпочтения. Там срабатывает всё, даже атональная дисгармония. Но если пытаться утверждать какую-то истину, то нужны серьёзные аргументы, диспут должен вестись языком с чёткой терминологией, а начинать надо с базовых основ, насчёт которых нет ни у кого разногласий. Вкус здесь не должен играть роли. Например, базовые моральные ценности, если мы хотим найти общий язык в разговоре о духовном. Если даже не всегда удаётся согласовать сами основы, то лучше не начинать такого разговора. Даже с пониманием основ порой проблемы у тех, кто пытается вам сообщать догмы. Все дальнейшие объяснения зачастую повисают в воздухе.
 

 
Один старец говорил про иноверцев: "Я не знаю, как они спасаются, я знаю только, что я без Христа не спасусь." Пожилой адепт православной веры тем самым уклоняется от диспута. Видимо, понимает, что нет в этом смысла, либо просто бережёт свои силы для молитвы. Однако неофиты и посредственности очень любят толкать проповеди всем, кому не лень - способ самоутверждения что ли? А когда видят, что с ними не желают общаться, воображают себя победителями.
 
С одним провинциальным баптистом, который взялся меня подвезти на машине, как-то зашёл разговор. Скоро мы  переключились на обсуждение вечных тем. Когда возникло ощущение, что вот-вот начнётся проповедь, я тут же поспешил её закончить нарочно наивным вопросом: "Так что, мусульмане не спасутся что ли?" В качестве ответа он сослался на строки из Библии, говоря тем самым, что иноверцам ничего не светит.
 
Ссылка на авторитет (священное писание или святая личность) - обычный метод у проповедников. Однако это работает для паствы их религии, также иногда для людей с неопределившимися установками. У всех прочих может вызвать отторжение, поскольку там авторитеты могут быть другими. И если заговоривший, повышая голос, станет требовать признание и уважение своего авторитета, то вызовет лишь сомнение, смущение и желание смыться поскорее у захваченного в клещи "неверного". Наверное поэтому таковой предложит вас подвезти, чтобы вы не сбежали раньше времени - до окончания поездки ваши уши будут во власти проповеди.
 
К счастью, люди интеллигентные, аккуратные в словах и без межконфессиональных предубеждений есть среди священства. С ними можно вести любые диалоги, чувствуя доброжелательность, и не опасаясь давления, сомнительных нравоучений. И хорошо, когда упорные радикалы стоят где-то побоку, а то и вовсе занимают маргинальную позицию, а многие их архаичные и нетерпимые заявления никогда не прозвучат из авторитетных уст (впрочем, во время обострения социальной и политической обстановки может быть всякое).
 
К одному я однажды заехал на постой. Его рекомендовал настоятель местного храма в маленьком сибирском городе. Пожилой воцерковлённый человек скромно жил в частном доме и принимал у себя паломников. Я приехал в заштатный городишко с концертом, как обычно. Город был не намного крупнее ПГТ, и добрая часть города представляла собой частный сектор.
 
И не было у меня дурных мыслей к этому доброму человеку, пока мы не заговорили с ним на разные темы. Очень скоро я решил, что мне лучше помолчать, иначе могу вызвать раздражение у него, да и сам рискую потерять душевное равновесие и время на бесполезный разговор с православным радикалом таких же несгибаемых и странных убеждений, как у адептов Земли плоской. Хотя последние безобидные, но первые могут иметь затаённую злобу, желание с кем-то поквитаться, отчего увлекаются странными, подчас целиком выдуманными теориями.
 
Наше общение больше смахивало на монолог моего собеседника и мои редкие вопросы со скудными комментариями. Теперь меня не столько интересовала информация из его уст, сколько он сам. Что сформировало у него подобные умозаключения, где он этого набрался, и почему вся эта сомнительность так ему близка? Взрослый человек, почти пожилой. Если хозяин дома и сообщит что-то новое, всё это можно тут же проверить - мы живём в век интернета. Хотя он, судя по всему, интернетом не особо пользовался (не доверял ему?), книги читал бумажные, телефон имел только кнопочный, на котором вечером включал скачанные, видимо, когда-то проповеди.
 
А всё началось с разговора о музыке. Он спрашивал у меня, что я исполняю. Есть ли православный репертуар? Я ответил, что религиозной агитацией не занимаюсь, хотя часто затрагиваю вечные и философские темы.
 
Слово за слово. Дошли до Талькова:
 
- Ведь они же убили его за его песни!
- Насколько я знаю, его убили на почве коммерции. Это же были девяностые.
- Это так представляют. Мы многого не знаем. Но он же их изобличал!
- Кого?
- Ж*дов!
- С чего вы решили? Я слушал его песни, и ничего этого не было там.
- Ну он же не говорил прямо. Но суть-то одна!
- Ну, хорошо. Так это было политическое убийство?
- Конечно! Так же и с Цоем поступили.
- Ну, это могут быть домыслы. Пока не подтверждённые. А почему из-за денег не могли убить Талькова? Ведь это же запросто. Особенно в те времена. К тому же коммерция - такая же политика. Только на рынке. Лоббируются интересы. Устраняются конкуренты. В итоге попса победила.
 
Здесь он не стал спорить. Тоже вариант. Ведь попса растлевает людей, отчего они деградируют. Это выгодно многим финансовым воротилам.
 

 
У моего собеседника в голове была стройная теория, в которой было важным аспектом, что ж*ды - враги святой Руси. Расстаться с ней для него означало потерю величия многострадальной Родины и собственной сопричастности к великому. Когда я это понял, стало мне скучно. Но пока я, не подозревая того, размывал его колосс своими банальными объяснениями и неудобными вопросами. По мне, вообще жизнь - штука банальная, переполненная рутиной, мелочностью, где великое и значимое нам чаще грезится, хотя в то же время жизнь чрезвычайно многогранна и странна. Любая стройная теория примитивизирует взгляд на всю эту многогранность и нагоняет скуку. Сам я давно отказался от мысли построить свою теорию, поскольку до сих пор мир людей преподносит мне сюрпризы.
 
Обедая жареной деревенской картошкой в комнате, заставленной иконами, инструментами и бытовым скарбом, я спросил у него, слышал ли он песню Высоцкого "Банька по-белому"? Нравится ли ему вообще Высоцкий?
 
- Да, слышал... Но, видишь ли, я уже давно отошёл от представлений "нравится - не нравится". Я по-другому подхожу к этому...
- Полезно - не полезно?
- Нет.
 
Пытаясь втолковать мне, каким должно быть искусство, какие оно должно преследовать цели, вдруг он, кривясь, отозвался о Высоцком:
 
- Знаешь, ведь он же лицедей, актёр. Он же постоянно изображал из себя другого человека.
- Безусловно. И это нашло отражение в его песнях. Сколько у него было песен о войне, хотя он не воевал! Сколько у него было песен от лица спортсменов! Да и сколько вообще было песен от людей самых разных профессий!
- Да, начинал в театре он. Театр в старое время считался местом для зрелищ. Словом, развлекаловка... И актёров, шутов хоронили за кладбищем.
- То есть, по-вашему, Высоцкий представлял собой развлекательный жанр?
- Ну, конечно...
- И режиссура, как профессия, выходит, греховна? Игровые фильмы несут вред?
- Ну, это не моё мнение. Святые отцы так считают.
- А вы смотрели фильм "Остров"?
- Ну.
- Ведь это же православный фильм. Или это тоже развлекаловка?
- Да. Конечно, я понимаю, можно делать воспитательные фильмы. Но в общем это всё... Я знаю одну режиссёрку - ходила, причащалась. А ей духовник говорил бросить это занятие. Так и не бросила.
 
Ретрограды мне встречались в глубинках. Видимо, там они комфортно себя ощущают. Но какого века понятия засели в голове этого человека, если он целиком отвергает такое искусство, как игровой кинематограф, театр? И действительно ли существуют авторитетные люди в среде православия, которые так же считают? Отсылка к ним, неназванным, мне ни о чём не говорила. Я услышал о таком впервые и убеждён, что в нынешнее время существуют разные мнения по этому вопросу в том же православии. Создают же они свои "Притчи" - игровые фильмы.
 
"Кто играл Ивана Грозного, все плохо кончили!" - ещё одно его заявление, которое не выдержало бы критики. Но я воздержался. Пётр Мамонов, сыгравший Грозного, кончил самым обычным образом - в пожилом возрасте от болезни. В просветлённом состоянии ума.
 
К слову, хозяин был поклонником Ивана Грозного. Он вообще уважал самых жестоких российских правителей, при которых Россия, как он считал, крепла и увеличивалась. И особенно он восхищался Сталиным.
 
Я отлучался на свой концерт, после которого он пришёл проводить меня до своего дома и помочь донести вещи. Он хотел прийти послушать, но не смог - занялся работой с иконой. Впрочем, слушал мою репетицию, и по его мнению мой стиль походил на Бориса Гребенщикова (признан иноагентом). Гребенщиковым я мало увлекался. Для меня это было ещё одним подтверждением, что сколько людей - столько и мнений. Подчас они такие обнаруживают сходства, даже с такими музыкантами, про которых я и знать не знал.
 
На обратном пути он продолжал мне что-то втолковывать пока не совсем ясное для меня, хотя и не очень интересное. Всё про Россию великую и многострадальную. К чему-то клонил. Спросил, увлекаюсь ли я историей? Я ответил, мол, что именно его интересует? История, конечно, весьма продолжительный и обширный предмет. Спрашивал про формы собственности - частную и общественную. К чему клонил? И дальше пошёл его рассказ про Сталина, спасителя России.
 
- Смотрел фильм "Сталин - бич Божий"?
- Нет. И что, через Сталина пришло наказание от Бога нашему народу?
 
Его чуть не перекосило от моей непонятливости. То ли мой вопрос прозвучал непочтительно к... Но кажется мне, что название было подобрано не совсем удачно, поскольку вызывает двусмысленные до диаметральности ассоциации.
 
В общем, это вызвало у него раздражение, и стал он выговаривать:
 
- Что вам объяснять, если вы все такие умные? Мы же всё знаем! Я в архивах в Санкт-Петербурге в 90-х проработал. У меня есть факты.
- Я слушаю вас.
 
Великий человек стоял у руля страны! Фактически был глубоко верующим, поскольку 11 лет учился духовным наукам. В те времена было это не так просто! Тогда педагоги были царской закалки, не чета нынешним!
 
Перед последними экзаменами, студенты ходили к местному святому старцу за благословением. Ходил и молодой Джугашвили. "А тебя не благословляю!" - сказал старец: "Грядут чёрные годы для страны. Ж*ды пролезут во власть, будут убивать Россию. А ты будешь убивать их. Иди."
 
Он посещал молебны, после которых угощал девчонок конфетами. Есть об этом воспоминания от одной из них.
 
И самое главное. Иосиф Сталин восстановил деятельность православной церкви во время войны. До начала войны храмы были изъяты и использованы под склады, клубы, столовые, многие разрушены, священники расстреляны и сосланы в лагеря.
 
Всё оказалось просто. Иосиф Джугашвили, не закончив семинарию, поспешил исполнять неотложную и важную миссию: бить ж*дов, спасать Россию. Выступил в качестве бича Божьего в отношении...
 
Это была основная мысль фильма. Но что было дальше, всем известно. Осудили ещё в советское время репрессии и сталинскую политику, однако призывы кого-то расстрелять и сгноить в ГУЛАГах можно услышать и по сей день.
 
Мы вернулись домой. Мельком взглянул на заголовки книг в домашней библиотеке: "История христианской церкви", "Но избави нас от лукавого", "Лубянка. Евреи в КГБ".
 
Кому-то целая нация до сих пор не даёт покоя. Причём та самая нация, которая поведала миру христианство. Сюрреализм не нужно придумывать. Вот он.
 
Евреи в КГБ... А сколько евреев было в искусстве, науке, медицине? Их большое присутствие на административных должностях означает ли их служение Сатане, некий заговор по развалу великой России для русских? А, может, просто у них было больше умственных способностей, чтобы занимать такие должности, иметь профессорские звания и звания народных артистов?
 
Ужин. Проповедь с телефона. Похоже на аудиокнигу. Что должен делать настоящий христианин, а чего должен опасаться... Должен быть добропорядочным гражданином. Любить Родину. Это понятно. Платить налоги и служить своему государству. Платить за проезд в транспорте. Иначе, пользуясь бесплатно услугами, он просто обкрадывает своё государство и других налогоплательщиков. Не должен работать за границей, так как тем самым развивает чужую экономику, а экономика своей страны от этого стагнирует.
 
- И что, работа в международных организациях, есть грех? - спрашиваю.
- Ну, как видишь, - нисколько не сомневаясь, отвечает мне собеседник.
 
Впрочем, уже не удивляет. Не удивляет и озвученное в проповеди отношение к учёным людям, которые лишь препарируют мёртвую материю, в то время как люди верующие устремляются к миру духовному! Впрочем, учёные профессора и академики здесь ставятся в пример своим поведением, поскольку, подобно верующим людям, стремятся уйти от общения с суетным миром, предаваясь научным занятиям в своих кабинетах в спокойной обстановке. Но толку от всех их занятий... Что с них взять, нехристей? В общем, товарищи учёные - прямо по-Высоцкому.
 

 
Кстати, в последнее время идёт сближение точной науки и духовного познания мира. Далай Лама ведёт активный диалог с научным сообществом, а представители точной науки изучают факты проявления духовной реальности и многих феноменов, таких как реинкарнация и др. Но кто-то этого сближения не терпит как со стороны религии, так и со стороны науки.
 
Проповедь звучала ещё долго. Я уже укладывался спать, и хотелось отдохнуть не только физически. Он выключил её, как только я выключил свет и закрыл глаза, лёжа на диване в каморке для гостей.
 
Рано утром он провожал меня на электричку. Проходя мимо прихода баптистов, он особо подчеркнул: "Вон, сколько земли отхапали! На американские денежки!"
 
Комментировать тут было нечего. Мой собеседник был лёгок в своих оценках, и прилепить любой ярлык ему ничего не стоило. Как будто он лично участвовал в операциях купли-продажи и знает происхождение всех денег.
 
Все остальные христиане не православного толка были для него представителями сектантских организаций, враждебных России: "С сектантами у нас беда. Был у меня знакомый. В сектанты подался. Ну и где он сейчас? На погосте!"
 
Всех правоверных погост минует. Сразу вознесение на небо.