Неожиданную для себя находку я обнаружила на минувшей неделе, когда в преддверии дня рождения «Хабаровского Экспресса» просматривала его старые номера. Среди пожелтевших страниц увидела статью Сергея Баранова «Цена коробки», и - даже оторопела. Ибо совсем недавно именно про коробку одна из наших читательниц поведала мне историю в духе Агаты Кристи. И автор, и читательница рассказали про одну и ту же коробку. Только в первом случае получилось документальное повествование, а во втором - та же история уже обросла домыслами, превратившись если не в детектив, то в легенду о человеческой подлости.

 

Тайна коробки

 

С «легенды» и начнем. В статье Сергея Баранова «Цена коробки», которую опубликовал «Хабаровский Экспресс» в августе 1997 года, осталось много темных пятен. А это, согласитесь, благодатная почва для различных версий, в том числе и в детективном жанре.

 

Итак, все происходило в одном из медучреждений Хабаровска, типа большой больницы. Основные персонажи - новый главный врач, преданный ему работник оргметодкабинета, заведующая аптекой и... коробка.

 

Как высказала свое мнение наша читательница (она эту историю слышала от других), главврач радел не столько о благополучии больницы, сколько о благосостоянии своей семьи.

 

Главврач имел супругу - провизора по образованию. А в больнице была своя аптека. И главврач захотел, чтобы той аптекой заведовала его жена. Однако у аптеки уже имелась заведующая, специалист высокого уровня - «отличник здравоохранения». Должность заведующей она занимала почти четверть века, не имея ни единого нарекания.

 

Словом, три года главврач никак не мог избавиться от неугодной заведующей. А на четвертый год появилась та самая коробка... Ее обнаружил в подсобке больницы работник методкабинета. В коробке лежали лекарства, весьма дефицитные и дорогие. И заведующую заподозрили в том, что она намеревалась тайно вынести коробку из больницы, чтобы реализовать налево ее содержимое.

 

До привлечения к уголовной ответственности дело не дошло. Но «отличника здравоохранения» с позором уволили из больницы. Заведовать аптекой стала супруга главврача. Прежняя заведующая после скандального увольнения тяжело заболела. Стала инвалидом. И через некоторое время якобы добровольно ушла из жизни, наглотавшись таблеток...

 

Царские червонцы

 

Покатилась под откос и жизнь сотрудника оргкомитета, который, как все знали, случайно обнаружил коробку. Он запил, стал впадать в запои. Однажды этот уже не молодой мужчина, обливаясь пьяными слезами, признался кому-то из сотрудников больницы в «страшном грехе». Мол, он специально подбросил ту злосчастную коробку, якобы по просьбе главврача.

 

Потом сотрудник не вышел на работу. Обеспокоенные коллеги отправились к нему домой (он жил один) и нашли его там без признаков жизни.

 

Причину смерти наша собеседница не знает. Возможно, отравление... Сам ли он выпил какую-то отраву (например, паленую водку) или ему ее подсунули? Не знает, что и думать.

 

Зато близкие к больнице люди рассказывали совсем другое. Мол, покойник был заядлым нумизматом. В его коллекции имелись царские червонцы, стоившие на черном рынке больших денег. В квартире червонцев не оказалось. Предполагали, когда начались проблемы с алкоголем, сотрудник мог отдать червонцы на хранение, например, главврачу. Мол, в его сейфе будут целее.

 

Через некоторое время после этой непонятной смерти нумизмата вдруг обворовали кабинет главврача - вынесли сейф. Нашли его прямо на территории больницы с распахнутыми дверцами и пустыми полками. Злые языки запустили версию: не хранитель ли червонцев инсценировал кражу?

 

В общем, история, которую поведала наша читательница, показалась настолько невероятной, что я подумала: да в ней вообще нет ничего правдоподобного! И тут попала на глаза статья Сергея Баранова.

 

Ценная коробка

 

Публикация «Цена коробки» вышла в августе 1997 года, спустя три года после скандала с увольнением прежней заведующей аптекой, «отличника здравоохранения». Она была еще жива, но уже стала инвалидом. Тогда еще был жив и сотрудник оргкабинета, который нашел коробку с лекарствами и собирал старинные монеты.

 

Отметим, в статье нет ничего ни о золотых червонцах, ни о том, что коробку якобы подбросили. Однако, как сообщается в статье, коробку действительно обнаружил тот самый сотрудник методкабинета. И не один, а, как специально, сразу со свидетелями - двумя студентами. Мол, они все вместе, втроем вошли в кладовую, где хранились канцелярские принадлежности, взять скоросшиватели. Далее - интересные подробности:

 

«Кладовая была завалена гуманитарной помощью. Один из студентов пролез через завал, взял картонную коробку, в которой (как они предполагали) лежали скоросшиватели, и все трое вернулись в методкабинет. Там, подняв крышку, они увидели, что коробка доверху заполнена лекарственными препаратами. Коробку отнесли назад в кладовую, поставив ее на видное место, а потом рассказали все заместителю главврача. Вместе с ней вновь сходили в кладовую, опять принесли ту коробку и осмотрели ее содержимое. А затем сообщили про находку главному врачу...»

 

Создается впечатление, что главврач и сотрудник методкабинета не имели прямого отношения к обнаружению коробки. Тогда непонятно, почему студенты в том «завале» безошибочно выбрали именно ту коробку, где оказались лекарства?

 

Кстати, как мы уточнили у очевидцев тех далеких событий, коробка была внушительных размеров - примерно со стиральную машинку.

 

У той кладовки, где «нашлась» коробка, было два хозяина: сам главный врач и зав. аптекой. Потому главврач держал там бланки и канцпринадлежности, а аптекарша - гуманитарную помощь. Как бы то ни было, но тот факт, что кладовая была доступна нескольким людям, допускает предположение - коробку могли подбросить!

 

Правда, в статье Сергея Баранова излагается иная, чем в нашей «легенде», версия появления в кладовке коробки. Дескать, заведующая чистосердечно сообщила, что сама ее туда поставила.

 

В итоге автор констатирует документальный факт: приказом главврача № 53 от 22 апреля 1994 г. «О фактах грубого нарушения порядка учета, хранения и списания лекарственных препаратов с целью создания неучтенного резерва и условий для их последующего изъятия из диспансера...» заведующую аптекой (после 25 лет безупречной работы) уволили по п.2 ст.254 КЗоТ РФ - «по недоверию».

 

«Кому же доверил расчищенное место главный врач? - задал Сергей Баранов риторический вопрос и сам на него ответил: - Разумеется, своей собственной жене...»

 

Непотопляемый главврач

 

К другим подробностям той давней истории у нас еще будет повод вернуться. Сейчас пора пояснить, почему меня заинтересовала эта «коробочная» история. Да произошла она в краевом противотуберкулезном диспансере! А прототипом главного врача в этом детективе стал Олег Карпенко, имя которого не сходило со страниц местных газет весь нынешний год.

 

Олег Леонидович обрел широкую и шумную известность в связи с весьма неблагополучной ситуацией как с заболеваемостью туберкулезом в крае, так и в самом краевом диспансере. Учреждение оскандалилось на всю страну, когда в интернет попал жуткий видеоролик - больные вынуждены сами выносить из палат тела умерших.

 

Правда, не так давно, по решению суда, г-на Карпенко отстранили от должности главврача диспансера. В связи с судимостью за изнасилование в 2006 году дежурной медсестры диспансера (причем с нанесением ей побоев).

 

Теперь наш герой заведует приемным отделением диспансера. Такая должность появилась чуть ли не специально под Карпенко. Говорят, раньше ее не было.

 

Однако Карпенко, если мы правильно поняли, не имеет права работать и в приемном отделении - ведь там принимают не только взрослых, но и детей. Поэтому сейчас в диспансере срочно создают сразу два приемных отделения - детское и взрослое. Видимо, специально под Карпенко?

 

Самое странное во всей этой истории (не с коробкой, а с г-ном Карпенко), что любого другого уже бы давно выставили за дверь. А Олег Леонидович - как заговоренный. Его уже начали канонизировать в народных легендах. Глядишь, скоро, попадет и в святцы!

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», № 38, 21-28.09.11

.