А. Иванов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Он обвиняется в нанесении травм студенту Андрею Немцову, от которых тот скончался. Это дело обрело шумную известность еще и потому, что Верховный Суд РФ отменил уже вступивший в законную силу приговор. Иванов был освобожден из колонии.
В сентябре прошлого года суд начал заново рассматривать его дело. Сейчас, спустя четыре месяца, в этом новом судебном разбирательстве можно поставить только запятую. А главная его новость, пожалуй, пока только одна - показания того самого нового свидетеля, который неожиданно появился прошлой весной, дав повод вернуть дело на новое рассмотрение.
Возврат на круги своя
Напомним, трагические события, которые легли в основу дела № 665702, произошли 7 декабря 2007 г., в здании ДВГУПС (Иванов там преподавал, был профессором кафедры). Предварительное следствие продолжалось год. После чего дело передали в Железнодорожный райсуд. Там процесс шел в закрытом режиме полтора года.
Как установило судебное следствие, «профессор нанес парню смертельные повреждения средь бела дня, прямо в центральном холле университета, в нескольких шагах от кабинета ректора и при свидетелях-студентах». В итоге Иванов получил шесть лет колонии строгого режима, учитывая награды и прошлые заслуги. Надзорная инстанция не удовлетворила его жалобу, оставив без изменения приговоры судов первой и кассационной инстанций.
Однако вскоре в прокуратуру края поступило заявление пяти сотрудников университетской кафедры «Управление эксплуатационной работой», где в свое время работал Иванов. Его коллеги попросили организовать проверку новых обстоятельств по делу. Как сообщили прокурору авторы заявления, 22.03.11 г. (на следующий день после заседания президиума краевого суда) на кафедру университета пришел новый очевидец той давней стычки. Мол, он увидел телерепортаж с того заседания президиума и понял, что «осудили невиновного человека».
В июле 2011 г. родители погибшего студента вдруг узнали, что Верховный Суд РФ, куда подали жалобы осужденный Иванов и его адвокат К.И.Воронкин, возбудил надзорное производство. И вот 2 августа Верховный Суд вынес судьбоносное определение: «Приговор ... в отношении Иванова Анатолия Петровича отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда. Меру пресечения в отношении Иванова - заключение под стражу - изменить на подписку о невыезде и надлежащем поведении, из-под стражи его освободить».
Через пару дней Иванов уже был на свободе. Такое случается крайне редко. Не секрет, на неожиданный поворот событий повлияло то, что к защите бывшего главного железнодорожника Дальнего Востока подключился депутат Госдумы Борис Резник. Он об этом сам рассказал в интервью газете «ТОЗ». При этом депутат неоднократно ссылался на того самого нового свидетеля, который появился неожиданно, как рояль в кустах.
Внезапный свидетель
Итак, что нам сегодня известно об этом новом судьбоносном для Иванова свидетеле? Первые подробности его появления, напомним, сообщила 15.04.2011 г. главный редактор «ТОЗа» Людмила Болдырева в своей публикации «Кому нужно дело зэка Иванова». Мол, на кафедру вуза пришел пятикурсник-заочник и поинтересовался, здесь ли работал преподаватель, осужденный за убийство студента. Этот заочник и раскрыл всем глаза.
По его версии, была ссора, перешедшая в потасовку между двумя студентами. Рядом с ними находились две девушки. Они пытались разнять дерущихся. На помощь пришел один из трех мужчин, что сидели на стульях у стены холла. Именно этот неизвестный и нанес смертельный удар. Студент бросился на него. Мужчина ударил парня головой в лицо. От удара тот упал спиной на пол и захрипел, потеряв сознание. А мужчина удалился с двумя своими товарищами.
«Все длилось буквально минуты, - пишет главред «ТОЗа». - Из аудитории напротив вышла женщина, по лестнице снизу поднимался охранник с рацией. Очевидец решил, что разберутся и без него, и пошел по своим делам. Никакого преподавателя здесь и близко НЕ БЫЛО. Мужчины возле библиотеки - студенты-заочники, одного из них видел раньше во время сессии».
Вот такой неожиданный поворот событий, прямо «Санта-Барбара»... Итак, из показаний этого очевидца, которого, как нам стало известно в суде, зовут Антон (фамилию указывать пока, пожалуй, не будем) следовала версия, что смертельные телесные повреждения студенту Андрею Немцову причинены вовсе не преподавателем Ивановым, а другим лицом.
И Антон дал подробнейшее описание того лица. Мол, это был рыжеволосый мужчина 30-35 лет, ростом 180-185 см. Причем, как отметил свидетель, цвет волос у незнакомца был насыщенно рыжий. Кроме того, он был еще и конопатый.
Более того, Антон, спустя три года, умудрился до мельчайших подробностей вспомнить даже одежду того незнакомца: «На нем была куртка коричневого цвета, под мрамор, лаковая, блестящая, с большим меховым воротником, классические брюки черного цвета, туфли черного цвета со вставленными резинками по бокам. ...На правой руке на безымянном пальце была печатка золотого цвета с плоским черным камнем сверху». Наконец, согласно показаниям Антона, у рыжеволосого были две коронки на верхней челюсти, рыжего цвета.
Согласитесь, найти человека с такими приметами среди студентов конкретного вуза - проще пареной репы. Хотя бы уже только потому, что, по статистике, на каждых сто человек всего один рыжий.
Но самое невероятное, что коллеги Иванова, к которым обратился Антон, получив такого ценного свидетеля, поспешили познакомить с ним не следователей и прокуроров, а г-на Воронкина - адвоката Иванова.
Полагаем, это было фактически доказано в суде при допросе Антона. Ибо гособвинитель задала несколько вопросов по поводу того факта, что вскоре после явки Антона на кафедру был зафиксирован звонок с его сотового на телефон адвоката.
В чем загвоздка?
Почему следователи не начали искать подозреваемого со столь приметными данными? На этот почти риторический вопрос есть вполне конкретный ответ.
Дело в том, что, согласно показаниям этого нового свидетеля Антона, обстоятельства, при которых студент Немцов получил смертельные травмы, выглядели так:
«Мужчина (тот самый рыжий и конопатый. - Ред.) схватил потерпевшего за воротник куртки спереди, потянул его на себя и нанес удар своей головой в область, вероятнее всего, левой брови потерпевшего. После чего мужчина отпустил потерпевшего. Тот упал спиной на пол, ударился головой о бетонный пол и захрипел...»
Получается, у подозреваемого не только рыжий цвет волос, но еще и железобетонный лоб? Впрочем, каким бы мощным ни был тот лобовой удар, он никак «не стыкуется» со страшными повреждениями, которые патологоанатомы обнаружили у погибшего Андрея Немцова.
Иными словами, следователи не стали искать рыжего по той причине, что получили заключение судебно-экспертной комиссии. Ее вывод такой: телесные повреждения, обнаруженные на трупе Андрея Немцова, не могли образоваться при обстоятельствах, указанных свидетелем Антоном.
Теперь с этим обстоятельством предстоит разобраться судебному следствию.
Ирина Харитонова,
«Хабаровский Экспресс», №5, 01.02.12