В. Беспалов
В. Беспалов

На этой неделе рассмотрен в первом чтении бюджет Приморского края. О том, что не так в тратах депутатов на жителей Приморского края, рассказал коммунист, заместитель председателя комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания Владимир Беспалов.

 

– Владимир Георгиевич, легко ли проходил бюджет?

 

– Нелегко. Состоялось несколько заседаний комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам, состоялись заседания ещё 5 комитетов, мнения депутатов шести комитетов распределились так: 2 комитета согласны, 2 – против и 2 – воздержались.

 

– Вы-то сами какого мнения?

 

– Из нашего комитета мы с Бочаровым (коммунист – авт.) были против. Почему мнения разошлись? По расходам бюджет стал меньше на 20 млрд рублей, по доходам – на 4 млрд рублей: было 67, стало 63 млрд рублей.

 

Самое печальное то, что по главным статьям идёт снижение на 1 млрд. Например, по федеральной программе модернизации медицинских и образовательных учреждений, по миллиарду мы недополучим. В бюджете 2014-15 годов не предусмотрено финансирование приобретения машин Скорой помощи. В отделе образования наблюдается снижение финансирования за 3 года на 1,2 млрд рублей, в бюджетах 2014-15 гг. не предусмотрено финансирование дошкольного образования.

 

В жилищно-коммунальном хозяйстве идёт снижение финансирования с 5,7 млрд в 2013 году до 2 млрд в 2015 году. У нас что, кончаются проблемы в ЖКХ? Фактически, сворачиваются выплаты по 185 закону. Всего по этой программе было отремонтировано 18-20% домов. По Жилищному кодексу, жильё должен ремонтировать собственник, но собственник должен был получить отремонтированное жильё. А оно сдавалось с изношенностью 65-80%.

 

Я на днях выступал от фракции, мы говорили о том, что бюджет не сбалансирован, что доходы уменьшились на 4,2 миллиарда рублей за счёт того, что прекратилась финансирование по миллиарду на образование, здравоохранение, на доплату к пенсиям дальневосточников…

 

У нас идёт уменьшение бюджетных трат по всем важным показателям – ЖКХ, образование, здравоохранение, культура, спорт, деньги, которые направляются на муниципальные образования.

 

– Я слышала, главы образований против этого бюджета.

 

– 16 октября, когда было расширенное заседание, выступали главы Уссурийска, Арсеньева, Артёма, первый заместитель главы Находки, зам. по финансам Владивостока, Наталья Зубова. И все говорили, что нет денег на софинансирование краевых программ.

 

Раньше, чтобы участвовать в краевых целевых программах, надо было вносить 10% от объёма финансирования, сейчас сделали – 30%. Предположим, надо вносить деньги по целевой программе на строительство детского сада. Один детский сад стоит 200-250 миллионов рублей. Чтобы принять участие в программе (а там всего заложено лишь 950 миллионов), муниципалитетам предлагают внести 70 миллионов от 200 миллионов рублей.

 

– У муниципалитетов есть такие деньги?

 

– Конечно, нет. Им хронически не хватает средств на зарплату, на содержание бюджетной сферы, отопление, коммуналку, на содержание дорог, первичную медицинскую помощь. У нас все муниципальные образования, вплоть до Владивостока, убыточные. Выступал Бочаров и предлагал снизить с 30% до 10%.

 

– Почему ЗакС не послушало Бочарова?

 

– Подошёл Миклушевский и сказал: «У нас тоже денег не хватает. Кто сможет, пусть участвует». Поэтому многие целевые программы будут недофинансированы. Я выступал и сказал, что доходы можно увеличить на 4 млрд. Мы ввели несколько десятков объектов АТЭС, это имущество стоит десятки миллиардов. Один мост, второй мост, трасса, мост Седанка – Де-Фриз, очистные сооружения, Пушкинская депрессия. Это всё стоит миллиарды рублей! Ввести налог на имущество – 3%. 3% от миллиарда – это 30 миллионов.

 

– Кто это платил бы?

 

– Тот, кто эксплуатирует эти объекты, например, «Приморский водоканал». Только за объекты Пушкинской депрессии он должен заплатить 300 миллионов в год. «Водоканал» говорит: «У нас денег нет, надо увеличивать тариф». Краевая администрация решает пока несколько лет с «Водоканала» налог не взимать.

 

– Они бедные, что ли?

 

– Бедные.

 

– А меня такой налог коснулся бы?

 

– Нет, он касается тех объектов, которые построены вновь. Я запросил краевую администрацию: «Насколько должны увеличится поступления в край по налогу на имущество в связи с вводом этих объектов?» По моим данным – 2,5-3 млрд.

 

Но все молчат. До сих пор неизвестно, чей мост через бухту Золотой Рог, чей мост на остров Русский, кто будет его содержать и финансировать. По расходам то же самое. Почему в прошлом году дефицит был 20 млрд? Тогда была стройка АТЭС, были переходящие деньги с одного года на другой – неосвоеные средства, дефицит покрывался исполнением этих работ. Деньги, которые были в бюджете, омертвлялись за счёт задержек строительства. Я задавал вопрос губернатору: «Сколько лет можно допускать такое?» Почему не хватает средств на образование, здравоохранение? Потому что саммит АТЭС прошёл, а мы строим объекты саммита АТЭС!

 

– А что мы до сих пор строим?

 

– Две гостинницы мирового класса. Туда заложено 7 млрд бюджетных средств, но мы с этого прибыли получать не будем, хотя гостиницы могут приносить прибыль краю 300-400 миллионов рублей в год.

 

– А почему край лезет в гостиничный бизнес? Это прерогатива предпринимательства...

 

– Эти объекты вошли в программу развития Владивостока как столицы АТЭС, предполагалось, что там будут жить гости, и вложены бюджетные деньги. Я считаю, это афера, здесь надо разбираться.

 

– Кто курирует этот вопрос в краевой администрации?

 

– Вице-губернатор Балан. Дальше… Театр оперы и балета. На будущий год заложено 1 миллиард 670 миллионов на его застройку, ежегодно на его обслуживание надо будет тратить 170 млн рублей. Дальше. Океанариум, о котором как бы забыли. Тоже уйдут миллиарды.

 

– У нас же есть один океанариум.

 

– Есть, но планируется, что этот будет крупнее, там будут ванны 10-15 метров в длину, 3 метра в высоту. Он нужен для развития науки, для преподавания естественнонаучных предметов в ДВФУ. Почему ДВФУ строился за счёт федеральных средств, а сейчас всё отдали нам? Океанариум, концертно-спортивный комплекс на Спутнике…

 

– Сколько денег уйдёт на океанариум?

 

– Это мне не известно… А вот на достройку спортивного комплекса нужен миллиард из краевого бюджета. Получается, что около 4 млрд заложено на саммит АТЭС. А сколько средств нужно на объекты! Я считаю, принципиальная ошибка была в том, что мы строили инфраструктуру – дороги, мосты, театр. Мы вложили десятки, сотни миллиардов в то, что не приносит прибыли.

 

Планировалось, что к саммиту АТЭС будет построен нефтехимический комбинат и завод по сжижению газа. Были проложены трубы, на концах этих труб нужно строить заводы, чтобы люди работали, чтобы платились налоги. Один нефтехимический комбинат может платить налогов миллиард и более, второй столько же. А инфраструктуру надо содержать, но доходная часть увеличилась не намного.

 

– Я читала, театр оперы и балета по одним данным стоит 2,5 миллиарда, по другим – три. Странная цифра, учитывая, что детский сад стоит 200 миллионов, а дом на Комарова, 45 – 300 с лишним миллионов…

 

– 3 миллиарда выросли в 4 с чем-то, потому что не рассчитали рельеф, не рассчитали подъездные пути и материалы заменили на более высококачественные.

 

– Но за 4 миллиарда, в принципе, нереально построить то, что стоит 300 миллионов, не так ли?

 

– Считается, что театр будет самым современным… В отчётах контрольно-счётной палаты указывается, что до 30% средств как объектов саммита АТЭС, да и Олимпиады в Сочи, разворовываются. А где громкие дела? Очевидно, к разворовыванию причастны чиновники высокого ранга.

 

– Ну и как, прошёл в первом чтении такой неоднозначный бюджет?

 

– В конце концов бюджет был принят в основном депутатами «Единой России». Мы, члены КПРФ (8 депутатов) проголосовали против, два депутата «Справедливой России» воздержались, как голосовали два оставшихся депутата «СР» и фракция ЛДПР, я не отследил, думаю, голосовали за бюджет.

 

– В прошлом году на спорт выделяли 2 млрд. Межонов говорит, это, в основном, на профессиональный спорт («Луч-Энергия», «Спартак-Приморье»).

 

– Там примерно половина на профессиональный и половина на массовый. В этом году предлагается снизить финансирование спорта, в основном, за счёт массового, до 1,1 млрд, 2015 г. – всего полмиллиарда вообще на спорт. Я всё понимаю, есть трудности, меньше будет давать федеральный центр, но губернатору надо было поставить задачу наполнить федеральный бюджет не ниже прошлого года (67 миллиардов) и всё-таки поставить вопрос перед правительством – почему мы должны достраивать объекты, дайте нам 50 на 50.

 

– Какие ещё крупные статьи в бюджете?

 

– Социальная политика, там процентов 30 идёт на субсидии, льготы, выплаты. Образование и здравоохранение – более 10 млрд, раньше крупной статьёй была ЖКХ, сейчас уменьшение по этой статье на 40%, хотя мы говорили, что эту статью трогать нельзя. Дорожное хозяйство – около 10 млрд остаётся на достройки развязок по мостам, то, что не доделали к саммиту, плюс строится объездная дорога от Горностая, минуя Шкотово, на Находку. Эта дорога нужна, потому что там будет игорная зона. Мы вкладываем бюджетные деньги, чтобы приехал китаец или японец, доехал до игорной зоны, и там бы спокойно развлекался.

 

– Так это же хорошо.

 

– Это очень хорошо. Но почему дорога к игорной зоне, которая строится на частные инвестиции, строится из бюджета? Я бы привлекал частных инвесторов. Много дорог строится на Хасан, Пограничный и по Хабаровской трассе. На промышленность и национальную экономику очень мало.

 

– Куда идут деньги по статьям «Промышленность» и «Национальная экономика»?

 

– Это поддержка сельского хозяйства, рыбоперерабатывающей промышленности, например.

 

– Зачем её поддерживать, она же должна приносить деньги?

 

– Надо стимулировать развитие рыбопереработки. Мы за 20 лет потеряли около 10 рыбообрабатывающих предприятий. Нам надо восстановить сеть, уменьшать налоги, стимулировать, например, каждую переработанную тонну морепродуктов.

 

У нас 97% рыбы морозится, либо идёт на внутренний, либо на зарубежный рынок. 3% перерабатывается. В 80-х годах Дальморепродукт выпускал каждую 4-ю банку всех консервов.

 

У нас направляется на развитие села – 1-2%, в Белоруссии – 20%, мы предлагали увеличить хотя бы до 10%. Белоруссия на 100% обеспечивают себя продукцией животноводства и растениеводства. В Москве, Прибалтике, Петербурге много белорусской молочки. Мы обеспечиваем себя по мясу на 40%, и то за счёт птицы, остальное – Австралия, страусятина всякая. По молоку обеспечиваем себя менее чем наполовину, по овощам – 60%, по фруктам – треть. Сельское хозяйство держится на сое, картофель иногда выручает, и зерновые. Больше половины пахотных земель заброшены.

 

В Белоруссии, чтобы получить дом, государство даёт кредит. Родился ребёнок – 25% стоимости прощается, родился второй – половина прощается, третий – ты ничего не должен.

 

– Но с годовым бюджетом села Шкотово в 10 миллионов – это нереально…

 

– Конечно. Нужно, чтобы налоги оставались там. НДФЛ весь забирается в край, транспортный налог весь забирается в край. Налог на имущество граждан остаётся, но это копейки, налог на имущество юридических лиц забирается в край, налог на прибыль предприятий забирается в край.

 

Почему Суйфэньхэ и Хуньчунь развиваются? Потому что половину таможенных сборов оставляют на местах, а у нас 50 млрд таможенных сборов (а это почти бюджет края) уходят в Москву. 20 лет назад Москва получала 40% всех налогов, сейчас – 60%.

 

– Каков бюджет Владивостока и других муниципалитетов?

 

– Есть краевой бюджет и консолидированный. Бюджеты городов и районов – 40% к краевому бюджету. В Уссурийске и Находке около 3 млрд бюджет города…

 

– Мы больше бюджета Находки тратим на АТЭС…

 

– Больше. Во Владивостоке бюджет около 8-9 млрд, хотя такой же город Хабаровск имеет бюджет 14 млрд, за счёт того, что правительство Хабаровска выделяет бюджетам больше средств за счёт оставления налогов.

 

– А райцентры, например, Славянка?

 

– В Славянке бюджет 80 миллионов, это крайне мало. Бюджет Арсеньева – 600 миллионов, а рядом Яковлевский и Анучинский районы, там меньше 200 миллионов. На такие деньги содержать район или город крайне сложно.

 

Беседовала Анастасия Попова,

«Арсеньевские вести», №45, 06.11.12

http://www.arsvest.ru/archive/issue1025/economy/view27521.html

фото novostivl.ru

.