Общественники с видеокамерами

 

С некоторых пор рыбацкие суда в порту вместе с пограничниками встречают с видеокамерами люди в штатском. Но это не те о ком вы подумали. Это члены Камчатского регионального отделения «Общероссийской комиссии по борьбе с коррупцией», или по-другому комиссии известного правозащитника МЫЛОВА, которую он возглавляет. Зачем Сергею Александровичу это понадобилось?

 

12 октября 2012 года  состоялось совместное совещание СВТУ ФАР России (Северо-восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству), Управления МВД РФ по Камчатскому краю и Камчатского регионального отделения «Общероссийской комиссии по борьбе с коррупцией».  На этом совещании, в связи с неоднократным поступлением информации  о том, что выловленная в прибрежной зоне рыбопромысловыми судами  рыба не всегда должным образом учитывается  рыбопромышленниками, в результате чего многие суда продолжительное время не осваивают очень маленькие выделенные лимиты. Т.е. ловит-ловит траулер свои 500 тонн рыбы много дней и никак выловить не может, показывая в отчетах об уловах по несколько  десяток тонн, а то  и несколько тонн за выход на промысел.

 

Дадим пояснение для тех, кто не «в теме». Это совещание никакого сверхъестественного или судьбоносного  решения не имело. После проведенного совещания полиция и инспектора  СВТУ ФАР России  совместно с представителями общественности из «мыловской комиссии»,  исключительно в целях выполнения  Указа Президента России № 815 от 19.05.2008 года «О мерах по противодействию коррупции» и в соответствии с  ФЗ № 273 от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции»  начали проводить проверки, правильно ли отображаются  в документах объемы вылова рыбы.  

 

После нескольких  проведенных проверок судов пришедших с промысла, на которых присутствовали общественники с видеокамерами, последовала неадекватная реакция со стороны отдельных руководителей  рыбодобывающих компаний, экипажей рыболовных судов и даже государственных ведомств. Стали проявляться  случаи сокрытия информации о размерах вылова. Некоторые суда с выловленной рыбой, пытаясь избежать проверок,  срочно «убегали» от пирсов  и начинали «метаться» по Авачинской бухте в поисках нового места выгрузки рыбы, пытаясь таким образом  спрятаться от объективов общественников. Недовольные документированием размера  своих уловов при выгрузке а, следовательно, и уменьшением имеющихся лимитов, экипажи судов попытались  оказывать  психологическое давление на инспекторов, которые проводят проверку.  Дело доходило  даже до прямых угроз и попыток разного рода провокаций.  

 

У проверяющих в отношении этих фактов стало складываться мнение даже о возможном проявлении саботажа по выполнению решения совместного совещания. Можно предположить, что эти «некоторые» почему-то  не заинтересованы в выявлении и пресечении незаконного промысла рыбы и документального фиксирования истинных объемов улова, а значит, выявления и пресечения браконьерства. Подобное попустительство с их стороны ведет к тому, что уменьшаются поступления налогов в бюджет Камчатского края и не выполняются требования Федерального Законодательства и Указов Президента РФ  о противодействии коррупции, которая уже приняла масштабы прямой угрозы национальной безопасности и целостности государства.

 

Закрывают глаза на левак

 

Не секрет, что рыболовецкие суда Камчатки, получив  квоты на годовой вылов  биоресурсов моря, значительно превышают разрешенные им лимиты, например, выловив и доставив на берег 50 тонн рыбы, отражают в документах только 30 тонн. Точные цифры ещё предстоит выяснить. Какой в действительности объем рыбы незаконно вылавливается на Камчатке, знают только сами рыбники. По неподтвержденной информации величина превышения вылова рыбы в прибрежной зоне в сравнении с разрешенными лимитами может доходить до двух раз. Т.е. помимо освоенной на 100 % квоты вылавливается еще такое же количество рыбы. В простонародье - левак.

 

В связи с этим протоколом совещания № 54/15 от 12.10.2012 года принято решение об организации межведомственного взаимодействия по контролю над полнотой отображения улова в период  массового лова рыбы морскими судами в Камчатско-Командорской подзоне, с прибытием данной рыбопродукции в Авачинскую бухту в период 2012-2013 годов.

 

Морские против прибрежников

 

В г. Владивостоке прошел  Дальневосточный научный совет по определению лимитов на вылов ВБР (водных биологических ресурсов). Проще говоря,  делили  лимиты.  Существует конфликт интересов между рыбниками, которые ловят в океане, и теми, кто ловит в прибрежной зоне. Каждый старается получить как можно больше, а так как рыбы вдоволь на всех не хватает, то получается, что в ущерб другим. Те, кто ловит в океане, а это крупные и очень крупные рыбные компании, в качестве аргумента, чтобы не выделяли прибрежникам много лимитов, говорят,  что они (ведущие прибрежный лов) и так не в состоянии выловить выделенные лимиты, зачем им увеличивать их, отдайте лучше нам, мы все освоим. В их словах есть иезуитская правда, потому что рыболовецкие суда прибрежного промысла, полученные лимиты на вылов в течение года «экономят» очень старательно, чтобы их хватило на весь год.

 

Представьте себе ситуацию, что лимиты закончились, скажем, в сентябре или октябре.  Если остановить промысел и  производство на два или три месяца в конце года, то предприятие может легко обанкротиться и с началом нового года может не начать промысел по причине элементарной нехватки рабочих кадров. Работники уйдут с предприятия: нет лимитов, нет промысла, а значит, нет и зарплаты. Рыбакам надо кормить семьи, и они будут искать работу на других судах с неисчерпанными лимитами. Вот и подгадывают собственники рыболовных компаний, растягивают лимиты на весь год, как мы предполагали выше, по 2 рубля за 1 килограмм рыбы.

 

Всё, что описывается в этой статье, не является новостью или открытием ни для кого в рыбной отрасли Камчатки. Всю правду о подобном положении дел знают и рыбники и власть и контролирующие органы, но почему-то ничего не меняется десятилетиями. А лица, заинтересованные в том, чтобы  в рыбной отрасли  происходили позитивные изменения, есть.

 

Это в первую очередь губернатор Камчатского края, краевая Прокуратура,начальник УМВД России по Камчатскому краю. Губернатору  надо наполнять и исполнять бюджет, который напрямую зависит от величины уловов рыбников. Правоохранителям прекращать  возможное массовое браконьерство. Но логика негативных событий в рыбной отрасли такова, что за последние два года 23 крупных градообразующих рыбных предприятия  ушли из под налогового учета Камчатского края. Как наполнять бюджет при таких тенденциях в ведущей отрасли края, если эти предприятия стали на налоговый учет в других субъектах Российской Федерации и платят налоги  там, а вылавливают лимиты, выделяемые им по квоте Камчатки.

 

Происходит это от того, что сложившаяся коррупционная схема «хуже кости в горле» для самих же рыбников. Они все уже давно состоялись как предприниматели и явно желают работать в «белую», не желают конфликтовать с законом, но только отдельные контролеры не дают такой возможности, всячески поддерживая живучесть коррупционных схем. Каждый из участников этой схемы «притерся» в ней, нашел свою нишу. Каждый имеет свой доход в виде коррупционной ренты, при этом платит «кому надо» и сам получает, что «ему положено» в сложившейся преступной схеме и что-либо менять не заинтересован.

 

Может быть, необходимо резко увеличить лимиты для прибрежного лова  с учетом  величины браконьерского вылова, который был прошлые годы, предположив сейчас,  что далее сокрытия вылова рыбы больше не будет. Но при этом надо наладить достоверное отображение в отчетной документации величины вылова рыбы, чтобы не подорвать рыбные запасы. Если это решение на совете принято не будет, возможен другой вариант развития событий. Если с помощью выполнения решения совместного совещания от 12 октября 2012 года удастся добиться достоверного документирования величины освоения ВБР, то можно предположить, что наступят следующие последствия.

 

У одних рыбников лимиты закончатся очень быстро, у других они закончатся летом или ближе к осени 2013 года и весь прибрежный рыболовный флот станет на прикол у пирсов по причине полного освоения полученных ими лимитов. Но браконьерского безотчётного вылова  рыбы не будет, так как освоение лимитов будет находиться под  достоверным контролем. При этом обязательно уменьшится временной период  ведения промысла, в связи с полным освоением выделенных лимитов.  Что и будет являться доказательством наличия коррупционной составляющей в рыбной отрасли. После этого   можно будет заявить о возможности легального увеличения  лимитов,  ведь эта рыба в море есть, эту рыбу  вылавливали каждый год, но только без учета, так как  этот вылов производился массовым браконьерским образом со стороны рыбопромышленников, под «крышей» контролёров.

 

Полиция отчиталась

 

А что же происходит на реках и внутренних водоемах Камчатки? В конце октября 2012 г. В Камчатском УМВД для журналистов была проведена короткая пресс-конференция по результатам путины.

 

Как сообщила  сотрудник полиции Полякова М.А.,  по данным оперативной сводки дежурной части УМВД России по Камчатскому краю, а также согласно отчетам, предоставляемым территориальными ОВД края, всего в период проведения операции «Путина-2012»,  с 25 мая текущего года по 25 октября в КУСП зарегистрировано 576 материалов по преступлениям и правонарушениям в сфере оборота водных биоресурсов.

 

В период проведения оперативно-профилактической операции «Путина-2012» на территории края из незаконного оборота изъято более 114 тыс.т. лососевых и донно-пищевых видов рыб, за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 265 тыс.т., 41,9 тыс.т. икры лососевой (AППГ - 10,9 т.), а также 330 кг краба (АППГ - 10,3 кг). В несколько раз увеличилось количество изъятых орудий лова и вспомогательных средств по сравнению с АППГ, сети - 14 230,3 м (422 шт.)  (АППГ - 5 295 м (120 шт.), 206 лодок (АППГ - 112) и 67 руль-моторов к ним (АППГ - 28).

 

В период проведения ОПО «Путина-2012» сотрудниками УМВД России по Камчатскому краю проводились совместные природоохранные мероприятия со штатными и внештатными сотрудниками СВТУ ФАР, УФСБ России, СВПУ БО ФСБ России по Камчатскому краю, ГМИ УФСБ России, а также с сотрудниками ГИМС Усть-Большерецкого района и представителями общественного антикоррупционного комитета.

 

В ходе проведённых мероприятий совместно с сотрудниками СВТУ ФАР выявлено 47 фактов нарушения природоохранного законодательства (из них возбуждено 14 уголовных дел по ст. 256 УК РФ). С сотрудниками УФСБ России выявлено 10 фактов незаконной добычи водных биоресурсов (из них возбуждено 5 уголовных дел по ст. 256 УК РФ). Совместно с представителями общественного антикоррупционного комитета - выявлено 3 преступления по факту незаконной добычи водных биоресурсов.

 

С целью контроля за транспортировкой рыбы и рыбопродукции с мест вылова и последующей их реализации с июля 2012 года на трассе Елизово-Мильково и в районе п. Начики, сотрудниками ГИБДД УМВД выставлен мобильный пост.  В Елизовском районе, на нерестилище озера Начикинское, размещено 2 поста, состоящих из 3-х сотрудников СВТУ Федерального агентства по рыболовству, в Усть-Большерецком районе в устье р. Большой выставлен пост в составе 3-х сотрудников СВТУ ФАР.

 

Возбуждено 168 уголовных дел за браконьерство (АППГ - 116), составлено 130 административных протоколов. В перспективе возбуждение еще 10 уголовных дел.

 

Мы полагаем, что это только верхушка айсберга. Масштабы хищнического промысла на реках поражают воображение. Заместитель начальника УМВД по Камчатскому краю Юрий Завьялов в беседе с журналистами нашей газеты честно говорит, что когда он вник в оперативную обстановку, то просто ужаснулся: «Мы хлопнули один браконьерский стан и радуемся, что спасли лосося, но потом узнаем, что  недалеко еще одна тайная бригада заготовила десятки тонн икры. А там еще одна бригада. И это проскочило мимо нас. Я вижу одну из своих главных задач и своих подчиненных попытаться сломать хребет этой браконьерской мафии. Ведь так не за горами то время, когда наши дети лосося будут изучать только по картинкам.

 

Рекам постепенно приходит «каюк»

 

В распоряжении редакции имеется один весьма любопытный документ, можно сказать уникальное исследование, которое провели специалисты КамНИРО на деньги  WWF (Всемирный фонд дикой природы, учредители которого миллиардеры, братья Рокфеллеры), а по другому,  Госдеп США.  Про них  Мылов С.А неоднократно писал и публиковал материалы негативного характера, называя их чуть ли не агентами ЦРУ. Хотя кто знает, может, в этом и есть доля правды? Прошло уже 6 лет со времени исследования, но проблемы остались и даже еще больше обострились. Стоит процитировать отдельные моменты этого достаточного объемного документа. В 6 районах Камчатки людям разных возрастов и социальных групп предлагалось заполнить анонимные анкеты. И вот что получилось.

 

Более 68% респондентов и их семьи к незаконному сетному лову лососей относятся недоброжелательно; 23% - вынужденно терпимо; 3,6% - безразлично; доброжелательно - 1,8%; 3,7% - иначе (2,6% - нетерпимо; 1,1% - «благоговейно, как все голодные люди относятся к еде»).

 

Для 100% респондентов важно, чтобы на Камчатке было всегда много лососей (ни один респондент не обозначил своё отношение как «нет, неважно» или «безразлично»).

 

Более 90% респондентов  считают, что численность лососей в реках их района по сравнению с предыдущими годами (например, с 1998 г.) уменьшилась. Ни один из опрошенных респондентов не считает, что численность лососей в реках их района возросла, и только 7,7 % считают, что численность лососей не изменилась.

 

На вопрос «Сколько незаконно поймано Вашей бригадой, компанией, фирмой в 2005 г. рыбы, тонн» ответил только 1 респондент (≈1,1% из числа опрошенных), который указал, что его компания в пос. Усть-Камчатск в 2005 г. при лимите по чавыче в 46 тонн выловила фактически около 500 тонн, и при лимите по кете в 165 тонн выловила фактически около 1000 тонн. Т.е. компания выловила в 11 и 6 раз больше установленного лимита и отраженного в официальной статистике уловов. Остальные респонденты предпочли умолчать о незаконном перелове.

 

Ответы на вопрос «Сколько рыбаков в Вашем поселке регулярно ловят лососей на реках во время хода лососей с целью заготовки икры для её последующей реализации?» приводятся по районам и поселкам:

 

- Усть-Камчатский район. В пос. Ключи половина респондентов указывают от 50 до 100 человек, другая половина респондентов указывают более 100 человек. В пос. Усть-Камчатск 60% респондентов указали от 50 до 100 человек, 40% указали - более 100 человек.

 

- Мильковский район. В пос. Мильково 90% опрошенных считает, что таковых в их поселке более 100 человек, причем 10% из этих 90% считает, что их численность составляет от 500 до 1000 человек. Остальные 10% мильковских респондентов считают, что таковых 50-100 человек.

 

- Усть-Большерецкий район. В пос. Усть-Большерецк половина (50%) респондентов указали, что в их поселке заготовкой икры для её последующей реализации регулярно занимаются от 10 до 50 человек, 33% респондентов указывают более 100 человек, 17% - от 50 до 100 человек.

 

В Усть-Камчатском районе около 56% респондентов считают, что по сравнению с предыдущими годами число рыбаков на реках их района увеличилось; около 44% считают, что не изменилось.

 

В Усть-Большерецком районе около 72% респондентов считают, что по сравнению с предыдущими годами число рыбаков на реках их района увеличилось; остальные 18% считают, что не изменилось.

 

Характерно, что ни в одном районе, ни один респондент не указал, что число рыбаков на реках их района снизилось. В целом 2/3 всех опрошенных считают, что количество рыбаков в их районах по сравнению с предыдущими годами возросло.

 

В Усть-Камчатском районе 90% респондентов считают, что по сравнению с предыдущими годами (например, с 1998 г.) нелегальная добыча лососей увеличилась, и только 10% респондентов считают, что нелегальная добыча не изменилась. При этом никто не считает, что нелегальная добыча лососей уменьшилась.

 

В Тигильском и Олюторском районах абсолютно все респонденты (n=27 чел.) считают, что нелегальная добыча лососей увеличилась.

 

В Мильковском районе 58% респондентов считают, что нелегальная добыча лососей увеличилась; 16% считают, что нелегальная добыча не изменилась; 26% считают, что уменьшилась.

 

В Усть-Большерецком районе 70% респондентов считают, что нелегальная добыча лососей увеличилась; 15% считают, что нелегальная добыча не изменилась, и ещё 15% - уменьшилась.

 

Как видим масштабы браконьерства, что на реках, что в море впечатляют.

 

На пресс-конференции в УМВД 25.10.12 г. журналист Игорь Кравчук задал вопрос Алексасу Раманаускасу: «Можете ли вы примерно оценить, какой процент рыбы вылавливается сверх официально выделенного лимита?»  Алексас Эдмундович говорил, что этого никто не может знать, но все же на настойчивые просьбы журналиста предположил, что он лично считает, что это примерно 30 %. Т.е. треть вылавливается сверх лимита. В 90-е начальником ОБЭП УВД был Эдуард Васильев - тот смело называл, что браконьеры ловят еще 100 % сверху. Это означает, что уровень истребления рек просто варварский. Мы уже имеем одну пустую от лосося реку Авачу. Где, кроме гольца и шального лосося больше ничего нет. Река не выдержала антропогенный (человеческий) пресс. И если не остановить это варварство, то и остальные реки могут оказаться пустыми.

 

Еще в начале 20 века великий американский ученый социолог и политолог Артур Бентли разбил человеческие потребности на 6 групп. На первом месте стоят желания, связанные с физическими функциями (еда, сон, секс). На втором месте - желания, связанные с использованием материальных благ (обогащение). И вот эти две группы человеческих желаний толкают людей на реки. Потому, что  посадить огород с картошкой лень, а хапнуть пару сотен тонн лосося и напороть с него икорки, вот это в самый раз. Из-за распада СССР, последующего краха экономической инфраструктуры, образовалась большая армия безработных. На Камчатке эти безработные, кто сумел - выехали на материк, остальные, в большинстве случаев, стали заниматься браконьерством.

 

В нищих камчатских поселках, где повальная безработица, немало тех, кто «рассекает» на джипах, импортных снегоходах и даже квадроциклах. Откуда все это? Все от нелегального икорного бизнеса, от незаконного вылова соколов-кречетов. Еще можно понять, когда человек идет на реку чтобы прокормить себя и семью. Но если он идет, чтобы заработать на новый снегоход, то так мы скоро прикончим реки, так лосося не напасешься. Если исчезнет лосось в реках, что тогда - голодные бунты? Вывозить в срочном порядке население на материк? Скажем прямо, в северных поселках полиция и органы рыбоохраны недостаточно эффективны. Создают видимость работы для отчетов. Об этом комиссия по борьбе с коррупцией не раз поднимала вопрос, выезжала в поселки Камчатки, освещала на страницах газеты, на сайтах. И эту работу мы будем проводить и дальше. Так что к этой теме мы вернемся в следующем номере.

 

Александр Иванов,

«Час пик», 11.12.12

http://www.chaspik41.ru/archives/3612

.