Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А.
Министерство внутренних дел РФ
Генеральная Прокуратура РФ
Следственный комитет РФ
Федеральная пограничная служба Федеральной служба безопасности РФ
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное агентство по рыболовству
Росприроднадзор РФ
Россельхознадзор РФ
Государственная инспекция маломерных судов РФ
Уважаемые Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич!
Мы обращаемся к вам в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяющей, что земля и природные ресурсы являются основой для обеспечения жизни и деятельности населения, проживающего на данных территориях. Мы проживаем в бассейне некогда одной из самых богатых по биоразнообразию тихоокеанских лососей рек Российской Федерации - реке Большой в Камчатском крае.
Еще совсем недавно, каких-то десять - пятнадцать лет назад объемы вылова наиболее ценных лососей в реке Большой (чавычи и кижуча) достигали до 40 процентов суммарных выловов этих видов во всех реках западного побережья Камчатки (а это десятки лососевых рек). Река Большая многие годы была камчатской Меккой для рыболовного туризма. По данным Камчатского института рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО) доля вылова большерецкого кижуча в общем объеме вылова по Западной Камчатке упала в последние пять лет до 4 процентов. А производители чавычи в путину 2012 года заполнили всего… пять процентов от общей площади нерестилищ чавычи в бассейне реки Большой (из 44,08 тысяч гектаров, позволявших ранее воспроизводить ежегодно до 17,5 тысяч экземпляров камчатской царь-рыбы).
Пять лет назад в соответствии с проектом Программы Развития Организации Объединенных Наций, Глобального Экологического Фонда и Правительства Российской Федерации «Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое развитие» были сделаны расчеты уровня массового браконьерства в бассейне реки Большой. Цифры были потрясающими - объемы нелегального браконьерского изъятия лососей по видам в сравнении с промышленным ловом составлял 418 процентов по кете, 434 процента по нерке, 536 процентов по кижучу и 2947 процентов по чавыче.
В путину 2012 года по рекомендации (просьбе) членов Общественного Совета «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» при Главе Усть-Большерецкого муниципального района был введен запрет на промышленный лов чавычи и запрет на использование сетных орудий лова для всех категорий рыбопользователей в бассейне реки Большой в период нерестового хода чавычи.
Но эти, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПО СВОЕЙ СУТИ, меры регулирования промысла не дали практически никакого положительного результата в связи с тем, что масштабы массового браконьерства в бассейне реки Большой в последние два-три года в связи с созданием частных рыбопромысловых участков (РПУ) по развитию спортивного и любительского рыболовства возросли во много раз против прежних.
А причина этого многократного возрастания масштабов массового браконьерства, по сути, одна - в бассейне реки Большой в результате коррупционного сговора браконьеров и представителей государственной власти произошла подмена понятий, и государственные должности и государственные полномочия представителей тех служб, которые должны были бороться с браконьерами, стали использоваться в целях прикрытия этого браконьерства и извлечения из своих должностных полномочий личной выгоды.
Основой основ браконьерства является спрос на рыбу и рыбопродукцию. Именно спрос рождает соответствующее предложение от браконьеров и определяет масштабы их будущей сверхприбыли. В 2008 году в соответствии с «Региональной концепцией сокращения незаконной добычи лососевых рыб в Камчатском крае» проекта Программы Развития Организации Объединенных Наций, о которой мы говорили выше, ставился главный вопрос по ликвидации экономической составляющей браконьерства - сокращению незаконного оборота рыбы и икры, ликвидации нелегальных рыбоперерабатывающих заводов, ужесточению контроля за качеством пищевых продуктов.
Государственные структуры, которые, в соответствии со своими должностными обязанностями, должны были провести соответствующую работу, проигнорировали это требование. В итоге центральные рыбные рынки Камчатки переполнены большерецкой чавычей. В каждом поселке района в открытую работают скупщики рыбы и икры и нелегальные рыбоперерабатывающие заводы, выпускающую кустарную продукцию самого низкого качества.
В нарушение действующего законодательства и технических нормативов в дневное и ночное время в бассейне реки Большой происходит постоянное движение лодок с моторами усиленной мощности (90 и более лошадиных сил). Основная браконьерская деятельность в последние годы наиболее активна в ночное время, когда движение моторных лодок запрещено в связи с правилами безопасности, и представителям Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) не представляет особого труда остановить браконьеров, но для этого в бассейне реки Большой не делается ровным счетом ничего, чтобы ослабить техническую мощь браконьерских формирований.
Основная поставка браконьерской рыбопродукции из бассейна реки Большой осуществляется по дороге, которая раньше в период лососевой путины перекрывалась несколькими постами взаимодействующих государственных структур (ГИБДД, рыбоохрана, полиция). В последние пять лет проезд автотранспорта с браконьерской рыбопродукцией на Большерецкой трассе не контролируется ни одной государственной структурой.
Еще хуже обстоят дела с ведомственным распределением обязанностей в системе рыбоохраны, когда с речной стороны лимана реки Большой охрану лососей ведут государственные органы рыбоохраны, а с морской стороны того же лимана - государственная морская инспекция Федеральной пограничной службы ФСБ РФ. И, как водится, у семи нянек, браконьерство в районе лимана реки Большой, процветает наиболее ярко - когда работают инспекторы-пограничники, то браконьеры, не боясь никакой ответственности, ловят в реке, когда работают инспекторы рыбоохраны - они свои браконьерские снасти переносят на море, где у рыбоохраны полномочия заканчиваются. Коса тянется примерно на 40 километров, а ширина ее в лучшем случае метров пятьсот, но проблема сохранения ВБР не решается в течение многих лет.
Введение системы частных РПУ для развития спортивного и любительского рыболовства также привело к свертыванию государственного контроля за деятельностью организаций и компаний, выигравших конкурсы на пользование водных биологических ресурсов (ВБР) на этих РПУ. В настоящее время руководители этих компаний печатают и продают разрешения на вылов лососей (лицензии) в неограниченном и никем не контролируемом объеме. Никто не контролирует, чтобы по результатам вылова рыбы, эти лицензии были закрыты с отметкой о вылове.
Наоборот компании заинтересованы в том, чтобы как можно больше лицензий оставались открытыми, без трофея (улова), чтобы выделенный компаниям объем ВБР можно было использовать в течение всей путины для продажи максимального количества этих «бумажек», которые, в свою очередь, активно используется браконьерами как официальный (и часто для многоразового использования) документ для провоза браконьерской продукции и сдачи этой продукции для ее последующей реализации на рыбном рынке или на рыбоперерабатывающем предприятии, осуществляющем скупку браконьерской рыбы.
То есть современная частная система РПУ для развития спортивного и любительского рыболовства на самом деле развивает в неограниченных никем и ничем масштабах массовое браконьерство, жертвой которого и стала в последние годы чавыча реки Большой. А ведь еще совсем недавно это было крупнейшее в Азии стадо камчатской царь-рыбы.
Поэтому члены Общественного Совета «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» обращаются к вам, как руководителям нашего государства, а через вас к руководителям государственных служб, агентств, ведомств с требованием призвать к ответственности тех камчатских чиновников, которые ответственны за сохранение нашего национального богатства, и в результате халатных действий или преступной бездеятельности которых мы можем погубить одну из богатейших лососевых рек нашей планеты.
С уважением,
председатель Общественного Совета «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!»
при Главе Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края
Мишин В.Н.
«Рыба Камчатского края», 13.02.13