Лучегорск, митинг в честь 45-летия боев на Даманском |
|
Мина замедленного действия
Полтораста лет назад границу провели по урезу воды у китайского берега Уссури, хотя обычно разграничение проходит по фарватеру или середине русла. Так Даманский сделали российским и одновременно заложили мину замедленного действия. Добрые сто лет об островке размером меньше квадратного километра никто не вспоминал, тем более что никакой реальной ценности он не имел и не имеет, хотя китайцы называли его Чжэньбаодао 珍宝岛 - «Драгоценный остров».
К 1960-м дружба между Китаем времен культурной революции и «ревизионистским» хрущевским СССР дала трещину. Вместо «Русский с китайцем - братья навек» зазвучал молодой Высоцкий: «Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины…», «Мао Цзедун - большой шалун…» Даманский стал удобным предлогом для «продолжения политики иными средствами» - китайские «ястребы» одолели «голубей». Мина замедленного действия рванула, причем в прямом смысле.
Вплоть до 60-х этот участок границы если и контролировался, то очень слабо. Похоже, именно из-за обострения отношений с Китаем началось восстановление на базе Иманской пограничной комендатуры 57-го погранотряда. Заставу «Нижне-Михайловка» построил в 1964 году Иван Стрельников, ставший ее первым начальником. В 1967 году Виталий Бубенин, прослуживший некоторое время заместителем Стрельникова, построил и возглавил соседнюю заставу «Кулебякины сопки». От хозяйства Бубенина до Даманского было около 12 км, от заставы Стрельникова - вдвое ближе. Вокруг - глухая тайга. В близлежащей деревне Нижне-Михайловка уже тогда оставались считаные семьи, Лучегорск, лежащий километрах в 40 к востоку, только-только заложили.
Время мирное, но тревожное, холодная война только казалась холодной: карибский кризис, пражская весна, Вьетнам… Вместо ожидаемого, казалось бы, столкновения СССР и США столкнулись две коммунистические ядерные державы. Подобного эпизода в отношениях России и Китая не было, пожалуй, со времен осады Албазинского острога.
Застава имени Стрельникова. Справа - китайский берег Уссури |
|
Провокации начались в середине 60-х. Границу нарушали то мирные рыбаки, то хунвейбины - агрессивный молодняк, то военные. Нашим пограничникам было запрещено стрелять, и они «мирно выдворяли» нарушителей. Потом начались рукопашные схватки - стенка на стенку. Приходилось драться дубинами, применять дедовские рогатины. В феврале 1968 года произошло настоящее ледовое побоище. В нем сошлось около тысячи человек, и, по версии КНР, советский БТР задавил четверых китайцев. Но до открытия огня не дошло и тогда. «Фактически мы готовились к… вторжению на нашу территорию», - вспоминал Бубенин. И все-таки того, что произошло 2 марта, никто не ожидал.
Кровавое воскресенье
События на Даманском - относительно недавние и в литературе расписаны буквально по минутам (хотя есть разночтения); ограничимся пунктирной хронологией.
Утром в воскресенье, 2 марта, у Даманского замечена группа китайских нарушителей. Начальник заставы № 2 старший лейтенант Стрельников с личным составом едет к острову на трех машинах - «ГАЗ-69», БТР и «ГАЗ-63». Бойцы готовятся к рукопашной, не зная, что ночью на острове залегла засада. Сохранились три снимка, сделанные фотографом особого отдела погранотряда рядовым Николаем Петровым за несколько минут до гибели. Первый: нарушители на льду Уссури. Второй: к ним идут пограничники во главе со Стрельниковым. Третий: китайский командир поднимает руку, давая сигнал.
Это был не бой - расстрел. Пограничники из групп Стрельникова и Рабовича не успели сделать ни одного выстрела. Если бы о Даманском снимали фильм, это была бы одна из центральных сцен: два десятка пограничников, один за другим, падают под пулями на снег. Раненых добивают. Из двух групп чудом спасся только рядовой Серебров - раненого, его случайно не добили. Раненый ефрейтор Акулов погиб в плену.
Предпоследний снимок Николая Петрова: группа Стрельникова (справа) идет навстречу нарушителям. Через несколько минут советских пограничников расстреляют |
|
Третьей группе, ехавшей на «ГАЗ-63» (машина техпомощи из погранотряда) и отставшей от остальных, повезло больше. Она успела залечь и открыть огонь. Впервые в истории обе воюющие стороны стреляли друг в друга из «калашниковых». Руководивший боем младший сержант Бабанский, ставший Героем и дослужившийся до генерала, вспоминал: «Через 20 минут боя из 12 ребят в живых осталось восемь, еще через 15 - пять…»
В группе Бабанского находился и рядовой Абзалдин Бикузин. За бой 2 марта он награжден медалью «За отличие в охране госграницы СССР». Сейчас работает в родном Арсеньеве художником-оформителем на авиазаводе «Прогресс».
«Страха не было…» (из рассказа стрелка Бикузина)
Ветеран Даманского Абзалдин Бикузин |
|
До противника было недалеко, меньше 200 метров. Все было прекрасно видно, я стрелял из автомата короткими очередями. На нас пошла цепь китайцев, начали окружать, Бабанский дал команду отползать с открытого места. Патроны кончались. Мы тогда больше 25 патронов в магазин не заряжали. У кого был один магазин, у кого - два, то есть максимум по 50 патронов на человека.
Второй слева стрелок Абзалдин Бикузин, крайний справа - младший сержант Юрий Бабанский. 1969 г. |
|
Вдруг - тишина: к нам на подмогу шел Бубенин, и китайцы, видимо, это увидели. Если бы не помощь, нас бы там уничтожили. Китайцы не хотели оставлять свидетелей. Перебили бы всех и заявили бы об агрессии «советских ревизионистов»…
В тот же день мы снова ходили на остров - собирать наших убитых. Помню, я Шестакова вытаскивал, еще кого-то… Стрельбы уже не было, мы даже автоматы закинули за спину, чтобы не мешались.
Виталий Бубенин, советский Рэмбо
Шестеро во главе с Бабанским уцелели благодаря подмоге с соседней заставы. Но даже после прибытия Бубенина с двумя десятками бойцов на стороне китайцев оставался численный перевес, не говоря об артиллерии и минометах. Невероятно, но пограничники этот бой выиграли. Во многом благодаря знаменитым рейдам старшего лейтенанта Бубенина в тыл противника.
Это было бы второй узловой сценой фильма о Даманском: ощетинившийся стволами БТР обходит остров. Безжалостно расстреливает и давит живую силу. За крупнокалиберным пулеметом - сам Бубенин. Машина повреждена, раненый и контуженый командир пересаживается в стрельниковский БТР и снова идет в бой. Оставив только на острове две с половиной сотни убитых, китайцы отступили. «Батальон… при поддержке двух минометных и одной артиллерийской батарей в течение двух часов жесточайшего боя не смог сбить с острова и уничтожить группу пограничников в 30 человек… На каждого из нас в среднем приходилось от 15 до 20 китайских солдат и почти одно орудие или миномет. Примерно такое же соотношение в потерях… В это трудно поверить. Но это так…» - вспоминал Бубенин.
Он станет Героем, его заметит Андропов и через несколько лет предложит майору Бубенину, вызвав того из Заполярья, создавать антитеррористический спецназ КГБ - группу «А», знаменитую «Альфу». Бубенин станет первым командиром «Альфы», пройдет Афган, выйдет в отставку генералом. Его блестящую карьеру предопределили самоубийственно отчаянные рейды 2 марта 1969 года.
Между боями
Погибших пограничников хоронили на заставе - это потом, годы спустя, их перезахоронят в Дальнереченске. «Согнали солдатиков копать могилы. Долбили ломами, лопатами - бесполезно. На второй день подогнали компрессор с отбойными молотками - бесполезно. В итоге решили землю подорвать», - вспоминает Абзалдин Бикузин.
Вдоль всей советско-китайской границы готовились к войне. Будущий заместитель командира дивизии морской пехоты ТОФ, ныне полковник в отставке, председатель приморской организации ветеранов боевых действий «Контингент» Сергей Кондратенко тогда учился в ДВОКУ. Благовещенск от китайской территории отделял только неширокий в тех местах Амур.
- Наш первый курс оставляли на прикрытие границы. Провели рекогносцировку. Ждали, что начнется война. Я был командиром отделения, как сейчас помню: наш участок - от роддома до кафе «Золотой якорь». По сигналу «Ураган 269» мы должны были выйти и занять позиции на набережной. Минут 15, наверное, продержались бы, - вспоминает полковник Кондратенко. - Караулка находилась на берегу Амура, мы там выкопали три окопа и на ночь выставляли пулеметные расчеты для охраны самого училища. Помню, один парень ночью застудился, получил радикулит и был комиссован - получается, тоже жертва конфликта на Даманском. А что творилось на той стороне Амура - митинги с факелами, портреты Мао Цзедуна… Так продолжалось около двух недель.
«Град» над Уссури
К границе стягивались силы, но в бою за Даманский 15 марта воевать против превосходящих сил регулярной армии КНР поначалу вновь пришлось одним пограничникам. Чем и объясняются их потери в этот день - около 20 человек.
Участников боя 2 марта (тогда погибло три десятка пограничников) берегли. «Всем, кто выжил в том бою, предложили: может, дослужите в другом месте? - говорит Бикузин. - Мы отказались: смеетесь, что ли, у нас там парни погибли… Все остались. Но в бою 15 марта уже не участвовали».
С той стороны ведут артиллерийский и минометный обстрел, китайская пехота идет в наступление, но нашу армию в бой не вводят: это пока пограничный конфликт, а не война. Начальник погранотряда Демократ Леонов требует от армейцев поддержки. Те медлят, и полковник решает лично вести к Даманскому, на помощь сражающейся там мотоманевренной группе погранотряда, четверку приданных ему танков. Головной танк, где находится Леонов, подбивают, самого полковника убивают при попытке покинуть танк. С этим танком - отдельная история: несмотря на попытки советской стороны вытащить или хотя бы подорвать секретный «Т-62», он в итоге достанется китайцам и станет музейным экспонатом.
Подбитый «Т-62» Демократа Леонова |
|
Лишь к вечеру командующий войсками Дальневосточного военного округа генерал Лосик отдаст приказ нанести удар по территории Китая. «Наконец-то политическое руководство страны проснулось. В Москве наступило утро», - замечает по этому поводу Бубенин. По другой версии, Лосик рискнул - принял решение самостоятельно.
Артиллерийский полк и дивизион реактивных систем залпового огня «Град» ударили по Даманскому и китайским тылам. Это было первое боевое применение «Града». Вот третья ключевая сцена фильма, для которого у нас не нашлось своих Спилбергов и Коппол: «Град» выжигает на территории КНР все живое и неживое.
Вячеслав Качанов, в 1969-м - старший вычислитель реактивного дивизиона |
|
Абзалдин Бикузин наблюдал работу «Града» с заставы:
- Снаряды летели со стороны тыла как раз мимо нас. У китайцев были динамики, через них они вели пропаганду. Когда ударил «Град», из динамиков донеслось: «Что ж вы, братья, делаете?!» Сразу - «братья»…
После атаки мотострелков и пограничников противник отступил. Советские войска вернулись на свой берег.
Отголоски Даманского
Официальные потери советской стороны в марте 1969 года - 58 человек, раненых около сотни. С китайской, по разным оценкам, погибло от 500 до 3000 человек.
Выстрелы еще долго звучали над Уссури. «Китайцы высаживали группы военнослужащих на острова Даманский и Киркинский, нарушали режим плавания по Уссури, проводили другие провокационные действия… В течение всего лета 1969 года нам пришлось более 300 раз открывать огонь по провокаторам», - пишет Бубенин. Бикузин вспоминает, как летом пулеметным огнем китайцев выдавили с Киркинского. В августе был еще бой у озера Жаланашколь - на казахстанском участке советско-китайской границы, и тоже с жертвами, хотя и не тех масштабов, что на Даманском.
Считается, что тишина на границе настала 10 сентября: открывать огонь запретили. Даманский заняли китайцы. Днем позже советский премьер Алексей Косыгин, возвращаясь с похорон Хо Ши Мина, приземлился в Пекине и встретился со своим китайским коллегой Чжоу Эньлаем. Было достигнуто соглашение прекратить боевые действия, оставив войска на занятых позициях, и начать переговоры о демаркации. Де-факто это означало передачу Даманского Китаю. У нас об этом старались не говорить, пока в мае 1991 года Даманский не отдали Китаю уже официально.
Об итогах пограничной войны 1969 года можно спорить.
Мы выиграли бой, но отдали остров; значит ли это, что наши бойцы гибли зря? Или Кремль путем уступки спорного и, прямо скажем, никчемного островка с китайской стороны реки избежал войны, заодно показав Китаю наши военные возможности?
Еще вопрос: а сами китайцы точно знали, чего хотели?
…Сейчас-то, мы знаем, в ходу иные сценарии: спорные острова, как те же Большой Уссурийский и Тарабарова на Амуре, отдаем без боя.
В 1972 году на карте Приморья вымарали едва ли не все нерусские названия - не только китайские, но и нанайские, корейские и т. п. Заменили русскими - часто дежурно-безвкусными, тогда как многие старые топонимы были удивительно красивы. Некоторые в ходу до сих пор, как Шамора или Суйфун, - их не запретить никаким указом.
В тревожные мартовские дни 1969 года первым секретарем Приморского крайкома КПСС назначили молодого Виктора Ломакина, руководившего краем до 1984 года. Значит, «эпоха Ломакина» - тоже отголосок Даманского.
***
Застава № 2 «Нижне-Михайловка» теперь носит имя ее первого начальника Ивана Стрельникова. Заставе № 1 («Кулебякины сопки»), которой командовал Бубенин, присвоено имя Демократа Леонова.
Вскоре после боев стрельниковскую заставу перенесли примерно на километр - с открытого места у реки вглубь нашей территории. Там она находится и сегодня. Добротное двухэтажное кирпичное здание, сантехника китайского производства внутри - примета нового времени. В музее заставы - вещи Стрельникова: фуражка, планшетка, бинокль, на плацу - башня БТР с пробоинами.
В честь 45-летия боев на Даманском в Лучегорске прошел торжественный митинг с автоматным салютом. На самой заставе митинг был скромнее, без стрельбы - ни к чему нервировать друзей с того берега. Потом - традиционное пограничное гостеприимство. В тосты незаметно проникает украинская тема…
Черт его знает, почему этот островок когда-то был наречен китайцами «драгоценным». Но он и вправду стал таковым - если оценивать жизнями солдат с обеих сторон и литрами пролитой крови.
Столько с 1969-го вспыхивало горячих точек в нашей стране и за ее пределами - Афганистан, перестройка с вытекающими, Чечня… - а кадр из неснятого фильма так и стоит перед глазами: впаянный в лед Уссури остров, группа Стрельникова идет навстречу гибели. Через минуту пограничников расстреляют. Они не успеют даже снять автоматы с плеча.
Василий Авченко,
«Новая газета во Владивостоке», №227, 06.03.14