|
Малопонятным (для непосвященного) названием автор пародирует сам себя - так еще в школе друзья прозвали его за дерзкий и ироничный язык. Но ирония, умноженная на самоиронию, - один из лучших коктейлей для творчества, что еще раз сумел подтвердить Владимир Патрушев, человек, почти всю жизнь отдавший кинодокументалистике. В 34 главах книги (он их называет «кадрами») речь идет о рождении, становлении, жизни и преждевременной - в постперестроечные годы - смерти студии «Дальтелефильм».
Студия просуществовала треть века - много это или мало? Смотря как считать. За эти годы создано около четырех сотен документальных лент, многие из которых завоевывали почетные места и призы на отечественных и зарубежных фестивалях телекинодокументалистики, демонстрировались по всему Советскому Союзу и за границей.
С другой стороны, бесконечно мало, учитывая огромный потенциал студии, история которой фактически оборвалась на взлете из-за жесткого постперестроечного сокращения финансирования территориальных телерадиокомпаний. Но, как бы там ни было, осталось грандиозное наследство, остался огромный архив, фильмография, детализация которой с особой тщательностью приведена в конце книги.
Приморская таежная глубинка и арктические широты, Южные Курилы и тропические моря, Билибинская АЭС и глубокие рудники Дальнегорска - перечень того, что успело попасть в кинокамеры и сохраниться на пленке, можно продолжать бесконечно. Казалось бы, кому это сегодня интересно, спустя 40–50 лет? Не скажите. Устроенный недавно во Владивостоке ретроспективный показ ряда лучших работ «Дальтелефильма» проходил при заполненных залах. Ведь из всех органов чувств, которыми природа наградила человека, больше всего информации он получает благодаря зрению. Иначе говоря - картинке. Вот эта бесценная картинка прошлого, отражающая нашу жизнь в последней трети ХХ века, и есть главный результат деятельности студии и нескольких десятков ее сотрудников.
Мемуаристика как жанр предполагает рассказ о себе - своей жизни, работе, окружении. Оставаясь в канонах жанра, Патрушеву удалось отобразить главное - атмосферу творчества, в которой жили и работали режиссеры и операторы, сценаристы и «звуковики», ассистенты и монтажники.
Автору во многом повезло - он успел застать еще тех удивительных людей, которые в пятидесятых практически на голом энтузиазме создавали владивостокское телевидение, откуда, собственно, и пошла дальневосточная теледокументалистика. Легендарные Виктор Назаренко, Семен Юрченко, Вячеслав Соболь, Владимир Бусыгин - в этой заметке и не перечислить всех героев повествования, не говоря уж о работниках собственно «Дальтелефильма»; практически о каждом из них автор постарался вспомнить, сказать теплые слова. Павел Шварц и Олег Канищев, Валентин Лихачев и Виктор Жлоба, Николай Назаренко и Борис Колобов, Анатолий Петров и Василий Рещук и многие другие - живые и мертвые, они снова и снова проходят перед читательским взором.
…Наверное, это издание не для самого массового читателя. Ну так, собственно, мемуары в большинстве случаев и рассчитаны на тех, кто помнит запахи эпохи, ее приметы и атрибуты. Не говоря уж о безусловной справедливости утверждения «Без меня народ не полный». Неполной была бы и история города, края, Дальнего Востока без истории «Дальтелефильма».
Андрей Островский,
«Новая газета во Владивостоке», №237, 15.05.14