Сразу три дальневосточных «вора в законе» оказались за решеткой.

Целую серию задержаний провели в Комсомольске-на-Амуре сотрудники дальневосточной милиции и прокуратуры. Силовую поддержку всех мероприятий обеспечивал от-ряд милиции специального назначения УВД Хабаровского края. Среди задержанных ока-зались сразу пять лидеров организованного преступного сообщества «общак».

12 мая прокуратурой Комсомольска-на-Амуре по материалам УБОП УВД Хабаровско-го края и Оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Дальнево-сточному федеральному округу возбуждено уголовное дело № 389912 по признакам пре-ступления, предусмотренного ч.1 ст.210 УК РФ (Организация преступного сообщества), в отношении  пятерых ранее судимых жителей города юности. Трое из них – 44-летний Эдуард Сахнов, 40-летний Олег Семакин и 30-летний Олег Шохирев известны в крими-нальном мире как «воры в законе». Еще двое, 34-летний Константин Кошелев и 22-летний Александр Ситов, составляли их ближайшее окружение. Все они составляли верхушку широко известного дальневосточного «общака».

- Нас абсолютно не интересует, кто из этой пятерки «коронован», отметил заместитель начальника отдела Генеральной прокуратуры России по Дальневосточному федеральному округу Сергей Костюкович. – За то, что тот, или иной гражданин, как говорится, называ-ется «вором в законе», уголовная ответственность не предусмотрена. Нас интересуют конкретные преступные деяния. И если они их совершили, и, тем более, создали преступ-ное сообщество, за это надо отвечать. Еще раз подчеркиваю: мы работаем не по понятиям, а по закону.  

Уже четко установлено, что основной целью преступного сообщества было совершение разбойных нападений, краж чужого имущества, угонов транспортных средств, контроль за поставкой и сбытом наркотиков. ОПС «Общак» имело четко выраженную иерархическую структуру с распределением ролей между подчиненными преступными группировками и доходов, полученных в результате преступной деятельности, строгую дисциплину.  

Все лидеры 14 мая были арестованы. По месту их жительства и на так называемых квартирах-базах, принадлежащих ОПС, практически за одни сутки был проведен двадцать один обыск.

Как рассказал начальник Оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу Александр Таталин, изъято большое количество вещественных доказательств, в том числе видеоматериалы и личные записи, которые прямо, или косвенно свидетельствуют о преступной деятельности не только аре-стованных лидеров, но и их окружения. Практически во всех адресах – и это многим бро-салось в глаза – встречался портрет покойного ныне Евгения Васина, больше известного как Джем или Батя и входившего в свое время в десятку крупнейших «воров в законе» России и СНГ. Именно его считают отцом и основателем криминальной империи, назван-ной «дальневосточным общаком».

НЕМНОГО ИСТОРИИ


Более ста лет Дальний Восток использовался государством как регион с наибольшим количеством уголовно исправительных учреждений; 30-е годы прошлого столетия были отмечены размахом лагерного строительства. "Культурный центр" России, беспокоясь о чистоте своих рядов, создал на периферии огромный регион с крайне высокими показате-лями криминальной зараженности населения. Только в Хабаровском крае располагалось более шестидесяти спецкомендатур. Все это привело к высокой концентрации на Дальнем Востоке лиц с "темным прошлым", что сказалось на развитии как общеуголовной, так и организованной преступности в регионе. Как правило, освободившиеся из мест лишения свободы, в силу мер государственного принуждения или в связи с утратой социальных связей, оседали после завершения срока отбывания наказания в местах лишения свободы неподалеку, формируя, таким образом, демографическую среду российского Дальнего Востока. Естественно, высокий уровень концентрации ранее судимых граждан на ограни-ченных территории существенным образом повлиял на рост воспроизводства преступно-сти. Такая исторически сложившаяся социально-демографическая особенность привела к появлению на Дальнем Востоке регионального преступного сообщества.

Евгений Васин родился в День милиции, 10 ноября 1951 года, в Комсомольске-на-Амуре. Первую судимость за драку он получил уже в 14 лет. Через три года он снова был осужден за хулиганство. Затем, в перерывах между последующими «ходками», создал в своем районе группировку, занимавшуюся, как сейчас принято говорить, крышеванием и рэкетом. За решеткой его команда держалась вместе и, жестоко расправляясь с обидчика-ми, заработала себе криминальный авторитет. Его "короновал" в тобольской тюрьме Дато Ташкентский. Дато был личным другом Япончика, пользовался среди «сидельцев» абсо-лютной неприкосновенностью и распространял этот иммунитет на тех, за кого он пору-чился словом. Среди немногих таких людей числился и Васин, получивший кличку Джем. Прозвище осталось у него от его футбольного прошлого - от времени, когда он еще был простым парнем и обожал яблочное повидло в жестяных банках - чуть ли не единственное доступное тогда лакомство.

Став «вором в законе», на зоне Джем исполнял роль третейского судьи, «смотрящего». Во второй половине 90-х Васин собрал «общак» в родном Комсомольске-на-Амуре и дви-нулся покорять «окраину России».

Криминальная столица Дальнего Востока - неофициальный статус Комосмольска-на-Амуре. Изначально город создавался как один из огромных цехов оборонной промышлен-ности Советского Союза. Авиационный, кораблестроительный, сталеплавильный заводы - здесь было занято три четверти трудоспособного населения. Конверсия разом превратила Комсомольск в город безработных, боевые самолеты и подводные лодки стали не нужны стране в прежнем количестве. Заводские цеха опустели. За сравнительно короткое время население полумиллионного города сократилось до 300 тысяч человек. Именно в это вре-мя в Комсомольске образуется управленческий центр дальневосточного "общака". Недос-татка в "новых кадрах" криминальные структуры не испытывали. Челночный бизнес, сфе-ра обслуживания, рыбный промысел - одни из немногих способов легально заработать деньги в новых условиях. И очень трудно найти способ быть независимым от так назы-ваемых "людей", как именуют себя воры. К несговорчивым применялись «санкции» - квартирные кражи, поджоги дач и гаражей, физические расправы.

В эфире местной телекомпании Васин напрямую заявил: «Это мой край, и я хочу, что-бы здесь у меня был порядок». Московская организованная преступность его сильно не-долюбливала из-за склонности к автономности. Он для вида иногда отсылал энные суммы в центр на общак, но делал это нерегулярно, только чтобы не вызвать войны. Эмиссары крупных преступных сообществ время от времени наезжали в Комсомольск, пытались склонить Джема на свою сторону. Их слова выслушивали и оставляли без внимания. Осо-бо упорным даже напрямую угрожали.

Внешне же на воле Джем вел жизнь добропорядочного гражданина. Открыл благотво-рительный фонд «Сострадание», помогавший бомжам и заключенным, на острове Малан-кин на Амуре организовал спортивный лагерь для беспризорников. Но именно наличие связей с исправительно-трудовыми учреждениями (ИТУ) обусловило приоритетную роль "воровского общака" в структуре организованной преступности Дальневосточного регио-на.

А занятия с молодежью на поверку оказались подготовкой подрастающей смены.

В 2001 году произошел беспрецедентный теракт в комсомольском кафе "Чародейка". Тогда заживо сгорело восемь человек, два десятка молодых людей получили серьезные ожоги и травмы. Следствие вышло на Джема. Общак тут же устами подконтрольной ему организации "Сострадание" открестился от "Чародейки" и развернул собственную кампа-нию - в школах и училищах стали появляться люди, убеждавшие, что братва не имеет к этому никакого отношения. Был даже организован сбор подписей в защиту четырех чело-век, обвиняемых в поджоге.

Но когда они начали давать показания, сразу стало ясно, что Джем причастен к этому чудовищному преступлению напрямую.  Члены «общака» не могли его ослушаться просто от страха быть наказанными. Система подчинения в криминальном мире редко дает сбои. Человека, в первый раз попавшего в «общак», как правило, окружают теплом и заботой – ссуживают деньгами, помогают устроиться на работу. Но  с тех, кого «общак» берет под свое крыло, рано или поздно требуют расплаты по долгам.

Вот какие показания по поводу устройства «общака» дал Павел Ревтов, один из участ-ников поджога в «Чародейке»:

- Верховную роль в «общаке» играет главный «вор в законе», ему подчиняются другие воры. За ним идут «ответственные» по районам и кварталам. Последним подчиняются все судимые, а также «мужики», т.е. те, кто нормально относится к «общаку» и может оказать помощь. Квартальные следят и за молодежью старше 14 лет, судимыми и несудимыми. Все «ответственные» имеют мобильную связь. Есть у нас и специальные квартиры – «ба-зы», где наши регулярно дежурят. После краж часть денег обязательно сдается в общую казну – «общак» «ответственному» по кварталу, который половину отдает «ответственно-му» за район, а тот уже отдает процент самому «вору в законе». Поступают деньги также от предпринимателей, от торговых точек и киосков.

В сентябре, когда Джема взяли, в Комсомольске шел снег. Это был самый серьезный удар правоохранительных органов по дальневосточному «общаку», который после этого сразу утратил былую силу. Но сам Васин даже не дожил  до суда, скончавшись в хабаров-ском СИЗО от сердечного приступа.  

  

ОБЩАК ПОЧТИ НЕ ВИДЕН?


Когда арестовывали преемников Джема, тоже шел снег.

- Это еще далеко не победа над организованной преступностью, - говорит началь-ник Оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Дальневосточно-му федеральному округу Александр Таталин. – Но этим задержанием и арестом развенча-на неприкасаемость воровских авторитетов. И ни у кого не должно быть каких-либо ил-люзий. Если человек совершил преступление, он рано, или поздно будет привлечен к уго-ловной ответственности. Вопрос только в том, как грамотно сработают правоохранитель-ные органы. Темой же «общака», поверьте, и дальневосточная милиция, и прокуратура занимаются не один год…

И еще предстоит сделать очень и очень многое. И не только по «общаку». Анализ пока-зывает, что основные направления криминальных интересов организованной преступно-сти  в округе – лес, биоресурсы, драгоценные металлы и камни, ТЭК, автомобильный биз-нес, а также преступления общеуголовной направленности.

За последние два года милиции округа во взаимодействии с другими заинтересованны-ми ведомствами удалось добиться ослабления позиций дальневосточных криминальных группировок. Только в прошлом году раскрыто 1874 преступления, совершенных ОПГ (что на 13, 6% больше, чем в 2003 году). Среди них шестнадцать (АППГ – два) - по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества), а также 25 случаев бандитизма и 526 пре-ступлений экономической направленности.

- Поэтому задержание комсомольских лидеров, это, конечно, очень хорошо, - говорит заместитель начальника отдела Генеральной прокуратуры России по Дальневосточному федеральному округу Сергей Костюкович. Но чтобы обеспечить экономическую безопас-ность на Дальнем Востоке России, предстоит выдавить из бюджетообразующих отраслей региона не одну преступную группировку. Чтобы лишить ОПГ, и, в первую очередь, те, которые имеют так называемые трансграничные связи, финансовых потоков и возможно-сти легализовывать денежные средства, добытые преступным путем.

НЕБО В КЛЕТКУ


Тем временем стало известно, что арестованные комсомольчане этапированы в Хаба-ровск и водворены в СИЗО-1. Исполняющий обязанности начальника следственного изо-лятора Виктор Цурман отметил, что распрорядок дня во вверенном ему учреждении от этого нисколько не изменился, и никаких проблем в связи с прибытием пополнения не возникло.

- Никакой активности следственно-арестованных не отмечено, - сказал он. - Кроме то-го, с целью недопущения каких-либо нежелательных ситуаций, нами проведен регламен-тированный комплекс профилактических мероприятий.  

Арестованные сейчас готовятся к встречам со своими адвокатами, которые, не-смотря на все свои усилия, не смогли «пробить» в комсомольском суде вариант освобож-дения своих подопечных под подписку и даже крупные суммы денежного залога.

Следствие, видимо, затянется надолго. Однако, по словам правоохранителей, это не помешает им собрать достаточное количество доказательств, чтобы надолго упечь за ре-шетку преступных лидеров. За организацию преступного сообщества им светит до 15 лет лишения свободы.

Кстати, по этому громкому делу сейчас проходят новые задержания. .


 
Сахно
Сахно
Сахнов Эдуард Георгиевич 07.01.61г.р., кличка «Сахно», уроженец г. Комсомольска-на-Амуре. «Коронован» в 1990 г. Судим: 1979г. – ст. 206 ч.2 УК РСФСР – 2 года л.с., 1982г. – ст. 146 ч.2 УК РСФСР – 7 лет л.с. Лидер Дальневосточного ПС «Общак».  
 
Ева
Ева
Семакин Олег Валентинович 24.04.65г.р., кличка «Ева», уроженец г. Комсомольска-на-Амуре. «Коронован» в 1993 г. Судим: 1979г. – ст. ст. 144 ч. 1; 218 ч. 1 УК РСФСР – 2 года л.с., 1982г. - ст. 144 ч.2 УК РСФСР - 5 лет л.с., 1983г. – ст. 145 ч. 2 УК РСФСР – 3 года л.с., 1988г.- ст. 144 ч.2 УК РСФСР – 3 года л.с. В криминальных кругах известен как «куратор» Сахалинской области.
 
Леший
Леший
Шохирев Олег Слатославович 31.01.75 г. рождения, кличка «Леший», «Пенсионер», уроженец г. Комсомольска-на-Амуре. «Коронован» в 1996г. в г. Москве. Судим в 2003 году по ст.ст. 139 ч.1, 213 ч.2 п.а УК РФ. По имеющимся сведениям, курирует вопросы, связанные с вовлечением в «Общак» несовершеннолетних. В криминальных кругах его называют также «ответственным за Якутию».