МАДПР
МАДПР
Сегодня мы перепечатываем статью ныне здравствующего Аркадия Врабия, вышедшую в газете «Гипотеза», которая издавалась под эгидой МАДПР, почти четверть века назад. Прочитав ее, у некоторых могут возникнуть сомнения, что писалась она не в 1990 году, а вот-вот, совсем недавно, вчера или сегодня.
 
В 1990 году автор предлагал создать межрегиональный Дальневосточный совет защиты прав журналистов. Тогда, как вы понимаете, такой совет создан не был. Может быть пришло время?
Редакция.
* * *
 

Журналистские драмы


Честные, бескомпромиссные газетчики нередко остаются беззащитными


 
Аркадий Врабий
Аркадий Врабий
«Осенью 1962 года я стал дальневосточником. И совсем, признаюсь, не из-за платонической любви к этому краю. Меня как «нелояльного» журналиста, опубликовавшего ряд острых фельетонов во времена «хрущевской оттепели» о высокопоставленных чинушах, бюрократах и хапугах, в назидание другим выдворили из родного Минска в экзотический Хабаровск.
 
С тех пор минуло около 30 лет. Несомненно, перемены есть. Свидетельство тому, к примеру, появление новых изданий различной политической окраски, разрушение большого числа цензурных ограничений и т.п. Но, увы, очень часто еще случается так, что многие органы печати, особенно на местах, на периферии, как и в прежние «добрые» времена, держат на поводке.
 
Сделаем небольшой экскурс в минувший год. 8 июля «Тихоокеанская звезда» поместила довольно острую статью С. Лебедева «Приказано опубликовать». В ней повествовалось о диктате партийных органов, о том, как в угоду аппаратчикам газета «Дальневосточный Комсомольск» вынуждена была перепечатать из «Советской России» статью «Оговор по кругу», которая очень пришлась по нраву первому секретарю горкома КПСС Е.Н. Хорошилову.
 
Она ставила под сомнение деятельность следователей Гдляна и Иванова. Говорить тогда об этом, с какой-то степенью определенности было, мягко говоря, не ко времени - ведь имелось решение Съезда народных депутатов СССР: никаких заявлений и публикаций на сей счет до выводов комиссий, которым предназначалось разобраться в этой истории, не делать. Однако под нажимом секретаря горкома названная статья в «Дальневосточном Комсомольске» появилась.
 
Таких приказных публикаций и перепечаток по стране было более чем достаточно. Чего стоит, например, растиражированный «Правдой» пасквиль из итальянской «Репубблики» на Б.Н. Ельцина.
 
Но вернемся в собственный дом - к дальневосточной прессе. В статье С. Лебедева поднимался еще один весьма важный вопрос поставленный самой жизнью, - о рождении неформальных организаций, об отношении к ним, вернее сказать, противостоянии им аппаратчиков.
 
В Комсомольске-на-Амуре в то время организовался комитет содействия перестройке. Он подал заявление в горисполком для официальной регистрации. Горкому КПСС поддержать бы энтузиастов, помочь, если они недостаточно четко и полно сформулировали свою программу. Но этого не произошло. Дерзнувших проявить радикализм, инакомыслие на страх другим «высекли» в газете, по сути дела, объявили политическими противниками партии.
 
Ныне, в кризисный период перестройки, в остром борении различных политических сил на журналистах лежит особая ответственность. Они должны быть преданы только правде и справедливости, идеям прогресса и совершенствования общества. Стойкость и мужество - наше духовное знамя сегодня.
 
Когда на журналистов идут «с рогатиной» бывшие прокуроры, фанатичные защитники Сталина и сталинизма, когда требуют восстановления «чести» воры, взяточники и алкоголики, - это еще как-то можно понять. Но когда в суд стучится первый секретарь райкома КПСС, причем с явно подмоченными фалдами, тут уже пахнет не правом защиты чести, а расчетом задавить сановным положением, ставкой на поддержку из вышестоящих инстанций.
 
Однако времена изменились, и расчет этот сегодня не всегда надежен, что подтвердила история с первым секретарем (теперь уже бывшим) Индустриального райкома КПСС г. Хабаровска В.С. Яцемирским.
 
Многие хабаровчане, вероятно, помнят сравнительно недавние выступления печати о его неладах с партийной, да и просто человеческой совестью, корыстолюбии, квартирно-телефонных, «доставальческих» махинациях. Коммунисты освободили Яцемирского от партийно-руководящих обязанностей.
 
И хотя друзья нашли ему другое непыльное местечко, можно все же заключить, что в этой схватке победил корреспондент газеты «Известия» Б. Резник. Победил непросто, преодолевая немало терний на пути.
 
Но жизнь преподносит и более страшные факты. Я храню «Советскую Россию» от 27 июня 1989 года. На ее четвертой странице - портрет знакомого мне молодого журналиста «районки» Николая Никифорова.
 
Объектив запечатлел его и рабочем кабинете. И руке телефонная трубка. Лицо сосредоточено. Идет серьезный разговор. Может быть, уточняется факт для одного из критических материалов, каких он опубликовал немало. Обыкновенные, я бы сказал, рядовые для теперешнего времен и материалы.
 
В центральной прессе и похлеще встречаются. Но в своем районе Николай Никифоров был человеком очень неудобным, даже опасным. Особенно для начальства...
 
Привожу выдержку из газеты: «Второго марта его «убрали». Причем настолько ловко, что боль-пая группа следователей из Чебоксар и Москвы лишь через два месяца нашла труп погибшего за добрую сотню километров от села Комсомольское. Экспертиза установила: журналиста Николая Никифорова убили. Стиль мафии».
 
Стиль мафии проявился не только в организации убийства. Он проглядывался и в том, с какой патологической неприязнью иные представители районной «головки» реагировали на выступления газетчика. Николаю угрожали расправой. И не раз. И давно! А местные власти, ведая об этом, не приняли никаких мер для его защиты.
 
У нас в крае убийств, избиений, пока, слава Богу, не зарегистрировано. Но может статься и такое. Может! Журналист Александр Сутурин написал книгу о людях, безвинно погибших в сталинских застенках. Недавно в беседе, с корреспондентом радио он заявил, что ему грозят в письмах и по телефону бывшие вершители беззаконий. Сдается, что кое-кто из этих бывших таит надежду вернуться на круги своя. И получить от них удар ножом в спину, тихий выстрел в ночи - не такая уж иллюзия.
 
Замечу, что подчинить себе прессу иные аппаратчики не только в Комсомольске, но и в Хабаровске, Южно-Сахалинске и некоторых других городах Дальнего Востока стремились также и на выборах в Российский парламент, в местные Советы.
 
С великим опозданием, без традиционных аплодисментов Верховным Советом СССР     принят Закон о печати и других средствах массовой информации. Как долго его мурыжили! Как его тормозили и выхолащивали консерваторы и чиновники. И все-таки он родился. Родился и... не оправдал всех наших надежд.
 
Казалось бы, он дал возможность многим изданиям обрести самостоятельность и независимость, позволил партиям, организациям и даже отдельным гражданам выпускать свои газеты и журналы. Но это только на первый взгляд.
 
В жизни все оказалось гораздо сложнее. И хотя мы живем уже в условиях фактической многопартийности, КПСС не хочет сдавать своих позиций и делиться полиграфической  базой. Даже с Советами. Есть факты, когда бывшие партийные учредители отказывают в покровительстве печатным органам. В результате многие городские и районные, заводские и ведомственные газеты оказались в незавидном положении.
 
Считаю, что Закон больше дал прав чиновникам и аппаратчикам всех мастей и рангов, чем журналистам. Теперь любой орган печати, любого журналиста «опровергатели» могут до смерти затаскать по судам, не неся при этом ни моральной, ни материальной ответственности, даже если иск будет признан несостоятельным.
 
Не у всякого газетчика хватает мужества,  стойкости, здоровья воевать против административного произвола, травли, незаконных санкций. Но воевать надо. Вернее всего, не в одиночку, конечно. Какой силой мог бы тут стать наш профессионально-творческий Союз  журналистов  СССР!  Увы, не стал.
 
Кажется, только на Украине сделали шаги в этом направлении, основав Фонд помощи  безработным журналистам, преследуемым за правдивое слово. Думаю, что пришла пора создать межрегиональный Дальневосточный совет защиты прав журналистов. В этот совет надо избрать людей, преданных перестройке, честных и стойких бойцов за правду и справедливость. При совете стоило бы образовать фонд помощи попавшим в беду журналистам».
 
Аркадий Врабий,
член Союза журналистов РСФСР.
«Гипотеза», №1, декабрь 1990 г.