Александр Карташов |
|
Проблема усугубилась еще и тем, что семья Карташовых проживала (и пока еще проживает) в служебной квартире, принадлежащей ЗАО «Владивосток-новости», которое является учредителем и издателем газеты «Владивосток».
Полтора десятка лет назад эта крохотная двухкомнатная квартира, расположенная на девятом этаже под текущей крышей в «свечке» на улице Фадеева, была приобретена специально для семьи Карташовых с условием, что Александр работает как минимум еще пять лет, после чего квартира оформляется в его собственность. А гостинка, принадлежащая Карташовым, отходит к ЗАО.
К сожалению, своевременно это не было толком и до конца оформлено, что, несомненно, можно поставить в вину прежнему руководству газеты и ЗАО. Признаться, я и сам работал в те годы заместителем редактора газеты «Владивосток», и хотя к вопросам собственности и финансов отношения не имел, но и с себя не снимаю вины за то, что тогда эта ситуация не была доведена до разумного и логического конца. К сожалению, никто из нас не Кассандра; никому не известно, что ждет нас за поворотом.
За поворотом же нас ждало переформатирование пакетов акций ЗАО «Владивосток-новости». К 2008 году они сконцентрировались в руках, скажем так, владельцев регионального цементного бизнеса и в виде контрольного пакета оказались сосредоточены в управляющей компании «Востокцемент», которая с тех пор управляет не только спасскими и иными дальневосточными цемзаводами, но и медийным бизнесом. Удивительного здесь, собственно говоря, ничего нет: олигархи из топ-списка Forbes - Потанин, Прохоров, Вексельберг etc - тоже не чураются медийных активов; что уж говорить о местных олигархах-light. Не вертолетами едиными, как говорится...
Шутки, однако, закончились в начале этого года, когда владельцы бизнеса решили, что Карташов (с точки зрения того же бизнеса, материал отработанный и балластный) зажился в корпоративной квартире и что этим двухкомнатным активом можно распорядиться куда более эффективно. Сейчас ведь в тренде (извините за выражение) эффективный менеджмент, не так ли?
Выселить инвалида из крохотной двушки в гостинку - шаг, безусловно, сильный. Если в «совковой» девятиэтажке лифт худо-бедно еще шевелится, то в гостинке на это надеяться наивно. А это значит, что даже поход к врачам станет невозможен. Если в двушку еще как-то можно впихнуть тренажер, чтобы разрабатывать немеющие конечности, то в гостинке его можно взгромоздить только, извините, на унитаз. Подобные «если» можно перечислять до бесконечности, но кого это интересует?
Тут, правда, надо сразу оговорить важный момент: никто не вправе обвинять цементных королей в каком-либо нарушении закона. С юридически-правовой точки зрения все действия владельцев бизнеса абсолютно безукоризненны. Квартира служебная? Служебная. Не твоя? Не твоя. Пошел вон!
Собственно именно об этом - о юридической безукоризненности действий тех, кто выселяет инвалида, - и шла речь в письме, с которым краевая организация Союза журналистов России обратилась к главе администрации Владивостока Игорю Пушкареву (текст был опубликован во многих СМИ, в том числе и в «Новой»). И, что уж там скрывать, мы были готовы к любому варианту ответа. Однако тот, что мы получили, поразил даже многое повидавших и - будем называть вещи своими именами - весьма циничных журналистов.
Первый вице-мэр Екатерина Химич на нескольких страницах подробно рассказала, что, как, кому и на каких условиях мэрия предоставляет. С уважением относясь к нелегкому труду первого вице-мэра, отметим, что к этому человеку мы вообще-то не обращались. Мы обращались лично к Игорю Пушкареву. Который, похоже, попутал: где он человек, а где - функция. Или функция уже настолько затмила человека?..
Мы все не маленькие дети. А потому хорошо понимаем, что мэрия - как орган исполнительной власти - не отвечает за проделки бизнеса, даже того, которым в течение долгих лет своей «дополитической» жизни активно и успешно занимался нынешний глава городской администрации. И даже если нынешний руководитель этого бизнеса носит такое же отчество и такую же фамилию. Все понятно: у нас в стране бизнес и власть строго-настрого разделены.
А вы что подумали?..
Напоследок еще несколько слов. Мне повезло проработать в газете «Владивосток» полных 17 лет - с 1992-го по 2009-й. Именно повезло, потому что, наверное, это были самые счастливые для меня годы в профессиональном смысле. Да, наверное, и не только для меня, но и для многих коллег. У нас получалось делать веселую газету - тираж в лучшие годы «гулял» возле 200 тысяч экземпляров, командировки покрывали всю страну и полпланеты. Тот же Саша Карташов, к примеру, передавал репортажи не только из Америки, но и из Чечни, и с таджикско-афганской границы, как, впрочем, и многие другие сотрудники того «Владивостока».
Но главное даже не это. Главной ценностью была атмосфера, микроклимат в коллективе. Это не измеряется тиражом или финансовыми показателями; у этой закваски другие ингредиенты. Но один из этих составных элементов прост и показателен: только за первые десять лет существования газеты было приобретено и предоставлено сотрудникам более двадцати (именно так!) квартир.
Наверное, тогдашний главный редактор и генеральный директор Валерий Бакшин мог распорядиться этими деньгами как-то иначе, как делали в других изданиях. Наверное, по-другому могли бы распорядиться этими средствами и акционеры ЗАО «Владивосток-новости». Но они тогда почему-то считали, что именно это вложение денег - самое правильное.
Что тут сказать? Только то, что происходило все это в так называемые лихие 90-е, когда, согласно нынешней исторической концепции, все разграбливалось и разваливалось. Зато сегодня у нас железобетонная стабильность, зияющая вертикаль власти и хрустящий на зубах партийный патриотизм. Да, чуть не забыл еще одну, главную составляющую текущей картинки: эффективный менеджмент.
А инвалиды?.. Пусть о них заботится государство…
Андрей Островский,
«Новая газета во Владивостоке», №247, 24.07.14