С начала года все подконтрольные или просто лояльные правительству республики СМИ обошла новость — президент Штыров дал целое интервью «Российской газете»! На момент выхода новости, правда, интервью опубликовано не было. И после ее выхода тоже. И еще через неделю — тоже. Вышло оно только на этой неделе, позавчера. Тем не менее, судя по реакции, с какой в Якутии отреагировали на сам факт дачи интервью, пиетет перед официальным печатным органом правительства России у руководства республики очень даже большой.
Достаточно вспомнить, что в свое время у нас чуть не объявили «врагом республики» самого Михаила Николаева (первого президента Якутии!) — за интервью в этом же издании, содержавшем мягкую критику в адрес президента и его окружения…
Что такого судьбоносного наговорил президент правительственным репортерам, мы предлагаем оценить нашему читателю. Сразу оговоримся, что интервью печатается в сокращении. Мы опустили фрагменты, в которых в очередной раз рассказывается о якутских мегапроектах, и оставили то, о чем раньше президент якутским СМИ ничего не рассказывал.
МЫ МОСКВОЙ ДОВОЛЬНЫ!
— После развала системы управления страной в 90-е годы прошлого столетия, когда дело дошло до угрозы целостности Российской Федерации, президентом В.В.Путиным были предприняты энергичные меры по восстановлению вертикали власти. Теперь же, когда процесс централизации дошел до необходимой точки и федеральная власть достаточно укрепилась, каких только полномочий регионы не получили. Это и управление водными ресурсами, и лесами, и решение многих вопросов, которыми раньше только федеральные органы занимались.
Хотя работать еще есть над чем. Например, рационализация управленческих структур. Вот, скажем, существует правительство Республики Саха (Якутия), а параллельно в республике функционирует в полтора раза больше федеральных структур, которые во многом выполняют те же функции, что и республиканские. Может, следовало бы пойти по пути взаимного делегирования управленческих функций, не затрагивая существующую систему разделения полномочий? Думаю, что пришло время оценить и эффективность выделения из министерств агентств, служб и иных подразделений. Ведь за годы административной реформы число только федеральных служащих увеличилось многократно и достигло 4% от общего числа занятых, не говоря уж о региональных.
ЧИНОВНИКИ В ЯКУТИИ ПЛОДЯТСЯ ТЫСЯЧАМИ
— [Сегодня в Якутии] создано 446 муниципалитетов. То есть мгновенно число муниципальных служащих возросло на несколько тысяч человек. Например, избрали 446 глав местных администраций. Каждому из них надо иметь своего финансиста, кадровика и бухгалтера, так как появились муниципальные финансовые ресурсы и штаты. С другой стороны, появление самоуправления стало катализатором разного рода полезных местных инициатив. Например, есть у нас такое движение «добрых дел». Допустим, каждому муниципалитету выделяем 200-300 тысяч рублей, чтобы они использовали по своему усмотрению. Благодаря этому муниципалитеты выполняют с помощью жителей строительных, дорожных, благоустроительных работ на 5-7 миллионов рублей. Люди сами заготавливают материалы, выполняют работы, а выделенные деньги идут только на внешние услуги.
ПОНАЕДУТ!
— Мы должны создать примерно 112 тысяч новых рабочих мест. Для республики это серьезная цифра, ведь у нас всего около 500 тысяч работающих. В основном планируем использовать резервы. Однако часть работников придется привлекать из других регионов.
КИТАЙЦАМ НЕ РАДЫ?
— В Якутии, по данным Федеральной миграционной службы, постоянно проживает около тысячи китайцев. До сих пор они ничем особым себя не проявили, занимаются в основном торговлей, даже на стройках не работают и традиционным сельским хозяйством не занимаются.
В прошедшем году из-за нехватки рабочих рук руководство «Транснефти» действительно дополнительно на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» привлекло китайцев. Как показала практика, это себя не оправдало, темпы работ у китайской компании низкие, и часть их объемов, по-видимому, будут вынуждены выполнять наши подрядчики. Думаю, привлекать иностранную рабочую силу нет смысла. В России еще есть кому работать!
СНОВА В ЯКУТИЮ «ЗА ДЛИННЫМ РУБЛЕМ»!
— Есть смысл заново оценить старые советские подходы, когда были северные коэффициенты и надбавки к зарплате, другие льготы. Но все-таки, наверное, главное в том, чтобы создать условия для полноценной во всех отношениях жизни людей в районах Севера и востока страны. Этот вопрос многоаспектный. В первую очередь необходимо решать вопросы снижения чрезмерной дороговизны стоимости жизни. Возьмем тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги. На Дальнем Востоке они вдвое выше, чем в среднем по стране. Это делает для многих семей просто неподъемной оплату жилья. Недаром всё большим спросом пользуются малогабаритные квартиры. Снизить тарифы… возможно за счет специальных программ модернизации характерных для отдаленных районов страны изолированных энергосистем. В области градостроительства необходимо отказаться от принципиально неверной идеи о том, что Север и восток страны могут быть освоены преимущественно вахтовым способом из освоенных регионов запада и юга… Важно создать на Севере и востоке страны опорную сеть современных базовых городов. Они-то и должны стать центрами экономической и организаторами социальной жизни регионов нового освоения.
НЕРЮНГРИ, ВИТИМ И ТОММОТ — НОВЫЕ СТОЛИЦЫ ЯКУТИИ
— Наша алмазная столица — город Мирный — уже давно стала системообразующим центром всей Западной Якутии, из него летают на вахту, на предприятия отдаленных месторождений алмазники. В ближайшие годы для освоения нового Эльгинского угольного комплекса и железорудных месторождений Южной Якутии базовым городом станет Нерюнгри. С 2008 года начинается строительство двух новых городов — Витима для нефтяников и Томмота для горняков.
МОЖЕТ ЛИ ЯКУТЯНИН ЗАРАБОТАТЬ НА КВАРТИРУ?
— В горнодобывающих отраслях средние зарплаты — 35 тысяч рублей в месяц, на лучших предприятиях — до 60 тысяч. Однако у бюджетников она существенно ниже. Расчетная же стоимость строительства одного квадратного метра жилья — 27 тысяч рублей. Понятно, что при этих параметрах классическая ипотечная схема для врачей или учителей неприменима.
Потому мы вынуждены за счет бюджета финансировать бюджетников — первоначальные взносы платить в виде субсидий, погашать проценты по банковским кредитам. Или с помощью предприятий, когда те дают гарантию банкам и сами гасят за своих сотрудников проценты, часть кредитов. При помощи этих схем строительный комплекс развивается, и по объему ввода жилья на душу населения Якутия — номер один на Дальнем Востоке. Но, чтобы ипотечные схемы на Севере массово заработали, надо не меньше половины затрат на строительство жилья людям по специальным нормам компенсировать за счет государства.
ЯКУТИЯ — САМЫЙ АГРАРНЫЙ РЕГИОН РОССИИ
— 37 процентов населения [Якутии] — сельские жители. У нас 250 тысяч голов крупного рогатого скота, 135 тысяч голов лошадей, 180 тысяч голов оленей. Это создает предпосылки для организации пищевой и перерабатывающей промышленности. По специальному плану развития агропромышленного комплекса республики в последние пять лет создано более ста предприятий по производству продовольственных товаров. За это время объем их производства вырос на 20%.
ЯКУТСКАЯ ПУШНИНА НИКОМУ КРОМЕ НАС НЕ НУЖНА?
— В 1980-е годы каждая женщина считала должным иметь песцовый воротник и такую же шапку. Теперь их мало носят, перешли на синтетику, в основном на южно-азиатский ширпотреб из-за его дешевизны. Некоторые виды зверей уже просто не разводят. Но это не значит, что меховая промышленность совсем зачахла. На плаву держится «Сахабулт» — это наш национальный концерн. Он имеет в Якутске самую крупную в стране фабрику по переработке пушнины. И одновременно является республиканским государственным уполномоченным заготовителем. Иными словами, охотники сдают пушнину в обмен на деньги, боеприпасы и прочие необходимые предметы для охотничьих нужд. Правда, шкурку эту можно продать и частникам по более дорогой цене. Тем не менее 80% всей пушнины в Якутии уходит в концерн «Сахабулт». Но значительного прироста производства за эти годы нет…
ОТ ПРИРОДЫ МИЛОСТИ ЖДАТЬ НЕ СТОИТ
— Мы всегда считали, что главная опасность, которая поджидает республику, это периоды засухи, которые повторяются через каждые 11 лет, ведь у нас количество осадков в год такое же, как в пустыне Сахара. Но в последние годы этот цикл нарушился. Климат заметно повлажнел. Если в мире за 10 лет температура повысилась на 0,4 градуса, то у нас — почти на 2 градуса. За такой короткий период времени это катастрофическое потепление, которое ставит перед нами серьезнейшие задачи.
Мы теперь боремся с наводнениями. Строим защитные сооружения по федеральной программе вокруг четырех городов, стоящих на реке Лене. После памятного наводнения 2001 года Ленск защитили дамбой высотой до 15 метров. Строятся дамбы в городах Якутск, Олекминск, поселке Зырянка. Разрабатывается специальная республиканская программа для населенных пунктов на внутренних реках Якутии. Однако масштабы климатических, гидрогеологических, почвенных и мерзлотных изменений, особенно на побережье Ледовитого океана и в прилегающей к нему тундровой зоне таковы, что правительство Якутии готовит обращение за помощью в федеральное правительство...
КАК ВЫБИРАТЬСЯ ИЗ ЯКУТИИ
— Недавно благодаря напору северян восстановлена одна из важных для нас норм федерального законодательства. Теперь работодатели раз в два года полностью оплачивают своим сотрудникам проезд к месту отдыха и обратно. А вот с неработающими пенсионерами имеются проблемы. У нас их 230 тысяч человек на один миллион населения. По закону они тоже имеют право на бесплатный проезд. Но оплатить их проезд на отдых можно только после предъявления билетов, которые сначала надо купить за свои деньги. Теперь представьте, что якутскому пенсионеру выписали санаторную путевку в Минводы. В один конец на самолете это стоит примерно 25 тысяч рублей. И как быть, если пенсия всего 4 тысячи рублей?.. Необходимо дотировать авиаперевозки!
Интервью для «Российской газеты» готовила корреспондент Татьяна Зыкова,
подзаголовки к ответам президента — «художества» «ЯВ».