Политрук  Сергей Феоктистов  выступает  перед  бойцами  Дальневосточного  фронта. 1941- 1942 гг.
Политрук Сергей Феоктистов выступает перед бойцами Дальневосточного фронта. 1941- 1942 гг.
«Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
Пусть память верную хранят об этой страшной муке
И дети нынешних детей, и наших внуков внуки».
(А. Твардовский. «Дом у дороги». - 1946)

 
В редакцию:
6 ноября - 15 годовщина смерти отца: «15 лет шумит Амур без батюшки...» Это повод помянуть его. Спасибо Вам за внимание и интерес к моим исследованиям и памяти патриота - фронтовика С.Г. Феоктистова. Воздастся Вам и Вашим близким, будьте здоровы и творчески неспокойны.
С уважением, Светлана Феоктистова.
* * *

 
Безжалостное время отодвигает трудности бытия и заботы ежедневной суеты, сжимает крупные события истории советской России. Всё чаще в печати ХХI века Великая Отечественная война советского народа обозначается буквенной аббревиатурой - ВОВ или представлена символическими датами «1941-1945». Субъективная память о военном прошлом отечества уплотняется, в школьных учебниках вытесняется плакатными образами воинов - освободителей или фотографиями разноцветных салютов Победы.
 
Однако к Великой Победе над фашизмом вела кровавая и горькая дорога в 1480 дней и ночей. В канун 70 годовщины окончания Отечественной войны пришла пора поименно вспомнить наших дедов, кто прошагал, преодолел эту тяжелую дорогу к Победе и свободе.
 
Долг дочери политрука не лакировать юбилейную фронтовую тему, а суровыми стихами летописца - фронтовика поведать молодым гражданам свободной России про «страшные ужасы Войны, юпитером высветить народные подвиги, громом прогромыхать о цене Священной Победы» (С. Феоктистов, 1965).
 
В поэтическом обозрении исторической дороги будем следовать классификации и хронике Истории Великой Отечественной войны (Институт военной истории Отечественной войны РАН.- М., 2004 - 2010).
 
В «сороковые, грозовые…хмурые тучи войны» висели над амурской границей, где самурайские генералы ударно готовили плацдармы и войска для захвата советских земель до Урала (План «Кон-току-эн»). Трудно сохранить в памяти и осмыслить многотомную летопись Дальневосточного фронта (ДВФ), которая записана военными корреспондентами в окопах красноармейского заслона от Читы до Посьета - под авиационными и артиллерийскими обстрелами зарвавшихся японских агрессоров.
 
Военная служба забросила политрука Сергея Феоктистова литературным сотрудником фронтовой газеты «Тревога», дальневосточной школы военных журналистов, художников, фотографов.
 
Согласно обзору «Хроника всепогодного корреспондента» (2010), журналист С. Феоктистов был участником и летописцем боевых конфликтов на пограничных заставах и полигонах, аэродромах и танкодромах Дальнего Востока, где краснозвёздные защитники дальневосточных рубежей методично отбивали японские «провокации и разведки - боем - на земле, в небесах и на море».
 
«Кто битым был, тот большего добьётся. / Кто много соли съел, тот выше ценит мёд». - Афоризм Омара Хайяма был настенным лозунгом студента Сергея Феоктистова, помогал учителю литературы осваивать планер и парашют в аэроклубе, а по призыву в Красную Армию отлично закончить Ейское военное училище морских лётчиков, служить инструктором в Харьковской авиашколе высшего лётного мастерства.
 
После издания авторского сборника стихов «Крылатая Родина» (Краснодар, 1939), поэтическое дарование лётчика - лейтенанта поддержали московские военные газеты. Лейтенанта Сергея Феоктистова направили в Московское политическое училище на факультет «Газетное дело»: Стране Советов для будущих побед нужны были и крылья, и боевые песни, и боевые журналисты. В 1940 году свеже-выпущенный литературный сотрудник - политрук влился в коллектив редакции газеты «Тревога» ДВФ.
 
В предгрозовые годы полевые репортажи военкора С. Феоктистова освещали выучку дальневосточных соединений, боевую закалку и готовность бойцов пресечь «любую атаку фанатичных самураев», незыблемую веру автора в непобедимую Красную Армию:
 
…И мой сосед, донской казак, / Бессменный запевала роты,
Широкоплечий здоровяк / Припал к ручному пулемёту.
… Он окровавленной рукой / Метал гранаты в самураев:
- За потревоженный покой / Мы отомстим, страна родная!
В разгаре яростных атак / Под смертоносною пургою
Мы не оставим поле боя, / Пока не уничтожен враг!
(«Перед атакой». - 1941. - 23 февраля).

 
Каждая новая публикация политрука закрепляет восторженное отношение автора событиям и героям амурского рубежа Отечества, готовым по первому приказу Главкома выступить на проблемное направление Фронта.
 
I период Великой войны (22 июня 1941 - 18 ноября 1942) -
этап активного наступления немецких захватчиков

 
Когда война рассекла западные границы Союза, деятели советской культуры мобилизовали таланты, объединили силы и влились в ряды бойцов с агрессорами.
 
В первый день войны Алексей Сурков, легендарный автор «Гренады» и «Катюши», патриотическим запевом выразил убеждённость в готовности Красной армии и народа - богатыря к отпору, призвал страну на бой под знамёнами Победы:
 
В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость:
Над Отчизной дыханье грозы пронеслось…
Слушай, Родина! В грозное время войны
Присягают Победой твои боевые сыны…
(«Присягаем Победой». -1941. - 23 июня).

 
Ученики Алексея Суркова по Студии пролетарских поэтов (Коломна, 1930-1935 гг.), во всех уголках Союза подхватили припев Учителя и Наставника, боевыми стихами и песнями ответили на вероломное вторжение фашистов:
 
Мы грозную клятву И волю народа / В боях выполняли не раз.
Монгольские степи, Амурские воды / Расскажут потомкам про нас.
Идём мы на битву за честь и свободу, / За светлый и радостный труд.
У нашей границы фашистские орды / Позорную гибель найдут!
(С. Феоктистов. «Красноармейская - дальневосточная»: песня. - 1941. - 26 июля).

 
Директива Совета народных комиссаров «Всё для фронта, всё для Победы!» от 29 июня 1941года призвала объединить все материальные и физические ресурсы страны, стала национальной идеей для всех республик великой державы. Стремление к Победе стало образом мыслей и смыслом жизни советских людей на всех уголках и участках тыла. Дальневосточники дружно включились во все акции и народные кампании, ни на минуту не забывая об укреплении своих рубежей:
 
- подготовка территорий и приём эвакуированных из западных областей заводов, предприятий и организаций, активная помощь в запуске новых производств;
 
- работа на заводах и фабриках в три смены, без выходных и отпусков; работа «за того парня, что ушел на фронт», соревнования «фронтовых бригад» и «фронтовых смен», «фронтовых цехов и фронтовых подразделений»;
 
- добровольный сбор средств на возведение военных заводов и строительство военной техники на Востоке страны;
 
- подготовка трудовых резервов из женщин и подростков для мужских производств;
 
- сдача крови для раненых и тёплых вещей для бойцов Красной Армии;
 
- дежурства народных дружин на крышах, в госпиталях, детских приёмниках;
 
- подготовка допризывников по программам противопожарной, противохимической и противовоздушной обороны (В.И. Чернышева и другие, 1958, 1983).

 
Первые недели военного конфликта показали, что боеспособность и физическая закалка, автоматизация и вооружение Красной Армии серьёзно оставляли желать… После продолжительной пропаганды «худого мира и мирного договора с германской империей» боеготовность каждого бойца и отдельных соединений требовали серьёзного патриотического перевоспитания и идеологической закалки.
 
Не случайно мобилизованные новобранцы из селений Поволжья, Средней Азии, республик Кавказа в 1941 году направлялись на Дальневосточный фронт для военного обучения, физической, идеологической и моральной переподготовки, а закаленные в суровых условиях соединения ДВФ перебрасывались на Запад.
 
В агитационных выступлениях политрука Сергея Феоктистова Победа - не богиня древних греков и не разноцветье флагов и салютов. В период тотального наступления немецких захватчиков поэт воспевал каждый эпизод героического сопротивления Красной Армии, традиционное единство Армии и советского тыла, неустанно повторял слова Вождя из историческое речи 3 июля 1941 года: «Наше дело правое! Победа будет за нами!»
 
На поле битвы провожая сына, / Мать говорит горячие слова:
- Заклятый враг ворвался в Украину. / Сражайся, сын мой, яростнее льва.
Орлицу - мать не выдадут орлята! / И в бой идут решимости полны
НЕПОБЕДИМЫЕ богатыри народа, / Великой героической страны!
… Разящий шквал советского металла / Везде кровавых варваров найдёт.
Испепелит взбесившихся шакалов, / Их подлый прах по ветру разнесёт.
(«За Родину!» - 1941. - 5 июля).

 
Дальневосточные газетчики оперативно освещали боевую подготовку войск ДВФ и Восточного пограничного округа, что освежало «горячие головы германских союзников, удерживало их от генерального открытия военных действий на Амуре». Советские и военные издания ежедневно прославляли трудовые рекорды земляков, приветствовали патриотические чувства и пожертвования в Фонд Победы трудящихся и воинов многонационального Приамурья.
 
Стихи С. Феоктистова о Героях - дальневосточниках пламенными строками несли патриотический заряд и уверенность в неизбежной Победе Красной Армии. Их перепечатывали десятки армейских и дивизионных газет, сотни боевых листков.
 
Сергей Феоктистов (нажмите, чтобы увеличить)
Сергей Феоктистов

 
Газетные новости заставляли сердца бойцов биться в унисон, воодушевляли на борьбу с ненавистными захватчиками, печать ДВ-Фронта способствовала стабилизации военной обстановки на границе, укрепляла подготовку боеспособного резерва для разгрома фашистской коалиции.
 
Оружие военных журналистов: стихи, заметки, очерки - приходили во фронтовые окопы и на погранзаставы, рассказывали о родных и близких, ковавших в тылу оружие для «последнего и решительного» боя. Листовки с новостями прифронтового тыла зачитывались до дыр, лишь потом шли на самокрутки…
 
Рядом с военными сводками, фронтовыми репортажами и корреспонденциями с боевых полигонов дивизионные газеты регулярно публиковали мобилизующие стихи политрука С. Феоктистова о самоотверженном служении земляков на западных фронтах Отечества и « на амурском горячем рубеже»:
 
Горнисты играют тревогу: / Пришла боевая пора.
Гремит по военным дорогам / Могучее наше «Ура».
Хотели б враги поживиться / Священным народным добром,
Но встретили их у границы / Советские пушки огнём.
 
С врагом беспощадна расплата: За подлый грабёж и разбой
Кровавые звери - пираты / Заплатят своей головой…
Их давят лихие танкисты, - Герои великой страны.
И сгинут позорно фашисты / В пожарах народной войны!
(«Боевая походная»: Песня. - 1941. - 16 августа).

 
На этапе интенсивного немецкого наступления основным оружием солдата были «ярость благородная» и героизм, а фронтовой символ Победы имел вкус опалённой земли и солёной крови. Жестокие сообщения КрайТАСС о нечеловеческих страданиях детей и матерей на оккупированных территориях наполняли сердца красноармейцев яростью, решимостью выстоять на последнем рубеже, преодолеть все невзгоды ради Победы:
 
Дни мужества и подвигов настали, / В опасности родные берега
Всю силу гнева, ярости и стали / Обрушим беспощадно на врага.
За кровь детей враг головой заплатит, / Он от священной кары не уйдёт.
В атаку, воины! Бойцы великой рати! / За Родину! За Сталина! Вперёд!
 
Во имя светлой и счастливой жизни / Презрим мы смерть в безжалостном бою.
Мы отдадим, как матери, Отчизне - / Свою любовь и преданность свою.
Могуч и грозен всенародный натиск. - / Он в порошок стервятников сотрёт.
В атаку, воины! Бойцы великой рати! / Только ПОБЕДЫ ждёт от вас народ!
(«В атаку, воины!» - 1941. - 17 августа).

 
Твёрдый, точно стальной, голос пропагандиста звучал в клубе пограничной заставы или опорного пункта ДВФ, на полигонах или по краевому радио. Мужественная патетика политрука возвышала символ Победы, приумножала силы и веру земляков в идейную несгибаемость краснозвёздных бойцов, в непобедимость советского государства:
 
В родные светлые края, / В наш солнечный простор
Вползла гремучая змея, / Забрался подлый вор.
Он оставляет на траве / След кованых сапог.
Паучий знак на рукаве - От свежей крови взмок…
 
Средневековый изувер, / Обезумевший гад -
Он тянет щупальцы к Москве, / Он лезет в Ленинград…
… Отрубим голову змее! / И никогда вовек
Не будет в рабстве и ярме / Советский человек!
(« Отрубим голову змее».- 1941. - 23 августа).

 
Всю войну политрук служил на «линии огня, на военно-литературном посту ДВФ», жил и работал больше среди бойцов, чем в редакции фронтовой газеты или в комитете КрайТАСС. Поэт ежедневно обличал и высмеивал звериный облик фашистов, веровал сам и умел уверить своих читателей, что потери территорий и военных объектов временные, что Победа будет за нами.
 
«На Красной площади вождь принимал наш парад»:
В огне боёв мы закаляли волю, / И тяжело, и горько было нам.
С какой тоской, с какой сердечной болью / Мы отдавали города врагам.
Мы оставляли и родных, и хаты, / Скрепя зубами, шли мы на Восток.
Мы верили: придёт пора расплаты, / И будет гнев наш страшен и жесток…
 
… Вождь верил нам, он верил в нашу силу. / И мы душою поняли тогда,
Что под Москвой найдёт свою могилу / Безумная немецкая орда…
Мы разочтёмся полностью с врагами, / В заснеженных лесах враг не пройдёт.
Настанет час, и гвардия с боями / К Победе наше знамя развернёт.
(«На Красной площади». - 1941. - 8 ноября; - 1942. - 21 января).

 
Незыблемыми условиями фронтовой Победы советская военная литература называла мужество каждого защитника, готовность к самопожертвованию каждого гражданина от мала до велика. С первых недель войны патриотический клич поэзии «К Победе!» слился с призывом к подвигу: «Останови! На любом участке - останови врага! Любой ценой - останови!»
 
Пожар войны идёт по нашим сёлам, / Он оставляет пепел за собой.
Сынов своих, питомцев комсомола / Страна зовёт на подвиги, на бой.
Возмездья ждут обугленные хаты, / Разрушенные Львов и Каунас.
В суровый час безжалостной расплаты / Страна проверит каждого из нас.

 
Жертвенный символ поэтической Победы, как заклинание, проникал в сознание и волю красноармейцев и пограничников, бойцов и женщин, комсомольцев и пионеров. Стихи «сорокового, грозового, траншейного, порохового» 1941 года - это не товарищеские беседы у костра, это боевые призывы политрука, это приказы Родины: «Останови - любой ценой!»
 
И стихи о само-подрывах последней гранатой, дневных и ночных таранах ястребков, о коктейлях Молотова и юных диверсантах звучали по радио и на митингах, с листовок и плакатов КрайТАСС, как примеры для подражания, потому так много в них команд и восклицательных знаков:
 
Тебя Отчизна сделала пилотом, / Так расплатись по-чкаловски с врагом!
Прошей его свинцом из пулемёта, / А нет свинца - Тарань его винтом!
Ты взял клинок, ты стал кавалеристом, / Так будь смелей и яростнее льва!
Руби в бою проклятого фашиста, / Чтоб с плеч его слетела голова!
 
Танкист, бронёй, артиллерист, снарядом, /Дави зверей, чтоб каждый шаг земли
Был для врагов страшней любого ада, / Чтоб даже камни пулями их жгли!
Иди вперёд, неустрашимый воин! / Враги боятся русского штыка.
Погибнет трус. А храбрые герои - Живут в народе долгие века…
 
Оружие и молодость, и силу / Отдай в бою ПОБЕДЕ над врагом!
Сражайся так, чтобы не стыдно было / Тебе с друзьями встретиться потом.
(«Прославь оружие своё». - 1941. - 7 сентября).

 
Политрук С. Феоктистов возводил в закон, в ежедневный образ действия доблесть и мужество красноармейцев. Воспетые героические поступки первых Героев Советского Союза служили примером «окопным» дальневосточным защитникам: эстонец «Пулемётчик Мери»; «Крылатый богатырь»: Лётчик Степан Супрун, дважды Герой Советского Союза, другие герои сборника «За Родину!» стремились к общей Победе уже в 1941 году:
 
Он знал, что скоро грянет бой, / Столкнутся танковые лавы.
Приказ был прост: Любой ценой / Сдержать врага у переправы…
Лобастый командирский танк / В упор расстреливал пиратов…
И побежденный дрогнул враг, / Бросая в страхе автоматы.
 
… Упал он на руки друзей, / Большой, решительный и строгий,
Он жизнью собственной своей / Загородил врагу дорогу.
(«Смерть героя»: Отважному танкисту майору Петрову, Герою Советского Союза).

 
«Быть агитатором, пропагандистом, оратором необходимо каждому поэту. Личные выступления и пропаганда по радио - сегодня полноценная и полезнейшая работа каждого писателя», - писал В. Вишневский в обращении к коллегам - журналистам (1941). Агитационные стихи политрука С. Феоктистова многократно звучали в радио- композициях, на митингах, на вокзалах и концертах для призывников, были использованы в плакатах для Красной Армии: «Останови, одолей врага!»:
 
Танки кромсают наши луга, / Наши поля в крови.
Останови, одолей врага, / Горло ему порви!
Сталью залей его с высоты.- / Жалость из сердца вон!
Если врага не задушишь ты, / Нас растерзает он.
 
С пеплом сравняет твой мирный кров, / Мать уморит в хлеву.
Сына и дочь превратит в рабов, / В Кёльн увезёт жену!
Слушай, как в сердце твоём стучит / Горе седых отцов.
Разве забыл ты расстрел в Керчи, / Кровью залитый ров?
 
На плоскостях у тебя, герой, / Звёзды Кремля горят.
Ты в облаках, а за тобой / Дети с земли следят…
Так отведи от семьи беду / Смелым рывком крыла,
Чтобы у всех ребят на виду / Враг твой сгорел дотла.
(«Соколу моей родины». - 1941 -1942).

 
Исторические примеры о довоенных подвигах русских богатырей укрепляли и приумножали уверенность земляков в конечной Победе Красной Армии:
 
Стервятники и палачи, / Они, наверное, забыли,
Как русские богатыри / На Чудском озере их били.
Как Красной Армии бойцы / Всесокрушающей лавиной
Их разгромили на Дону / И вышвырнули с Украины…
Кровавых гитлеровских слуг, / Презренных, гнусных скорпионов
Народ сотрёт с лица земли, / Как стёр войска Наполеона!
(«На врага!» - 1941. - сентябрь).

 
Всё повидавшие и всё испытавшие в кровопролитных боях фронтовые корреспонденты создавали обобщающий образ Героя-Мстителя за поруганных сестёр и жен, за рано поседевших матерей, за искалеченных детей и стариков:
 
«… Обозы врага полыхают в огне - / Не дрогнет рука твоя, Мститель!
Я вместе с тобою в бою побывал, / Я рядом шагал, не по следу.
Я вместе с тобою в бою добывал / Тяжёлую нашу Победу…».
(В. Лифшиц, 1941. - сентябрь).
 
«Человек склонился над водой / И увидел, что он весь седой…
Человеку было двадцать лет, / А ему казался чёрным снег…
Неуместны жалость иль упрёк, / Если будет он с врагом жесток…».
(А. Сурков. - 1942- январь).

 
Стихи и баллады о народных советских Мстителях были у каждого военного поэта - корреспондента. Они рассказывали о безымянных Героях или были от первого лица, но всегда призывали к отмщению незваным оккупантам:
 
В морозный, жгучий снегопад Лежим мы целый час.
Мы ждём, когда лихой комбат / В атаку двинет нас.
Мне гнев покоя не даёт. / Я не забыл, пруссак,
Как ты спокойно самолёт / Навёл на мой очаг…
В дыму, у рухнувшей стены / Я постарел с лица,
Когда увидел труп жены / и сына - мертвеца…
 
Мне сила Праведной руки / Отчизною дана,
Я за тебя пойду в штыки, любимая жена.
Я под землёю разыщу / Убийцу твоего,
Я втрое немцу отомщу / За сына своего.
Он никуда, кровавый кат, / От смерти не уйдёт…
- В штыки! - кричит лихой комбат. … И я бегу вперёд…
(«Мститель». - 1941. - ноябрь).

 
За годы войны поэт создал десяток стихотворений о народных Героях-дальневосточниках под названием «Бессмертие» и/ или «Мужество»:
 
… Последний выпущен патрон, / И пулемёт затих.
А немцы лезут с трёх сторон, / И надо встретить их…
Ты в пекле огненных боёв / Умеешь бить врагов.
Я славлю мужество твоё, / Товарищ Кисляков!
(«Мужество»: Герою Советского Союза - краснофлотцу В. Кислякову. - 1941. 21.09).

 
Страстные марши «Трубача Дальневосточного фронта» красноармейцы вырезали из газет, носили в гимнастёрках до полного распада на сгибах, переписывали в тетрадки, заучивали наизусть. «Несмотря на риторичность и агитационный характер, стихи военкора наполнены искренним волнением, славят «готовность к буре», мужество и отвагу, учат побеждать» (Т. Власова, 1941).
 
Красные командиры цитировали стихи на политинформациях, школьники декламировали и пели песни С. Феоктистова на концертах в Фонд Победы, в госпиталях для раненых и на перронах - для отправляющихся на фронт бойцов…
 
В годину трагических событий патетические строки военкора взлетали на лозунги и сатирические плакаты КрайТАСС «Убей врага!», находили отклики у каждого дальневосточника. Именно такое служение отечеству принимал патриот, кто «слёз не лил в годину испытаний, / Не трепетал под игом тяжких бед / И не сносил безропотно страданья», - лишь тот поэт! (Н.А. Некрасов).
 
В осенние дни 1941года все силы советского народа были брошены на поединок с ударными фашистскими соединениями под Москвой. « Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые, / Там извещения похоронные да перестуки эшелонные» (Д. Самойлов).
 
Лучшие дальневосточные дивизии мчались к Москве в товарных эшелонах с курьерской скоростью, оставив на пограничном рубеже подготовленные соединения с теми же номерами (бис). В пути бойцы заучивали красноармейскую клятву верности родной столице, клятву готовности защитить её, не щадя живота и жизни:
 
Мы тебя отстоим, дорогая Москва! / Мы разделим с тобою и боль, и тревоги!
И фашист не дождётся японской подмоги - / Наш амурский рубеж неприступен, Москва
(«Клятва амурцев».- 1941. - Октябрь. - Листовка ДВФ).

 
Каждый выпуск «Тревоги» сорок первого года открывался сводкой Информбюро о ситуациях на фронтах. Поэзия, как «самая короткая тропа от сердца к сердцу», стреляла патриотическими и сатирическими строками реже, но всегда точно и кучно.
 
Скорострельные лозунги и частушки, призывы как приказы, стихи и поэмы, басни и баллады… В любом выступлении С. Феоктистова узнаваемы место события и чёткое ощущение времени, напряженность момента, несокрушимая вера в Победу:
 
Кровавый изверг - под Москвой! / Суров и грозен час!
Товарищ Воин! За тобой - / Весь мир следит сейчас!
Тебе доверила, боец, / Свою судьбу страна.
Тебя благословил отец. С ПОБЕДОЙ ждёт жена.
 
…Закрой дорогу на Москву, / Останови врагов!
Как мразь, как сорную траву, / Дави поганых псов!
Добудь ПОБЕДУ под Москвой - для каждого из нас!
ТОВАРИЩ ВОИН! За тобой - Весь мир следит сейчас!
(«Товарищ Воин!» - 1941. - 10 ноября).

 
Политрук - поэт находил необходимые слова и нужные рифмы для создания зримого страшного облика войны, для утверждения несомненных способностей каждого патриота к преодолению собственного страха - ради жизни и детей, для пророчества безусловной Победы советского народа в борьбе за правое дело:
 
И вот на наше кровное, родное, / Что потом создал труженик - народ,
Голодное, бездушное, тупое / Фашистское чудовище ползёт.
На колыбель трёхмесячного сына, / На хату поседевшего отца
Воздушные пираты из Берлина / Бросают тонны стали и свинца…
 
Земля горит, Земля взывает к мести! / Народный гнев и страшен и суров.
Отныне МЫ считаем делом чести - / Сплошное истребление врагов!
В лихих всё сокрушающих атаках, / Ни юности, ни жизни не щадя,
МЫ ИСТРЕБИМ поганых вурдалаков! МЫ ПОБЕДИМ под знаменем вождя!
(«МЫ победим!» - 1941.- 5 декабря).

 
В дни Московской битвы подвиги бойцов - одиночек сливались в массовый героизм рот и полков, дивизий и соединений: рождалась Советская Гвардия, а военные корреспонденты создавали поэтизированные и мифологизированные образы Героев для подражания:
 
…И гостем желанным в любую из хат / Войдёт наш защитник народа.
Простой, сероглазый советский солдат, / Овеянный славой походов.
И гордая мать приподнимет мальца / И скажет от чистого сердца:
- Запомни, орлёнок, походку отца, / Глаза и улыбку гвардейца…
…Согретый дыханьем Орлицы- страны, / В добротной армейской шинели
Идёт он суровой дорогой войны / К желанной Победной цели...
(«Гвардеец». - 1942. - 14 марта).

 
В напряженные недели «окопного» противостояния японским милитаристам воины ДВФ чутко следили за военными событиями на Западе. «А выстрелы под Ленинградом нам и в Хабаровске слышны», - писал Пётр Комаров осенью 1941 года. Несгибаемая поэтесса Ольга Берггольц отвечала стране по радио:
 
Мы защищаем город наш любимый, / Все испытанья поровну деля.
Клянусь тебе, что мы непобедимы, - / За нами - наша русская земля!
Мы, ленинградцы, ныне держим знамя. / Мы - родины передовой отряд.
Весь шар земной сейчас следит за нами: / Пароль и отзыв мира - Ленинград.

 
Самолёты ДВФ доставляли в Ленинград оружие, медикаменты, дальневосточные дикоросы для повышения выживаемости, продукты.
 
Хабаровская газета «Тревога» посылала дальневосточным солдатам, защитникам города на Неве, экстренные выпуски с письмами родных и приветствиями поэтов. На Большую землю сквозь зенитный огонь лётчики вывозили ослабевших детей и женщин, стратегических учёных и раненных бойцов.
 
В день полной блокады по Невскому радио прозвучало страстное обращение амурского поэта Сергея Феоктистова с твёрдой уверенностью в непременной Победе героических ленинградцев:
 
… Как маяк, он высится над миром / Город - песня, город - исполин.
В нём работал наш любимый Киров, / Пламенный трибун и гражданин.
Не сожгут ни «юнкерсы», ни пушки / Смольный, отвоеванный в борьбе,
Улицы, где жил великий Пушкин, / Где Некрасов пел о голытьбе…
 
Неотступна русская твердыня! / Питерская гвардия жива!
Разве может сделаться рабыней / Гордая красавица Нева!...
Новые полки прочнее стали / В бой уносят клич с броневика:
- На колени Ленинград не станет, / Город нашим будет на века!
(«Город Ленина». - 1941. - 10 октября).

 
В 70-ю годовщину снятия блокады (январь 2014) седовласые ветераны Отечественной войны Санкт-Петербурга и Хабаровского края возложили венки к братским могилам защитников Ленинграда с берегов Амура, вспоминали спасительные декабрьские авиарейсы ДВФ с детьми и больными женщинами, легендарную песню дальневосточного поэта С. Феоктистова:
 
Сама Нева, Нева - красавица / И вольный тихий Дон
Тебе, далёкому товарищу, / Шлют дружеский поклон.
(«Шуми, Амур»).

 
Генетическая обязанность и кармический долг поэта на войне - брать на себя народные проблемы и решать их отпущенной мерой таланта и сил.
 
Скорбные стихи Феоктистова в суровую зиму 1941 года призывали к жертвоприношениям на алтарь Победы, наполняли беспощадную летопись примерами высокого служения дальневосточных пограничников воинскому долгу:
 
На скальном, на высоком берегу зарылись мы, как в божие ладони…
Погибшие в разбитом льду не тонут, Но в белом мы - И не видны врагу.
И снова мерзкий свист над головой. И по цепи приказ: «Не открывать огня!»
- Земля родная, ты укрой меня, А я тебя прикрою, я - с тобой!
(«Амурская молитва» - 1942. - январь).

 
Военный журналист Сергей Феоктистов не отсиживался в окопе, по первому сигналу первым выбрасывался на бруствер, шел против пуль, увлекая малодушных и нерешительных. Согласно представлению к военной награде «За отвагу» (1942), отважный поэт отбивал с красноармейцами провокации самураев, ходил в атаку с пограничниками. Отсюда протокольная правдивость его стихов, наполнявших сердца бойцов зарядом мужества и верности к родине:
 
Политработа - трудная работа, без выходных и до седьмого пота:
Когда шинель гремит, как жестяная, И мягкой кажется подушка ледяная,
И сладкой каша, если штык пробьёт…
 
И никаких простуд или гастритов. И только старшина дымит сердито:
- Придёт сегодня почта - не придёт?...
Чтоб не мешать в бою пехоте, стреляю с танка и в строю,
Я и в бою, как на работе, а на работе, как в бою…

 
Со времён Московской битвы жертвенный символ Победы вырастал на примерах беззаветного служения Родине от Балтики до Амура, на поступках огромной силы духа:: «Баллада о панфиловцах», «Стихи о Мужестве», «Соколу моей родины», Баллада о лётчике Мише Пирогове, стихи «Пулемётчик Мэри», и других Героях Советского Союза:
 
Посмотри и навеки запомни / Этот холм на земле родной:
Здесь погиб наш герой полковник, / Здесь кипел беспощадный бой…
Шло на нас пятьдесят чудовищ, / Извергая свинцовый шквал.
И, нахмурив суровые брови, Наш полковник тогда сказал:
 
- За спиною Москва, гвардейцы, / Ею дышит, живёт земля.
Все умрём, но не пустим немца / К лучезарным звездам Кремля!
И не дрогнули мы, не сдали, ни на шаг не ушли назад.
Крепче всякой немецкой стали / Воля храбрых русских солдат…
 
И бойцы - рубаки не верят, / Что погиб командир, замолк…
Он и мёртвый ведёт к Победе / Свой железный гвардейский полк.
(«Бессмертие»: Посвящение генералу И. Панфилову.-1942. -23 февраля).

 
Взволнованные строки политрука С. Феоктистова входили с газетами и радио в каждый дом. Поэта считали родным в каждой семье, в каждом подразделении ждали его патриотические выступления в радио- концертах для командиров и воинов ДВФ, когда ведущий и автор - вестник, рассказывал о подвигах земляков на западных фронтах:
 
Мы им расскажем, как на ратном поле / Он вырывал из плена города, -
Неугомонный, дерзкий комсомолец, / Дальневосточный парень Галайда.
(«Комсомольский билет», 1942. - март).

 
Фронтовая газета «Тревога» периодически по 3-4 недели выходила с приложениями на национальных языках очередного призыва новобранцев из Якутии, Башкирии или Татарстана, предгорьях Кавказа или с горячей Камчатки.
 
Не очень грамотные нацмены (представители национальных меньшинств), оторванные от родных селений, трудно встраивались в боевые порядки ДВФ, но каждый Герой малого народа был многократно воспет политруком - для гордости и примера землякам и однополчанам:
 
Молодой суровый воин, черноглазый осетин,
Он спешит, готовый к бою, с целой бандою - один…
Для Победы и расплаты не жалеет он свинца.
Сто грабителей проклятых полегло от рук бойца…
 
В бурелом и непогоду он несёт в жестокий бой
Волю горского народы, гнев Осетии родной.
И горит, не остывая, на груди богатыря
Боевая, золотая пятикрылая Заря.
(«Богатырь»: Герою Советского Союза снайперу Х. Мильдзихову. 1942. - 21 марта).

 
Лирические стихи С. Феоктистова, его послания семье были так же популярны и востребованы, как стихи К. Симонова «Жди меня» (1941) или «В землянке» А. Суркова (1942).
 
Хабаровский краевой радиокомитет получал множество писем - треугольников с просьбами - заявками, под которыми стояли подписи целого подразделения: передать для родных и близких «гражданские» стихи политрука С. Феоктистова о родном доме:
 
Когда за окном наступает ночь, / И к людям приходят сны,
Я вижу тебя, несмышлёнка - дочь, / Рождённая в день войны.
Я даже проститься не мог с тобой / В тот ранний июньский час:
Война налетела на нас грозой, / Война разделила нас…
 
Ты выросла, сделала первый шаг - Он дался тебе с трудом.
Ты скоро поймёшь, что жестокий враг / Тебя разлучил с отцом…
МЫ выдержим адский буран огня, / МЫ сломим врага в борьбе.
И я на заре молодого дня / С Победой вернусь к тебе.
 
Приду, отряхну с полушубка снег / И крикну, раскрывши дверь:
Дочурка, родная! Твой звонкий смех / Никто не прервёт теперь!
(«Маленькой дочери». - 1942. - 12 апреля).

 
До самой Победы дальневосточники хранили строки легендарного летописца, сохраняющие, как талисман, тонкую связь с родимым домом и тылом.
 
Для многих бойцов ДВФ стихотворный лозунг С. Феоктистова или его подпись под рисунками Окон КрайТАСС «Убей врага!» оказывались последними поэтическими строками их жизни. Они читали листовки с призывами к отмщению, слышали поэтические строки сквозь треск вокзальных громкоговорителей и уносили ярость на своих штыках:
 
Примкнув штыки, бойцы пошли в атаку. / И вот, войдя в неукротимый раж,
Красноармеец Николай Ламакин / Ворвался в дымный вражеский блиндаж.
Три здоровенных толстомордых ката / Щетинистые, словно барсуки,
Направили на парня автоматы / И пальцы положили на курки.
 
Ламакин быстро выхватил гранату / И крикнул так, что отдалось в лесу:
- Сдавайтесь, сволочи! Бросайте автоматы! Не то - сейчас в куски всё разнесу.
Он страшен был, в его упрямом взгляде / Горели жгучей ярости огни
И побледнели три немецких гада, / И руки молча подняли они.
(«Стихи о мужестве -1». - 1942. - май).

 
Специальные выпуски «Тревоги» с поэтическими посвящениями подвигам улетали в дальневосточные дивизии, в войска Центрального Фронта. Историки и литературоведы фиксировали влияние военкоровских призывов к мщению - на массовый героизм советских людей:
 
…Кто в бой уверенно идёт, / Кто смерти не боится,
Того и пуля обойдёт, / И штык посторонится…
Открой окно и посмотри / На улицу, родная:
Идут твои богатыри, / И гнётся мостовая.
 
Несокрушим их грозный строй, / И сила неуемна,
Бойцы под красною звездой - / Твои сыны, Петровна!
(«Петровна». - 1941. - 29 октября).

 
Трёхчастная, очень важная для автора поэма «Письмо» была опубликована трижды в изданиях 1942 года.
 
Только полвека спустя наследники военкора поняли критичность и почувствовали тяжесть военной ситуации 1942 года, когда политрук в письме погибшего пограничника к матери как бы извинялся за возможную гибель в бою, за невыполненные обещания по дому:
 
- «Дорогая Ксенья Андреевна!» - начиналось ответное письмо бойцов с амурской заставы к матери героя - красноармейца… И сердце детей и внуков политрука холодело под обжигающим ветром истории: ведь так звали мать автора - бабушку большого рода Феоктистовых. Каждый боец ДВФ готов был подписать письмо - обещание как собственный фронтовой оберег: после Победы обязательно приехать на село и починить крышу старенькой матери героя - пограничника.
 
В трагический год войны Сергей Феоктистов создавал не только обжигающие и пронзительные драматические стихи. Военкор регулярно публиковал сатирические стихи, частушки, перепевы, басни, поднимающие боевой настрой земляков и боеспособность воинов ДВФ (См. «Сатирическая шрапнель военкора…», 2014).
 
Дальневосточные газеты штудировались и «своими» и «врагами» по обоим берегам Амура, и должны были демонстрировать рабочий ритм и успехи в советской военной экономики, душевное равновесие и перспективные планы дальневосточников. Литературный сотрудник обращался к общественной жизни приграничного города - крепости, освещал творческую деятельность и напряженную учёбу в Восточной столице.
 
Его эссе рассказывали о авторских встречах и концертах Центрального Дома культуры железнодорожников под руководством И.О. Дунаевского, Ленинградского театра сатиры под руководством А. Райкина, о гастролях Харьковского театра оперы и балета, о выступлениях джаз - оркестра Л. Утёсова и Д. Покрасса, ансамблей ДВФ и Тихоокеанского флота (ТОФ) или смотрах художественной самодеятельности школьников и молодёжи.
 
Литературная рецензии или публицистическая статья политрука С. Феоктистова выходили каждую неделю, и дальневосточники с душевным удовлетворением знакомились с новостями культурной и литературной жизни краевого центра, а планы работы библиотек, музеев, филармонии повышали силы и уверенность в завтрашнем дне…
 
Служба военного корреспондента требовала мобилизации и полной отдачи сил и времени, высокой концентрации внимания в бесконечной круговерти событий… По воспоминаниям коллег, С. Феоктистов мог работать сутками, сидя спать в уголке виллиса или прижавшись щекой к включенному титану, а стихи писать на полевой сумке, положенной на подоконник или собственную коленку.
 
В критические дни войны политрук С. Феоктистов многократно подавал рапорт с просьбой о переводе на западный Фронт. И всякий раз получал резолюцию: «Ваш Фронт здесь».
 
Летом 1942 года немцы продолжали наступление в южном направлении, заняли Керчь и Севастополь. Красная Армия несла огромные технические и людские потери, а противник стремился закрепить территориальные и стратегические успехи и любой ценой выйти к Волге и нефтяному Кавказу до наступления зимы.
 
В мае 1942 немцы разгромили Крымский фронт ( в плен попали почти 200 тыс. чел.) и 16 мая заняли Керчь, а начале июле пал Севастополь. Предпринятое в мае наступление Красной Армии на Харьков закончилось разгромом 9-й Армии и пленением ещё 240 тыс. красноармейцев.
 
Наступление немцев продолжалось, и 8 июля был сдан Воронеж, а 24 июля танковые армии врага взяли Ростов-на-Дону и устремились на Кавказ. На огромном фронте «от моря до моря» противник стремился до наступления зимы добиться стратегических и территориальных успехов ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ.
 
ЛЮДСКИЕ ПОТЕРИ за год военных действий не имели исторических аналогий:
 
Германия / союзники СССР
Потери убитыми и плененными - 10 000 000 / 4 500 000
Потери танков - 24 000 / 15 000
Потери самолётов - 20 000 / 9 000
(Хроника ВОВ - Википедия).

 
На 401 день войны был опубликован исторический Приказ Главкома от 27 июля 1942 года за №227 - «Ни шагу назад!», который дополнил все наградные Приказы введением заградительных отрядов, штрафных рот и Смерша, которые должны были остановить наступательный вал немецких захватчиков. Историки ХХI века назвали этот приказ Вождя «Отрезвляющей пощечиной» Красной Армии.
 
Сталинградского Фронтов. Так, на легендарный Приказ Главкома №2272 «Ни шагу назад!» от 27 июля 1942 г Д дальневосточный политрук военкор Сергей Феоктистов ответил на Приказ Вождя «лучшей песней чёрного лета сорок второго года».
 
Уже через пару дней свежие резервные дивизии ДВФ мчались на Сталинградский Фронт, разучивая под стук колес боевой перепев на популярную довоенную мелодию Никиты Богословского «Давай поговорим!», и бойцы Сталинградского фронта распевали на эту мелодию:
 
«Голодный ворон каркает над нами»: / Безумный враг залез в донской простор:
Над хлебными кубанскими степями / Он дьявольские щупальцы простёр.
ДРУЗЬЯ МОИ! За нами дон и Волга, / Могучий непокорный Сталинград…
Святая клятва воинского долга / Нам все пути отрезала назад
 
Да отрекутся матери и жены / От тех, кто в страхе закрывал глаза,
Кто опозорил русские знамёна, / Кто перед танком пятился назад.
Трус не найдёт ни отдыха, ни места / У тёплого солдатского костра.
Его прогонит гордая невеста, / И назовёт предателем сестра.
 
Неукротимым благородным сердцем / Нас всех зовут на подвиги, на бой
Бессмертные панфиловцы - гвардейцы, / Добывшие Победу под Москвой.
Мы обещали доблестным героям, Что истребим немецкую чуму.
Не омрачим их светлого покоя, / Не отдадим их славы никому!
(«Родина зовёт». - 1942. - 31 июля).

 
На встречах с красноармейцами Дальневосточного фронта поэт читал стихи и поэмы о героических страницах истории Отечества, о боевых заслугах россиян, и о преемственности воинских традиций, о нерушимом единстве армии и народа. Военные эпосы и элегии С. Феоктистова сохранили дальневосточные обычаи и нравы, запахи и даже вкус прошлой героической эпохи, думы и настроения земляков: «Амурские узоры», «Дума о Родине», «Стихи о Родине» и другие.
 
Например:
Все на пути своем сметая, / По трупам женщин и детей
Идет собак фашистских стая / С противным визгом дикарей.
Они вломились к нам в Россию, / Чтоб истребить нас до конца.
Товарищ! Все: и гнев и силу - / Вложи в литой кусок свинца.
 
Да станут местью наши пули! - / Огонь по наглой немчуре!
Ей было холодно в июле, / Ей будет жарко в октябре.
Руби кровавого громилу / Казацким огненным клинком,
Бери в штыки! Сажай на вилы! / Глуши мужицким топором.
 
Тяжелым танком и снарядом / Сметем коричневую дрянь!
Чтоб немец звал кромешным адом / Кавказ и гордую Кубань!
Пускай запомнит он надолго / От русской нефти поворот.
Пускай при слове «Дон» и «Волга» / Его пробьет десятый пот.
(«Смерть бандитам».-1942.- 6 сентября).

 
Яркие патриотические строки, собранные в тоненькие сборники «За Родину» (1941) и «Гнев» (1942), солдаты уплотняли обёрточной бумагой до размеров «подсигарников». Героический пафос и антифашистская сатира Сергея Феоктистова вдохновляли дальневосточников, мобилизовали на отпор восточным агрессорам, укрепляли уверенность в непременную Победу на всех фронтах.
 
Военные сборники стихов давно стали антикварными раритетными изданиями, доступными исследователям - литературоведам, историкам народного подвига да учителям - краеведам, верящим в клятву народа «Никто не забыт, ничто не забыто!»
 
15 ноября 1942 года - непоэтический 501 день войны: немцы установили контроль над Правобережьем Дона и предгорьем Северного Кавказа, нацелив свои удары на Поволжье. Героические контрудары Красной Армии на других направлениях не позволяли противникам немцам развить заметные успехи на Южном Фронте.
 
До Победы оставалась дорога в тысячу дней и ночей…
 
Светлана Сергеевна Феоктистова,
биограф творчества отца, канд. мед. наук.
 
Продолжение следует:
II период Великой Отечественной войны - коренной перелом военной кампании
(с 19 ноября 1942года по 31 декабря 1943).