Владимир Алексеевич Акимушкин - художник, действительный член Русского географического общества, жил в Ванино с 1968 по 2009 г.г. Работал в различных жанрах, известен любителям живописи многочисленными выставками. Ярко проявил себя как художник-портретист выставкой «Сто знакомых лиц». Является автором таких монументальных сооружений в Ванино, как обелиск Победы, обелиск Ленина, проходная порта Ванино, Колокол скорби погибшим при пожаре портовикам и других. Фото предоставлено вдовой художника. |
|
Речь о том, как в 2005 году Акимушкина лишили мастерской - для него это был жесточайший удар. Об этом я писала в фоторепортаже «Хутинский изгнанник, или Обнаженная живопись»:
«Более полугода провел в изгнании известный ванинский художник Владимир Акимушкин: после того, как лишился мастерской в Ванино, он был вынужден уехать работать в Хуту. Собственно и возвращение художника в Ванино накануне майских праздников отнюдь не означало, что мастерскую ему вернули.
Через неделю он вновь отправился в свое хутинское имение. Так в шутку называет Акимушкин старую деревянную дачу - с печкой и керосиновой лампой - на краю маленького таежного поселка. А в райцентр его привели не только дела-заботы хозяйственного плана (в Хуту ведь магазинов нет), но и творческого - встретились мы с Владимиром Алексеевичем на ванинском Арбате, где развернул художник-изгнанник выставку своих работ».
Тогда я взяла у него интервью, в котором был и такой вопрос: «Хотим мы этого или не хотим, но чаще всего что-то способствует больше, а что-то нет, тому, чтобы мы плодотворнее трудились. Как Вам работалось последнее время?».
И вот какой прозвучал ответ: «Последний период жизни был такой, что я оказался в исключительных обстоятельствах - я лишился мастерской. Это было не моё личное помещение и, конечно, не мне было решать, оставить мне мастерскую или забрать её у меня».
Во время этого разговора прозвучало и такое признание художника: «…Для меня этюды дороже, чем картины. У меня их около пятисот. Неизвестно, все сохранились или нет, так как остались в мастерской, из которой меня выселили. Что с ними я пока не знаю. Может случиться всякое, потому что бывало и такое: как-то мои работы один из администраторов клуба, где раньше была моя мастерская, выбросил на улицу…».
Картина В. Акимушкина «Зайчик пробежал» |
|
«Когда забрали мастерскую, никто не помог ему, хотя он очень переживал - вспоминает Людмила Алексеевна. - Я поразилась такому безразличию и была возмущена до глубины души. С ним был знаком лично и за руку здоровался глава района Мусянович. Такой властный руководитель, своим решением, конечно же, мог исправить ситуацию, но...
Никто не отреагировал и после того, как в вашей газете появилась об этом статья. Я бы так сказала, что коротка у людей память. А некоторые теперь и вовсе вспоминают Акимушкина, когда для чего-то понадобится им, чтобы прозвучало рядом с их именем имя известного художника...»
Вспомнили мы с Людмилой Алексеевной и 2011 год, когда в газете «Моё побережье» вышла заметка «Обидеть художника может каждый…» (она была размещена и на сайте «Дебри-ДВ»).
Тогда мы писали о том, что Выставочный зал Комсомольска-на-Амуре ВТОО «Союз художников России», где продавались картины Акимушкина, за них так и не заплатил, а вдове художника, вместо денег, приходили многообещающие письма. А ведь тогда, чтобы заказать и установить памятник на могилу мужа, Людмила Алексеевна была вынуждена занимать деньги у знакомых и ежемесячно большую часть своей скромной пенсии отдавать в счет долгов за памятник...
И опять, как и в 2005-м году, никто не вступился, никто не поддержал. Промолчали Союз художников и Русское географическое общество - разумеется, в лице их представителей, как в Ванино, так и в Хабаровске. Дружно промолчали работники культуры Ванинского района - моя хата с краю ничего не знаю?
Как в рот воды набрали и журналисты - Михаил Карпач («Приамурские ведомости») и Ольга Демиденко («Тихоокеанская звезда»), которые частенько пишут в краевых СМИ на самые различные темы из жизни Ванинского района (очень пристально следят за публикациями о Ванино, оставляют в интернете свои комментарии по поводу, как этих публикаций, так и их авторов).
Словом, это люди совсем не равнодушные к происходящему на территории Ванинского района.
А вот о событиях 2005 года, когда в годы правления районом Богдана Мусяновича художника варварски лишили мастерской, как и о событиях 2011 года, когда вдова художника безуспешно пыталась с выставочного зала Комсомольска-на-Амуре получить деньги за проданные картины, они, увы, не знали. Бывает...
- Татьяна Александровна! Я благодарна вам за память о художнике Акимушкине, - говорит Людмила Алексеевна. - Правильно вы три года назад написали: «Почему молчат коллеги? Их ежегодно на дачу Владимира Акимушкина приезжало немало. И все называли себя его друзьями...». Так оно и было. А как не стало человека... Вы посмотрите, в Ванинском районном музее даже нет портрета Акимушкина...
После этого я побывала в районном музее. Ни фотографии, ни портрета художника, создавшего о своих земляках выставку «Сто знакомых лиц», там, действительно, нет...
Татьяна Седых.
«Моё побережье», 12.11.14
п. Ванино Хабаровский край