Павел Суляндзига. Фото: РИА Новости |
|
Соответствующее сообщение появилось 11 марта на сайте российского минюста. В нем говорится: «Факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведения Главным управлением Минюста России по Москве внеплановой документарной проверки».
Правда, по словам Суляндзиги, никакой проверки в фонде в этом году не было, уведомлений от Минюста не получали. Больше того, не получает «Батани» и иностранного финансирования.
«Батани» на языке удэге означает богатырь. Миссия фонда - защита прав коренных малочисленных народов. В 2004 году его на правах соучредителей создали Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и датская организация TGK Consult. Однако денег от иностранного учредителя в фонд не поступало.
Поэтому Павел Суляндзига, в целом не удивленный наездом, удивлен тем, как провели операцию:
- Думалось, что же они будут делать, чтобы объявить фонд иностранным агентом - иностранного же финансирования не было. А они сделали уж совсем просто - без проверок, без истребования документов для изучения - объявили и все... Чем они мотивировали, не знаю, так как документов никаких еще не видел.
Павел говорит, заметил активность сотрудников ФСБ в отношении сотрудников фонда, в том числе бывших. Буквально недавно беседы провели с учредителями давно ликвидированных одноименных региональных фондов в Приморье и на Камчатке.
Впрочем, конфликт у самой ассоциации - соучредителя фонда - с чиновниками без погон. Павел считает случившееся итогом давней тяжбы с минрегионразвития. Корень противоречий - вопрос закрепления прав коренных малочисленных народов на традиционные охотничьи и рыболовные угодья и оленьи пастбища. Чиновников бы вполне устроило, если бы малочисленные народы удовлетворились проводящимися для них фестивалями да праздниками. Не претендуя на реки и угодья. Ассоциация этому противилась.
На двух крупных чиновников, не выполнивших поручений тогдашнего президента Медведева, Суляндзига нажаловался Медведеву лично. Виновных показательно наказали, на что они отреагировали «симметрично». На бланке министерства Сергею Собянину - тогда вице-премьеру - был подан форменный донос на Суляндзигу с обвинениями в шпионаже и призывах к свержению власти. Бумагу для проведения проверки переслали в ФСБ, но чекисты ничего криминального в международных связях и общественной активности Павла не нашли.
Чиновники же, с которыми схлестнулся Суляндзига, минрегион покинули. Один, бывший глава департамента межнациональных отношений Александр Журавский, сейчас служит замминистра культуры. А вот второй, эксзамглавы ведомства максим Травников, в 2012 году перешел в минюст - тоже в ранге замминистра.
Уже через пару месяцев после его назначения минюст приостановил деятельность ассоциации, объединявшей представителей 41 народа, по формальным признакам. В суде решение отменить не удалось. Павел Суляндзига вспоминает, что представитель министерства на заседании заявила: «Понаехали в Москву. Сидели бы у себя в тундре». Год спустя ассоциация возобновила деятельность, но проблемы остались.
Сейчас Суляндзига намерен в суде оспаривать включение фонда в реестр иностранных агентов. Как только получит официальные бумаги из минюста.
Татьяна Брицкая, собкор «Новой газеты»,
Справка редакции «Дебри-ДВ»
Суляндзига Павел Васильевич. Родился 20 февраля 1962 года в селе Олон Пожарского района Приморского края в семье удэгейцев. Обучался в Хабаровском государственном педагогическом институте. С 1984 по 1987 годы занимался преподавательской деятельностью, работая учителем математики, а также заместителем директора школы.
В 1987 году был избран председателем одного из райисполкомов, на этой должности пробыл до 1991 года. С этого времени занимал должности президента Ассоциации коренных малочисленных народов Приморского края и председателя Национального совета народных депутатов села Красный Яр.
С 1993 по 1994 год занимал пост руководителя проектного комитета по сохранению биоразнообразия в бассейне реки Бикин, после чего, до 1995 года, занимался руководством проекта «Традиционные ремесла коренных малочисленных народов и развитие этнологического туризма».
В 1995 году покинул пост председателя Национального совета народных депутатов и был назначен советником губернатора Приморского края по вопросам коренных малочисленных народов Севера, на должности которого проработал до 1997 года.
В 1997 году занимался проектом «Региональное законодательство по коренным малочисленным народам на Дальнем Востоке», занимая пост директора проекта. В том же году стал вице-президентом, а в 2001-м - первым вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, покинув этот пост в 2010 году. Одновременно с 2000 по 2002 годы занимал пост председателя правления секретариата коренных народов Арктического совета; с 2003 по 2006 - заместителя председателя рабочей группы Арктического Совета по устойчивому развитию.
В 2004 году стал президентом международного Фонда «Батани». С момента создания Общественной палаты (с 2006 года по настоящее время) избирается ее членом. В настоящее время является сопредседателем рабочей группы по развитию отдаленных территорий Сибири и Дальнего Востока Общественной палаты РФ.
Два срока избирался членом постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов (с 2005 по 2010 годы). Был заместителем председателя этого Форума.
Кроме того, с 1999 года является соредактором журнала «Мир коренных народов - Живая Арктика». В 2011 году избран на три года членом рабочей группы ООН по правам человека, транснациональным корпорациям и иным видам бизнеса от региона Восточной Европы.
В 2014 году не был выпущен из России на конференцию ООН в США по вопросам коренных народов (по словам самого Суляндзиги, пограничник вырвал страницу из его паспорта и затем заявил, что он недействителен).
Кандидат экономических наук. Почетный профессор кафедры ЮНЕСКО Новосибирского госуниверситета.
Кстати
Буквально на днях, 15 марта, Фонд «Батани» ретранслировал сообщения дальневосточных СМИ о том, что «коренные народы Хабаровского края опасаются «дальневосточного гектара». В размещенной на сайте этой организации информации, в частности, говорится:
«Члены координационного Совета Ассоциации коренных малочисленных народов Севера предложили Ассоциации выступить на круглом столе регионального штаба ОНФ с предложением изъять территории традиционного природопользования, охотничьи угодья и оленьи пастбища из интерактивной карты Хабаровского края и внести в перечень объектов, на территории которых предоставлять участки нельзя.
Представители коренных малочисленных народов опасаются, что в рамках выделения «дальневосточного гектара» всем желающим, под раздачу земель попадут территории традиционного природопользования - охотничьи угодья и оленьи пастбища».