13 мая Корсаковский городской суд вынес приговор Леониду Дулаеву. Он обвинялся в фальсификации избирательных документов и итогов голосования на выборах депутатов областной думы 14 октября 2012 года. Суд наказал бывшего члена участковой избирательной комиссии № 71 штрафом в 250 тыс. рублей. Наказал и тут же амнистировал, проявил гуманность. Обвиняемому трудно было не посочувствовать.
 
Когда Дулаев рассказывал о себе, у присутствующих комок к горлу подступал. Двое детей, младшей дочери год. Месячный доход семьи - 58 тыс. рублей. Квартиры нет. Затеяли постройку своего дома, взяли кредиты. А тут штраф в четверть миллиона. Хоть в петлю лезь…
 
Между тем четыре года назад жизнь обвиняемого не выглядела такой драматичной. 31-летний молодой человек с высшим образованием легко согласился стать членом избирательной комиссии и принять участие в заведомо незаконных действиях. Сейчас он утверждает, что не подозревал об уголовной ответственности за выборные махинации.
 
Следственные органы с 2013 года ведут работу по фактам фальсификаций на выборах в областную думу шестого созыва. Установлено, что 14 октября 2012 года в Корсакове были осуществлены массовые вбросы избирательных бюллетеней в пользу партии «Единая Россия» и кандидата от этой партии Владимира Ефремова.
 
Установлено, что преступление было тщательно спланировано - удалось изъять инструкцию о поэтапных действиях «подготовленных» членов избирательных комиссий и подставных избирателей, осуществлявших вбросы бюллетеней в урны для голосования.
 
По замыслу организаторов преступления, манипуляции с избирательными бюллетенями должны были охватить 15 избирательных участков в границах города Корсакова. Для реализации преступного умысла в состав избирательных комиссий были подобраны 30 человек. В основном это малоимущие жители областного центра. Они были оформлены как представители партий ЛДПР и «Яблоко».
 
Общая схема действий в день выборов выглядела так. Члены участковых комиссий от ЛДПР и «Яблока» незаконно выдавали лицам, не включенным в список избирателей, избирательные бюллетени в количестве от двух до шести.
 
При этом в соответствующие строки списка избирателей они вносили ложные паспортные данные, предоставляли липовым избирателям возможность расписаться в графах получения бюллетеней за реальных избирателей, не явившихся на голосование, а также ставили свои подписи членов комиссий в соответствующей графе указанного списка.
 
Для лучшего визуального контакта участники фальсификаций пользовались значками «Канатно-кресельная дорога» и «Турист Сахалина», яркими желтыми линейками, а «избиратели», в качестве которых выступили студенты сахалинских вузов, произносили условный пароль «Жажду отдать свой голос».
 
На завершающем этапе члены участковых комиссий от ЛДПР и «Яблока» производили заведомо ложный подсчет голосов избирателей, после чего умышленно, с целью фальсификации итогов голосования, представляли указанные выше заведомо ложные сведения секретарю участковой комиссии для их включения в итоговый протокол.
 
«Дело Дулаева» - шестое подобное дело в отношении бывших членов корсаковских участковых комиссий. Ранее приговоры были вынесены Анне и Александру Пазио, Алексею Щеголеву, Яне Суворовой, Ивану Макаренко, Игорю Барановскому, Игорю и Николаю Ожерельевым, Артему Архипову. Объявляя их виновными в фальсификациях, суд наказал махинаторов лишением свободы (условно) на сроки от полутора до двух лет.
 
Подобные приговоры в обществе не воспринимаются как действенное наказание. Считается, что виновных всего лишь слегка напугали. Хотя и такой исход, надо думать, станет для них уроком. Возможно, полезные для себя выводы сделают и друзья-знакомые осужденных, все, кто имеет склонность учиться жить не только на собственных ошибках.
 
Однако этого явно мало. Дулаев и другие осужденные участники корсаковской карусели - мелкие стрелочники. А где же организаторы и вдохновители преступления? Увы, до них пока не добрались, и есть сомнение, что вообще доберутся.
 
В речах гособвинителей на корсаковских процессах организаторы фальсификаций фигурируют лишь как неустановленные лица. Тем не менее достаточно легко можно установить, с чьей подачи, например, руководители региональных отделений ЛДПР и «Яблока» включили в свои заявки фамилии будущих членов корсаковских участковых комиссий. Не исключено, что эти люди до сих пор работают в составе обновленного правительства Сахалинской области.
 
Кроме того, нет никаких оснований считать, что на участках, где выявлены нарушения закона, установлены все причастные к махинациям лица, как, собственно, и все фальсификации. В лучшем случае выявлены факты, к которым причастны только члены шести участковых комиссий, представлявшие ЛДПР и «Яблоко». Делами отдельных старших товарищей, возглавлявших участковые комиссии и входивших в состав корсаковского теризбиркома, никто не занимался.
 
Кстати, суммарно объем официально установленных на шести участках фальсификаций составляет порядка 350 голосов. Этого количества более чем достаточно для того, чтобы персональный состав областной думы шестого созыва выглядел несколько иначе.
 
Арифметика тут такая: на число фальсификаций уменьшается общее количество действительных и недействительных бюллетеней; благодаря этому растет итоговый показатель девятой региональной группы КПРФ, что выводит ее в «призеры» выборов, а лидера этой группы Александра Кузнецова в депутаты. Фактически же Кузнецов остался без мандата. И помехой тому стал мухлеж в пользу «Единой России»: улучшая показатели заказчика, организаторы фальсификаций попутно нанесли удар опасному конкуренту.
 
Первые дела по выборам в Корсакове были рассмотрены в суде 26 ноября 2013 года. В марте следующего года, опираясь на вынесенные приговоры, в суд были поданы заявления о признании недействительными итогов выборов. Однако суд в этом случае ответил отказом, сославшись на пропуск годичного срока для такого обжалования.
 
Вот такие у нас порядки: идти в суд, если нет на руках судебного решения, подтверждающего фальсификации, бессмысленно, на слово не поверят; а позже идти бесполезно, потому что ошибку предлагают считать как бы уже «заигранной». Была, но забудьте, ничего менять не станем.
 
На этом фоне несолидно выглядит позиция областной избирательной комиссии. На суды в Корсаков по поводу фальсификаций ее представители не ездят. А зря. Это было бы полезно для расширения кругозора. В марте 2014 года облизбиркомом было принято постановление по корсаковским делам. Документ весьма вялый, никого особо не напрягает. Наверное, это стиль такой: признать выборы состоявшимися и действительными, а потом держаться этого мнения вопреки любым фактам.
 
Ну а у Леонида Дулаева свои заботы: строить дом, растить детей… Партия, об интересах которой он хлопотал в 2012 году, готовится к новым выборам. 10-миллионным тиражом выпущена газета под названием «Мы - вместе». Может быть, и так. Может быть, и вместе. Правда, в суд Дулаев почему-то ездил один.
 
В. Сорочан.
«Советский Сахалин», 16.05.16
http://sovsakh.ru/falsifikatsiya-na-vyiborah-ctrelochnik-izoblichen-i-napugan/