Пару номеров назад мы рассказали о совершенно диком случае произвола силовиков в Ванино, когда офицер ФСБ Евгений Малахов в присутствии людей совершил «вооруженный налет» на квартиру соседей и в присутствии свидетелей бил молодых жильцов и их гостей прикладом автомата (см. №29, «Ванино — зона беззакония»).

 

Официального отклика из уличенного ведомства редакция пока не получала. Но нам известно, что публикация воспринята там негативно, и коллеги Малахова из краевого УФСБ желают доказать, что свидетели лгут. Зато на днях пришло письмо читательницы, которая обратила внимание на одну примечательную деталь: названному персонажу публикации, оказывается, уже доводилось мелькать на газетных полосах!

 

«Вчера в Интернете я обнаружила вот такую информацию, - так сказать, дела давно минувших дней нашего доблестного офицера. Было это 10 лет назад, опубликовано в №27 (128) от 8 июля 1999 г. в общероссийской газете «Честное слово» (издается в Новосибирске). Материал Юлии Володиной «...Кому глаз — вон?» размещен на сайтах www.chslovo.com  и www.agentura.ru. В нем говорится:

 

«Военная прокуратура Новосибирского гарнизона возбудила уголовное дело в отношении сотрудников ФСБ Д.Носова и Е.Малахова. Эти офицеры — слушатели новосибирского Института контрразведки (в недалеком прошлом — Высшие курсы КГБ) подозреваются в нанесении тяжких телесных повреждений администратору кафе «У Николая» негру Роберто Пино. После «контакта» с контрразведчиками (один из них прибыл в Новосибирск из Томской области, другой — из Хабаровского края) темнокожий кубинец лишился глаза и стал инвалидом.

 

Фабула происшествия такова. Офицеры, пообедав в кафе, заявили, что могут рассчитаться только долларами. Роберто разменял им 100 долларов по курсу, который был вывешен на здании банка, находящегося напротив кафе. Однако через какое-то время контрразведчики вернулись и, размахивая удостоверениями сотрудников ФСБ, обвинили кубинца в незаконных валютных операциях.

 

Далее они отвели кубинца в сторону кинотеатра «Победа», а когда того попытался «отбить» директор кафе, нанесли Роберто несколько ударов. В итоге парень (отец ребенка) лишился глаза. Сейчас один из контрразведчиков проходит по делу как подозреваемый. Второй — как свидетель».

 

К сожалению, мы не смогли узнать, чем закончилась та история. Однако, судя по всему, - без особых последствий для Евгения Малахова. Причем никаких выводов не сделали ни правоохранительные, ни судебные органы, ни, тем более, сам фигурант. Похоже, мы имеем дело с рецидивом.

 

Любопытно, что на это смогут ответить господа из ФСБ? Давайте попробуем угадать: они скажут, что там, в Новосибирске, бедного негра лупил совсем другой Е.Малахов из Хабаровского края... И добавят, конечно, что и в Ванино на своих уже соотечественников он нападал не с автоматом, а с муляжом или детской игрушкой.

 

Эрнест Филипповский,

«Хабаровский Экспресс».

--------

 

Флаг-отмашка для органов

 

«Но всё время гнобить людей и иметь это своей профессией трудно,

надо как-то оправдывать себя в собственных глазах…» Леонид Никитинский.

 

Обстреляли. Спасибо, не убили

 

В редакцию газеты «Мое побережье» обратился житель п. Тулучи В.А.Русин вот с каким заявлением: «27 июня 2009 года, приблизительно в 11.00 я был обстрелян из карабина СКС незнакомым мне человеком. Я подъехал на деревянной лодке к нижнему причалу около дома Губич, чтобы загрузить груз, но машины там не оказалось, поэтому я не стал приставать к берегу. Развернулся, чтобы уехать и в это время незнакомый мне человек с карабином крикнул, чтобы я подъехал к берегу. Я ответил, что мне некогда и отвернулся, продолжая удаляться, после чего услышал пять или шесть выстрелов. Я уехал на свой причал, загрузил груз и уехал в командировку на 6 дней. Вернувшись из командировки в поселок, навел справки и узнал, что это был Пуртов Н, работающий в терорганах по охране биоресурсов. Контора находится в п. Токи. Какую должность занимает Пуртов я не знаю. По словам свидетеля  М.Дубовицкого, жителя п. Тулучи, Пуртов был пьян, когда стрелял из карабина. Если он работник рыбоохраны, то у него в руке должен быть флаг-отмашка красного цвета, а не личный карабин. Оружие им не выдавали. При этом на берегу находились свидетели: чета Сметаниных, Макарова Галина, Дубовицкие Михаил и Лариса. Все они жители п.Тулучи. Выстрелы слышали многие жители, они прозвучали как автоматные очереди, потому что производились в черте поселка».

 

Это заявление в прокуратуру Ванинского района от Владимира Анатольевича Русина уже легло на стол прокурора. Каким будет итог прокурорского реагирования, нам пока неизвестно. Но человек, которого обстреляли (спасибо, не убили) надеется, что всё будет по закону. Как вы думаете, его надежды оправдаются?

 

Несколько позднее в редакцию опять обратились из этого же поселка. Выяснилось, что в этот же день, о котором пишет в своем заявлении В.А.Русин, выстрелами с берега инспектор пытался заставить причалить к берегу и другую лодку, в которой два работника тулучинской дизель-электростанции возвращались с покоса. Вот что рассказывает по этому поводу В.В.Куранов: «Услышав выстрелы мы, наоборот, поспешили побыстрее миновать опасный берег, поскольку было абсолютно непонятно, кто и почему стреляет...». Редакция направила запрос А.А.Крайнему - руководителю Государственного комитета РФ по рыболовству, который еще в феврале 2009 года публично заявил, что «рыбинспекторы, число которых вырастет на 50%, получат огнестрельное оружие, а при ведомстве будет создан антибраконьерский спецназ «Пираньи». Но, заявление заявлением, а инспекторов (по крайней мере, в Хабаровском крае), как известно, так и не вооружили. Почему же в Тулучах гремят выстрелы?

 

Полномочием можно и напугать

 

«Волнение россиян вызывает произвол правоохранительных органов...» - из данных, которые приводятся в ежегодном докладе уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. Для тех, кто не очень доверяет официозу, процитирую журналиста Леонида Никитинского. Он, старшина Гильдии судебных репортеров, кандидат юридических наук, как-то выступая за рубежом и объясняя аудитории, кто такие менты, взывал к воображению гарвардских профессоров следующим образом: «Представьте себе, что сейчас в этот зал ввалятся с обыском человек сто. Они сразу положат нас на пол или поставят лицом к стене, станут орать, почти все будут в масках и с оружием, документов никто из них постарается не предъявлять, что они ищут, тоже будет непонятно, но перевернут всё, кому-нибудь дадут по яйцам. Вот это и есть менты… С  происхождением самого термина и с тем, что сегодня он распространяется на всякого, кто может напугать человека с помощью как бы государственных полномочий, все более или менее понятно. Самая большая загадка состоит в том, откуда они берутся - ведь вчера ничего подобного вроде не было. Но позавчера (при Сталине) что-то похожее опять было…».

 

Милицейский произвол – это лишь часть того, что творят люди в погонах, неважно из какого ведомства.

 

С автоматом наперевес

 

В поселке Ванино, «в ночь с 21 на 22 апреля 2009 года трое молодых людей и девушка были избиты сотрудником Федеральной службы безопасности Е. Малаховым, который находился в состоянии алкогольного опьянения, с автоматом, в присутствии сотрудников Ванинского районного отделения внутренних дел…» - это из жалобы от 17 июня в редакцию «Мое побережье», под которой стоят подписи шести человек.

 

Заявления (еще 8 мая!) были направлены ими и в правоохранительные органы, в том числе: в прокуратуру Хабаровского края, Военную прокуратуру Комсомольского-на-Амуре гарнизона, Управление ФСБ РФ по Хабаровскому краю.  Потерпевшие просили принять меры по расследованию действий представителей правоохранительных органов и возбудить уголовные дела в отношении виновных лиц, поскольку местные правоохранители на случившееся отреагировали весьма своеобразно.

 

Вот что сказано об этом в жалобе дальше: «До настоящего времени никакого решения не принято. После того, как мы обратились с заявлением в правоохранительные органы, на нас стали оказывать давление различными способами. Например, на телефон девушки звонил человек, представившийся как начальник Ванинской криминальной милиции Сергеев Сергей Сергеевич и просил ее прийти в милицию по просьбе Малахова, а когда девушка ответила отказом, он пообещал ей, что ее доставят принудительно. Также нам стало известно от соседей, что к ним приходил участковый, который собирает подписи о том, что отец двоих из написавших заявления молодых людей, в квартире которого всё произошло, систематически употребляет спиртные напитки… Становится очевидно, что правоохранительные органы работают против нас – потерпевших…».

 

Проконсультировавшись у юристов, потерпевшие узнали, что в соответствии со ст.ст. 144-145 УПК РФ, правоохранительные органы должны принять решение по сообщению о преступлении в трехдневный срок, срок может быть продлен до 10 суток. Но ответа о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела им так и не дали. Зато 25 мая они получили ответ из прокуратуры края о том, что их заявление направлено в части действий сотрудника ФСБ для рассмотрения военному прокурору Дальневосточного военного округа, а в части действий сотрудников милиции прокурору Ванинского района. А на обращение к полпреду В.И. Ишаеву пришел и вовсе странный ответ, из которого следовало, что данная жалоба направлена на рассмотрение прокурору Приморского края Хохлову?! С тех пор прошло полтора месяца…

 

Поняв, что ответа они могут и не дождаться, потерпевшие направили обращения на имя Президента России, Директора ФСБ и Генерального прокурора. А в редакцию обратились с просьбой: «Поскольку до настоящего времени вопрос о привлечении к уголовной ответственности виновных – сотрудников правоохранительных органов, остается открытым, мы опасаемся за свою безопасность и просим опубликовать в газете статью о факте совершения в отношении нас преступления и бездействия правоохранительных органов». Что же произошло, и почему сотрудник ФСБ оказался в компании молодежи с оружием? Вот что пишут потерпевшие в письме прокурору Хабаровского края Каплунову В.Н. и начальнику ФСБ по Хабаровскому краю Демину С.А.:

 

«Около двух часов ночи в дверь постучала соседка и попросила сделать потише музыку. На ее просьбу музыку выключили. Примерно через 5 минут в дверь позвонили и сказали, что из милиции. В квартиру вошли двое сотрудников милиции. Мы объяснили им, что отмечаем день рождения и по просьбе соседки музыку уже выключили, но нам было сказано, чтобы мы быстро расходились, потому что «Малахов пьяный из автомата хочет расстрелять вашу дверь». В это время в квартиру вошел сотрудник ФСБ Малахов с автоматом в руках. Сначала спросил, дома ли отец, а потом начал избивать одного из нас, нанес ему удары ладонью по лицу, затем один раз прикладом автомата в область челюсти. Парень вырвался и выбежал босиком в подъезд, откуда позвонил бабушке и дедушке (они живут в доме неподалеку). В это время Малахов начал бить прикладом автомата в область челюсти другого парня. Все это время он что-то выкрикивал, но разобрать было невозможно что, так как он был пьян, слышались лишь отдельные бранные слова. Затем Малахов подозвал к себе еще одного из парней, а когда тот подошел, то нанес ему дулом автомата удар в лицо и прикладом в живот.

 

Когда Малахов увидел женские сапоги, то спросил, кто еще находится в квартире, на что ему ответили, что в туалетной комнате девушки. В это время одна из них вышла и Малахов ударил ее кулаком в лицо. У девушки началась истерика, она стала кричать: «Что вы делаете?». Малахов ответил: «Что надо», затем достал ручку и стал записывать фамилии и адреса девушек. Все это время сотрудники милиции стояли и молча наблюдали за происходящим. После того, как Малахов избил девушку, один из сотрудников милиции не выдержал и сказал, чтобы все расходились, но другой стоял возле двери и никого не выпускал, говоря, что Малахов не давал такого разрешения…».

 

...Читая жалобу, я невольно вспомнила другой случай, который ванинцы наверняка еще не забыли – тот беспорядок, что учинил пьяный хулиган в церкви на Пасху и как милиционеры, также, со стороны, вместо того, чтобы вмешаться, стояли и просто наблюдали. Что же это в Ванино за милиция, которая боится и бандитов, и ФСБэшников, или наоборот, уважает, как тех, так и других, и поперек не смеет произнести ни слова? Вы думаете, кто-нибудь официально признается, как называется такая милиция?

 


Раз в год и палка стреляет

 

Такими же вопросами задалась и бабушка одного из избитых парней. Внук у нее, что и говорить, не подарок. Вместе с еще одним своим дружком сейчас находится под подпиской о невыезде, поскольку оба замешаны в деле, связанном с убийством человека. И бабушка (к тому же по профессии в прошлом учитель), очень хорошо знает своего внука, хотя в свое время  приложила немало усилий, чтобы он учился, занимался спортом, но… И наверняка музыка в квартире гремела так, что соседка не выдержала и вызвала милицию. Всё это было. И тут молодежь оправдывать даже бабушке не стоит. А вот с другой её точкой зрения я солидарна полностью. Вот что говорит эта 77-летняя женщина: «Драка бывает, когда дерутся обоюдно, а тут выходит, один бил, а все остальные под страхом оружия стояли и ждали своей участи. И при этом молчали сотрудники милиции! Что это за милиция такая? А если бы он выстрелил, к тому же был пьяным? Раз в год и палка стреляет, а тут автомат…»

 

Думаю, именно появление в квартире бабушки в самый кульминационный момент просто спасло ситуацию от той трагедии, которая могла там разыграться в любую секунду. Как же бабушка ночью оказалась в квартире внука? «После того, как внук позвонил мне и сказал, что приехала милиция, я тут же собралась и туда. Поднялась в квартиру, и когда увидела человека с автоматом, задала вопрос: «Что здесь происходит? Почему вы с оружием?» Он на меня вытаращился, и тут же собрался уходить. Я стала разговаривать с молодежью, спрашивать, что произошло – у одного губа разбита, у другого ссадина, девушка держится за рот... Попросила вызвать милицию, а сама пошла следом за этим человеком с оружием. Возле подъезда стоял его джип. Я сказала, что сейчас подъедет милиция и будем разбираться. Стала говорить о произошедшем, дескать, пусть даже они были не правы, у них громко звучала музыка, но надо было вызвать милицию, а не с оружием приходить и бить?!  А он мне в ответ, мол у меня работа такая – 24 часа в сутки с оружием. И всё пытался уехать, а потом как рванул со всей скорости, меня от машины  отбросило. Сама не знаю, как не попала под колеса. Как только он уехал,  подъехала милиция. Я спросила, почему они не предприняли никаких мер, хотя видели, что человек пришел других усмирять с оружием?! Никто не предъявил удостоверение, никто не составил протокол, как будто ничего и не случилось?! Всему этому я была поражена...».

 

Тому, как «работают» в Ванинском районе правоохранители, я лично не поражаюсь уже давно. И свою точку зрения открыто высказывала со страниц газеты неоднократно. Что же касается сотрудников ФСБ, то хочу сказать, что несмотря на шлейф «дурной» славы, волочащийся за особистами со времен ГУЛАГов, есть среди  них немало таких (как и в любой другой профессии), кто и делом занимается, и чести мундира не роняет. «Наша профессия – не ремесло, а искусство» - эта фраза, ставшая крылатой среди российских чекистов, принадлежит генерал-майору ФСБ Александру Стусенко. Это он как раз о том, что ремесленников в ФСБ быть не должно - такая уж это особая и отличная от других служба.

 

Коррупция во властных структурах края на первом месте

 

По официальным данным, итоги ушедшего года по Хабаровскому краю не радостные: «В 2008 году в адрес Уполномоченного по правам человека продолжали поступать жалобы граждан на неэффективную работу правоохранительных органов. Волокита и неполнота следственных действий становятся одной из главных причин нарушения конституционного права граждан на государственную защиту. При этом криминогенная ситуация в крае остается сложной, требует дальнейшего совершенствования деятельность по обеспечению общественного правопорядка и общественной безопасности, противодействию организованной преступности. Президентом страны коррупция признана врагом №1 для свободного, демократического и справедливого общества. С такой оценкой ситуации согласны и многие жители края, которые коррупцию во властных структурах поставили на первое место среди причин нарушения прав человека».

 

И еще. В своем заявлении генеральному прокурору потерпевшие написали: «Просим не передавать наше заявление на рассмотрение в Ванинскую районную прокуратуру, поскольку общеизвестный факт, что Малахов, сотрудники Ванинского ОВД и прокуратуры, которая курирует деятельность ОВД,  дружны. Жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов в прокуратуре по существу не рассматриваются. Вследствие чего Ванинский район называют в народе «зоной беззакония». Или они не правы?

 

Татьяна Седых,

редактор газеты «Мое побережье».