Карта Новокаменки/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Карта Новокаменки/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Прасковья Андреевна Писарева, а по-деревенски просто баба Паша, живет в поселке Новокаменка вот уже 69 лет. Сюда она приехала еще девчонкой до войны, и больше на «большую землю» не выезжала. Хабаровск ей запомнился большими паровозами, шипящими, как раскаленный самовар, и добрыми, отзывчивыми людьми. Она пережила двух мужей и детей, живет сейчас одна, всеми забытая. Мы побывали у долгожительницы в гостях.

 

От Хабаровска до Новокаменки всего 26 километров, но это если наперерез, а по воде на теплоходе по Амуру в Тунгуску три часа ходу. Само село стоит на левом берегу реки, на правом - Николаевка. Тунгуска - река пограничная. С одной стороны Хабаровский район, с другой - Еврейская область. С Николаевки в Новокаменку брошен даже подводный кабель, который дает электричество. В остальном поселок полностью автономен. Одну его часть уже обживают новые русские и строят тут терема с бревенчатыми заборами, как в крепостях, в другой - доживают старожилы и дачники из общества «ХЛАМ» - художников, литераторов, актеров, музыкантов. Баба Паша живет на пригорке: как сходишь с теплохода на пристань, то надо идти вверх, прямо, никуда не сворачивая.

 

Новокаменка/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Новокаменка/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Некрашеный двухметровый забор тянется вдоль поселковой улицы. К бабе Паше нас ведет местных житель, хабаровский художник Николай Акишкин, который всех тут знает. Мы открываем калитку - она не заперта, и заходим во двор. У летней аккуратной кухоньки, которая стоит напротив дома побольше, сидит бабушка - божий одуванчик, в ситцевом платке и расписном халате. Ее окликает Акишкин. Она поворачивается к нам не сразу, когда мы уже подходим вплотную. Сразу бросается в глаза ее лицо - как печеное яблоко. Мы знакомимся, присаживаемся тут же.

 

Пахнет раскрывшимися к полудню цветами маттиолы и табака. Вокруг летают ласточки, что свили гнездо прямо под дверью дома. На ступеньках помет. Хотел его смести, но баба Паша остановила меня. В старину никогда его не трогали, обходили стороной, ведь к счастью это.

 

Прасковья Андреевна Писарева/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Прасковья Андреевна Писарева/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Смотрю на ее жилистые, крепкие руки, на ее лицо, теперь уже с чудными морщинами - узорами, словно петроглифы какие, всю жизнь отразили.

 

- Я же во время войны пчелработницей трудилась на местной пасеке, - рассказывает напевно о себе баба Паша. - А потом в колхоз перешла. Мы здесь и коров, лошадей, свиньей держали, и даже енотов в клетках. Им отдельно рыбу ловили и откармливали на шапки для фронта.

 

Родом Прасковья Андреевна с Воронежской области. А на Дальний Восток ее семью завербовали. Говорили, здесь жить хорошо и зарплаты высокие. Так и оказались они в Каменке на реке Тунгуске. Приехали 7 мая 1940 года - вырыли землянку, внутри из камня (каменный карьер был недалеко, материалу сколько хочешь) выложили печку, так на первое время жильем были обеспечены.

 

С мужем баба Паша прожила недолго. 25 июня 1941 года всех мужиков сняли с работы, в Каменке устроили сборы и на двух катерах увезли в Хабаровск. С тех рейсов никто в деревню не вернулся.

 

Потом вышла второй раз замуж Прасковья Андреевна, перешли жить в деревянную времянку к мужу, потом уже капитальный дом построили. Так и доживает в нем век.

 

Каменный водопад/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Каменный водопад/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Помнит она и приезд член-корра Андрея Петровича Капицы (с 1971-го он был директором-основателем Тихоокеанского института географии ДВНЦ АН СССР во Владивостоке) на этот «остров». Его сюда «заманил» тогдашний директор краеведческого музея Всеволод Сысоев. Показывал каменный водопад (застывшая лава с вулкана). Базальтовую скалу называют еще «пагода дьявола». Черная борода «каменного пришельца из дальних мест» свисает тут со скалы, извиваясь твердыми струями - прямо в огород. Это и есть каменный водопад, или смолопад, потому что черный как деготь, с вкраплениями круглых, как пушечная картечь камней – «бомбочек» от вулкана. А еще московский академик рыбу ловил и уху наваристую варил из тунгусской рыбы.

 

- Люблю Каменку, я обжила ее, тут моя земля, - говорит Прасковья Андреевна, которой уже 87 лет. - Это почти остров, кругом вода, марь и болота. Мне предлагали переехать. Тогда колхоз развалился, и я стала работала почтальоном. В любое почтовое отделение Хабаровского района брали. Но я осталась верна моему дому.

 

- Я из рода долгожителей, - продолжает. - Мама моя недолго жила, всего 92 года, а вот бабушка 105 лет, прабабушка - 115 лет. Секретов ни у них, ни у меня не было. Всю жизнь воду пила сырую с Тунгуски и работала. Чувствую, что здоровья уже нет, но знаю, что и дров надо поколоть, зимой ведь два раза приходится печку топить, воды натаскать, а летом - в огороде целый день. Так жизнь и течет.

 

Из истории посёлка Новокаменка

 

Владимир Качан/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Владимир Качан/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

  Историю Новокаменки и Каменки изучил дачник Владимир Кочан. Кое-что у бабы Паши повыспрашивал, но основное ему сама жизнь подкинула.

 

В огороде он стал находить следы неолитического поселения: то керамическую горловину от кувшина с оригинальным узором, называемым «амурской плетенкой», то металлические крючья самодельные на осетра, калужатину, грузила, то сосуд из голубой обожженной глины с эмалью.

 

Два ведра археологических находок Владимир Анатольевич отдал в хабаровский музей, ведро себе оставил. И выяснил, что первые упоминания об этом поселке были еще 1856 или 65 годах. Было здесь нанайское стойбище Але, в других вариантах Али или Ули. Здесь царские геологи вели изыскательские работы, когда собирались прокладывать железную дорогу от Москвы до Владивостока.

 

Археологические находки/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Археологические находки/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Потом образовалась Каменка. Жили в ней 11 семей Писаревых. Первый деревянный дом был построен в 1927 году. Хозяйка его, Меретина Писарева, переехала в Николаевку, а строение дачникам отдала. Городские люди селиться тут стали сразу, как только закрыли зону расконвоированных, что стояла за Новокаменкой. Зеки работали на карьере. Узкий вход в заливы, благодаря которым в Новокаменку заходила рыба, стал богатой рыболовной тоней. Здесь тоннами вытаскивали красную рыбу, закатывали в бочки и отправляли на фронт.

 

Сейчас никакого производства в поселке нет. Находится лишь творческая база краевой организации Союза художников РФ.

 

Константин Пронякин

Фото Сергей Балбашов

«Хабаровский Экспресс», № 41.