Мой покойный друг Валентин Дигор был самым уважаемым знатоком национальной истории в Амурском, Комсомольском, Солнечном и Нанайском районах. Многие из соплеменников его не любили, потому что дед Валя рассказывал нам, славянам, сокровенные предания и печатал свои исследования об этом в газетах Амурского района. Мне дед Валя поведал самое сокровенное и расставил это на карте, о чем я в своих исследованиях многократно писал в Тихоокеанской Звезде и в Молодом Дальневосточнике.
 
Но Валентин Иванович, собрав на бумаге и храня в памяти ключевые факты и легенды своего народа, так и не издал ни одной типографской книги. На свои скромные средства он выпустил небольшую белую брошюру с картинками тушью о нанайской сакральной письменности, орнаментальном письме, совмещающем узорчатый орнамент одежды и ковров с тотемными знаками - гербами - родов.
 
Валентин Дигор был Знающим, Посвященным не только по шаманской, но и по параллельной жреческой линии, идущей скорее всего от маньчжурского буддизма и даосизма. Все в Амурском районе знали, что он написал книгу, и явно не одну, но никто ни в Амурском районе, ни в Хабаровском крае издание его капитального труда так и не поддержал. О самых важных открытиях Дигора я написал в ТОЗе и МД, - это горы с ворочающимися внутри драконами, тоннель от Ядасяна до Гиудельгена и до Сакаляна, стопроцентно буддийские медитативные практики и другое. Дальнейшие события с землетрясениями в крае и сейсмическая активность в Амурском районе подтвердили легенды Дигора.
 
Но если нанайские сакральные предания и места имеют такое реальное значение для всех нас, почему в свое время перед сейсмотолчками 2005 не издали книгу Дигора, не помогли сделать макет? Вы скажете: а чего ты не помог, - но я так же ищу спонсоров.
 
А почему не помогла организация народов Севера, кстати?! У нас в крае есть национальные организации, - а эти где были, когда дед искал издателя?! Расфуфыренную глянцевую фигню подарочную издавали?!
 
В начале июня мы говорили с уважаемой нанайской поэтессой. Как и Дигор, она родилась в Найхине, в Нанайском районе, и переехала так же как и он в Амурск. Она собрала огромный цикл легенд, сакральных географических мест, воспоминаний, и обращалась в организацию народов Севера, где над ней... посмеялись и отправили подальше!
 
Эта женщина не сдалась и обратилась к нынешнему ведущему предприятию в Амурске. Это предприятие даже не стало её слушать, хотя финансирует показушные танцевальные фольклорные мероприятия!
 
И вот эта женщина спрашивает меня, как и через кого её книгу издать, если даже свои не хотят.
 
Я ей привел пример Дигора, и она тоже заверила меня, что дед Валя был одним из самых уважаемых Знающих на Амуре. Тогда женщина предположила, что чем интереснее у писателя исследования, чем лучше книга, тем менее вероятным становится её издание именно в России.
 
То есть в США её и Дигора бы издали?
 
Ничего подобного. Американские и российские спонсоры издали небольшую книгу еще одного нанайского автора из Амурска только потому, что были его друзьями и поклонниками творчества, - причем самые интересные его исследования и воспоминания опять же в изданную книгу не включили, включили, скажем так, мейнстрим. Автору это не понравилось, и он тоже ищет сейчас возможность доиздать полностью свою книгу и оцифровать свои аудиозаписи.
 
Четыре повторяющих друг друга книги четвертого покойного нанайского автора песен и этнографических очерков из Амурского района были изданы в 1996-2014 стараниями его же друзей и родственников плюс позаботился об издании его наследия городской музей Амурска. Но в этих четырех книгах опять тот же песенно - фольклорный мейнстрим.
 
В нанайском селе Кондон живет мастерица, которая в виде аппликаций создала картины тех самых сакральных нанайских мест - горы Кайласу с ворочающимся драконом землетрясений, горы Мория-Мория и прочего. Она это выставляла в комсомольском художественном музее в 2018. Почему бы не издать альбом такого нанайского сакрального искусства? Почему бы не включить в этот альбом фотоснимки нанайских палочек для еды из Амурского городского музея?
 
Потому что даже самые сенсационные нанайские мемуары никогда не будут изданы, если нет шерстистых друзей в краевой и районной администрации, если нет спонсора, потому что жмотистому спонсору выгодны либо навар, либо выгода от дружбы. СМИ - раскрутка? Ну и кто из российских спонсоров наши СМИ читает вообще? Спонсоры если и читают, то фэшн-прессу и Робб Репорт, в лучшем случае собственный печатный официоз.
 
В советское время в Хабаровском крае аналогично печататься могли только ОСОБО ПРИБЛИЖЕННЫЕ к вельможному телу, это видно по книгам авторов - директоров музеев и партийных функционеров. Книга Пермякова Тигровый Камень и статья о кэрэнах в Дальневосточных Путешествиях были опубликованы один раз в начале 70-х и не переиздаются, вы с трудом найдете их в библиотеках.
 
Качественные книги о нашем регионе в советское время были либо те же показушные подарочные, либо пробиваемые в Сибири и Центральной России издательством Наука и командой академиков Окладникова - Деревянко, спасибо им хоть за маленькое что-то, особенно за Ядасян и Болонь.
 
Два уникальных примера, когда современные нестандартные нанайские авторы добились издания своих книг - это эзотерическая книга бабушки-врача из Кондона и ранние выпуски Гродековских чтений.
 
Но больше с 2011 ничего подобного не издается.
 
А какие у вас соображения на сей счет?...
 
From Russia with Love. Павел Петрович Попельский. 06 2019.