Рассмотрение уголовного дела о полёте экс-чиновников правительства Амурской области на Камчатку завершил Благовещенский городской суд. Пятерым членам команды бывшего губернатора Николая Колесова вменяют в вину мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями, которые вылились в ущерб областному бюджету в размере 800 тысяч рублей.
Обвинение требует наказания от 3,5 до 4,4 лет лишения свободы, а защита настаивает на невиновности подсудимых. Оглашение приговора планируется в конце декабря.
Прения по делу бывших высокопоставленных чиновников в суде Благовещенска закончились. «Амурская правда» напоминает суть дела.
В октябре 2007 года зампред правительства Амурской области Гузалия Минкина, министр строительства, архитектуры и ЖКХ Андрей Белов, министр сельского хозяйства Николай Титов, начальник управления госзаказа и госрегулирования тарифов Анвар Гайнутдинов и министр здравоохранения Рамиль Тураев совершили чартерный перелет Благовещенск — Петропавловск-Камчатский — Благовещенск. Вместе с чиновниками летали родственники Титова и Белова. По версии следствия, рейс был организован под предлогом оказания экстренной медицинской помощи вымышленному амурчанину, а перелет оплатила областная больница. В результате областному бюджету нанесен ущерб в 794,6 тысячи рублей. В апреле 2008 года в отношении чиновников было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и по ч. 3 ст. 159 («Мошенничество»), а после их отстранили от должностей. Обвинение считает вину подсудимых полностью доказанной.
— Действия чиновников повлекли существенное нарушение прав и законных интересов правительства области, что выразилось в причинении вреда деловой репутации и причинении имущественного ущерба, — заявила гособвинитель Виктория Литвин. — Кроме того, преступление совершалось по предварительному сговору, что является отягчающим обстоятельством. В связи с этим сторона обвинения просит назначить наказание в виде реального срока лишения свободы и запретить всем пяти экс-чиновникам занимать госдолжности в течение двух лет. Смягчающим обстоятельством при принятии решения в отношении Андрея Белова может быть наличие у него малолетних детей.
Максимальное наказание запросили для Гузалии Минкиной — 4,4 года колонии общего режима, Андрея Белова и Рамиля Тураева обвинение просит приговорить к 4,3 года каждого, Николаю Титову запросили 4, а Анвару Гайнутдинову — 3,5 года колонии.
Защита экс-чиновников утверждает, что командировка была служебной (есть соответствующие документы и показания Николая Колесова и камчатских чиновников), а значит, обвинение несостоятельно.
— Состава преступления быть не может, потому что в этом случае нет корысти, — сказал адвокат Айрат Хикматуллин. — Даже если бы оплата перелета прошла за счёт Амурской клинической больницы, как утверждает обвинение, и даже если бы деньги не возвратили больнице, всё равно имело бы место лишь нецелевое расходование бюджетных средств.
При этом адвокат отметил, что преступлением нецелевое расходование можно считать лишь при его размере более 1,5 миллиона рублей. Недоумение защиты вызвал и тот факт, что в обвинительном заключении указаны не подтвержденные материалами дела факты — посещение рынка для закупки красной икры и купание подсудимых в термальных источниках.
В итоге позиция обвинения подтверждается единственными показаниями — главврача облбольницы Анатолия Лысенко, в отношении которого было первоначально возбуждено «камчатское» дело. Руководитель медицинского учреждения заявил, что Рамиль Тураев дал ему указание организовать рейс на Камчатку для перевозки больного. Тураев настаивает на том, что таких распоряжений не отдавал, а лишь посоветовал дозвонившемуся в минздрав с Камчатки больному амурчанину позвонить в больницу. По мнению адвокатов, странно то, что такой опытный руководитель, как Анатолий Лысенко, заключил контракт на доставку больного, не проверив, существует ли тот на самом деле, и оплатил ООО «Аэролимузин» перелёт, не узнав, состоялся ли этот рейс. Рейс чиновников оплатил казанский завод «Элекон» (гендиректор Анастасия Колесова, дочь Николая Колесова), а позже «Аэролимузин» вернул больнице перечисленные ею деньги.
В ответ гособвинитель заявила, что главврач никуда не летал и не имел личной заинтересованности в оплате этого перелёта.
— Действия Лысенко, не проверившего существование больного, не проверившего исполнение госконтракта, свидетельствуют о том, что он получил указание свыше, которое не обсуждалось, — сообщила Виктория Литвин.
Защита попросила суд снять все обвинения с подзащитных, а сами подсудимые отметили, что не видят за собой никакой вины.
— Мы приехали сюда работать, и я надеюсь, что на самом деле это подтверждается и мнением людей, и теми объектами, которые построены с помощью всех моих коллег и остались на земле Амурской области, — сказала Гузалия Минкина. — Я надеюсь, что справедливость должна восторжествовать.
Судья Алексей Сальников сообщил, что оглашение приговора состоится 28 декабря, но добавил, что дата не окончательная и может быть сдвинута, так как из-за переноса заседаний из плана выпала целая неделя.
Павел Кошеленко,
Труд-ДВ-РОСС, 11.12.09.