Эти мои фотоочерки о замечательных воспоминаниях ветеранов - первостроителей города Амурска были напечатаны в указанном номере газеты Наш Город Амурск, но почему-то не были размещены на сайте газеты, хотя там находятся многие мои публикации. Воспоминания имеют такое значение, что я размещаю репродукцию полосы газеты с моими фотоочерками и электронный текст здесь на Дебри ДВ.
 
В дальнейшем я опубликую здесь на Дебрях другие напечатанные, но не размещенные на сайтах газет мои очерки и статьи.
 
Газета Наш Город Амурск номер 34 (416) 20 августа 2019 стр. 15
 
Павел Петрович Попельский, текст и фото автора.
 
Как это было: Встреча ветеранов треста "Амурскстрой"
(Первоначальное название: Встреча ветеранов ко Дню Строителя)

 
9 августа, в пятницу, в городском дворце собрались самые уважаемые первостроители Амурска – ветераны треста «Амурскстрой». Я хочу от всей души поблагодарить моего друга Валентина Дроздецкого за постоянную помощь и приглашение на встречи.
 
Л.Д.Косырева обратилась ко всем с приветствием и прочла свои стихи: «Пусть мчатся годы, как вода, - душа осталась молода!» На встречу пришли шестьдесят ветеранов, и продолжилась она видеомемуарами с фотографиями молодых первостроителей. Стихи также прочла председатель совета ветеранов треста Д.Ф.Петренко. Сотрудники дворца культуры организовали концертную программу, гости танцевали под вальс и даже под дискотеку. Я сфотографировал ветеранов, а потом мы сели за богато накрытые столы, и началось самое интересное – общение.
 
Старейший первостроитель Амурска – водитель Юрий Константинович Самохин и его жена Валентина Никифоровна Самохина. Юрий Константинович уже жил здесь, когда приехали в 1958 первостроители. Он возил их на своей машине, об этом вспоминает Николай Кичайкин. Родители Юрия Самохина работали в 1941 в Пиваньском лагере ГУЛАГа. Он рассказал мне, что сталинские лагеря тогда были в Диппы, Даппы, Селихино. Его школьником вывезли из этих сёл в 1941. Заключенных обслуживали вольнонаёмные женщины. Последние лагеря в нашем районе были ликвидированы в 1953-54. Последний лес заключенные валили здесь в поселке Туманном. Лес вывозили лошадьми, лошадей кормили на здешних лугах на островах. После Великой Отечественной тут было аж тридцать лагерей, здесь были сотни заключенных! Малмыж был авиашколой для лётчиков Падалинского аэродрома. У нашего пруда – коллектора на выезде из Амурска был лагерный госпиталь, куда свозили больных из лесоповальных лагерей. Их хоронили в гробах на Сопке Смерти. Валентин Дроздецкий нашел ту сопку, а Юрий Самохин вывозил гробы и скелеты погибших заключенных ГУЛАГа. При строительстве лодочной станции все кости узников лагерей были вывезены. Песок для строительства Амурска брали с Вознесеновки, поскольку с Сахалина грунт брали неделю, потом почему-то всё заглохло. Юрий Константинович подтвердил мне, что за Октябрьским проспектом, за гаражами до 1988 года стоял барачный двухэтажный поселок освобожденных на химию заключенных – поселок Энергетик, сгоревший на моих глазах от загадочных взрывов в августе 1988.
 
Валентина Никифоровна в 1956 приехала на станцию Мылки и обучала учеников – будущих строителей. В 1959 переехала в Амурск в единственную вечернюю школу, где работала 46 лет. Семья Самохиных в 2019 была награждена краевой и городской администрацией за долгую и счастливую семейную жизнь.
Главный механик ЖБИ Геннадий Витальевич Ковбий, отец телеведущей Снежаны Ковбий, приехал в Амурск в 1967 и пускал ЦКК. Он вспоминает, что в 1967 на Комсомольском проспекте уже стояли дома с 9 по 13.
 
Бухгалтер Т.В.Самутенко вспомнила, что когда она приехали сюда в 1958, то на амурском утёсе внизу уже стояла пекарня, где делали лучший хлеб во всей округе. Дороги до Мылок тогда не было, бульдозеры прокладывали дорогу через лес.
 
Л.Е.Щекина в Амурске с мая 1960. Жила здесь на улице Рыночной – теперь Пионерской. Работала в тресте секретарем отдела кадров и на автобазе двенадцать лет. Она помнит, как Дворец Строителей на берегу достраивался в 1960, и как в новом дворце строители отмечали Новый Год.
 
Бригадир скреперов Ю.С.Иванов приехал сюда в 1962 по комсомольской путевке. Николай Кичайкин строил ЛЭП – 500 с бригадиром Докучаевым в болотистом месте у Известкового, и посадить вышку ЛЭП на крепежные болты был настоящий подвиг.
 
Счастья и здоровья вам, старички! Ведь основа нашего города – ваша живая память…
 
Павел Попельский. Фото автора
 
Территория загадок: Из воспоминаний первостроителей
(Первоначальное название: Амурск Валентина Дроздецкого)

 
Валентин Яковлевич Дроздецкий – один из старейших первостроителей Амурска и мой друг. Он всегда приглашает меня на встречи ветеранов  городских организаций, о которых я пишу в нашей газете. Этим летом Валентин Яковлевич рассказал мне такие подробности по истории города, которые впервые многое могут прояснить мне и нашим читателям.
 
На этих фотографиях из моего личного архива вы видите берег Амурска до строительства самого Амурска в 1958, и тот же берег с молодым городом в 1968. За исключением расчищенного леса и построенных улиц с домами, очертания утеса не изменились. Это – фотодокумент. Но постоянные читатели нашей газеты помнят мою статью 2018 года о древних камнях, по словам некоторых коренных жителей Амура, перемещенных первостроителями в 1958 с городского пляжа к подножию утеса. Якобы, те валуны были средневековыми метательными снарядами от крепости предков местного племени, населявшего стойбище Падали до приезда первостроителей. Нет, - оказалось, что никаких огромных камней в те годы перемещено не было. Утесы у пляжа не обдирали. Камень брали со скал за городом только для строительства лодочных. Никакого святилища Валентин на утесе не видел, - племя жило в избах и полуземлянках. Никаких религиозных обрядов жители стойбища не проводили, – сакрального в Падали не было.
 
Валентин Яковлевич принял участие в строительстве самого интересного объекта промышленности Амурска – внутригородского сточного коллектора. По его словам, гигантский коллектор начинается на девятом километре у сточных сооружений, идет до старой типографии и бывшего ЖБИ, оттуда через Кольцо проходит под проспектом Победы и выходит бетонным козырьком за мозаичным панно на дикий пляж. Ширина коллектора – шесть метров, высота – четыре. Входы в него через вертикальные колодцы у бывшей типографии и там же у дикого пляжа. Владимиру Яковлевичу вторят воспоминания еще одной первостроительницы Амурска, приехавшей сюда в середине шестидесятых. По приезду в Амурск   где – то в 1966 её, девятнадцатилетнюю, геодезист ЦКК попросил помочь ему промерить подземный объект. Вместе они спустились через вертикальный колодец со стороны ТЭЦ – 1 в бетонный тоннель, от которого прошли под землей через ЦКК и вышли прямо под будущий проспект Победы. И вот там, под  территорией будущего проспекта, которого еще не было, они очутились на подземной улице шириной четыре метра и высотой с обычную квартиру. По бокам в бетонных стенах были ниши с проводами электрокабелей. Никаких следов потоков воды в этом подземелье не было. Скорее всего, женщина и геодезист находились в коллекторе перед пуском ЦКК в 1967 и готовили его к сдаче. Но при  этом как мог сточный коллектор ЦКК начинаться с двух сторон, причем  не с самого ЦКК, а с ТЭЦ и со сточных  сооружений?! Впрочем, еще один ветеран ЦКК подтвердил мне, что очередной вход в коллектор спускался со стороны заводоуправления комбината под бетонной коробкой, - то есть было три ветви.
 
Через год или два все цеха ЦКК будут уничтожены, и история Амурска может исчезнуть от амурчан навсегда. Публикация воспоминаний дедушки Валентина и его соратников по строительству – единственные оставшиеся свидетельства богатого индустриального прошлого нашего города…
 
Павел Попельский. Фото из личного архива автора
 
Павел Петрович Попельский 2019,2021 © Копирайт на фото, текст, печатную и электронную публикацию.