ДЕЛО «К.А. ПРОНЯКИН, А.А. ХОРОШИЛОВ И И.Ю. ХАРИТОНОВА ПРОТИВ Б.Л. РЕЗНИКА»

 

Общественная коллегия

по жалобам на прессу

 

Уважаемые коллеги!

 

В. Богданов
В. Богданов

Секретариат Союза журналистов России внимательно ознакомился с жалобой К.А. Пронякина, И.Ю. Харитоновой, А.Э. Мирмович и А.А. Хорошилова в Общественную коллегию по жалобам на прессу. Как мы понимаем, поводом для этого обращения стало заявление, сделанное Председателем СЖР Всеволодом Богдановым 19 января 2010 года по вопросу о ситуации, сложившейся в сфере журналистских расследований. К сожалению, с тех пор ситуация в этой сфере лучше не стала: честных, ответственных журналистов, проводящих самостоятельные расследования в отношении злоупотреблений различных высокопоставленных негодяев, подвергают давлению, их запугивают, привлекают к суду, избивают, убивают…

 

Однако коллегу К.А.Пронякина и его соавторов волнует не сама эта ситуация, а то, что Союз журналистов России в качестве примера журналиста-расследователя назвал опытнейшего газетчика, известинца с почти полувековым стажем Бориса Резника. Конечно, такого журналиста запугать невозможно. И не только потому, что сейчас он – депутат Государственной Думы. Его честное имя, его проверенная десятилетиями добросовестность, его строгое следование стандартам профессии и нормам профессиональной этики гораздо надежнее любой депутатской неприкосновенности. Увы, от обливания грязью даже это не спасает.

 

Но не надо путать реальные журналистские расследования с заурядным сливом компромата или бездоказательными обвинениями, продиктованными, в лучшем случае, личными симпатиями и антипатиями, а в худшем – меркантильными соображениями. Вот почему все претензии коллеги К.А. Пронякина и его соавторов к Борису Резнику мы не можем рассматривать как результат журналистского расследования. Только как средство заставить депутата Бориса Резника прекратить открытую полемику с другим депутатом Государственной Думы – Виктором Илюхиным. Более того, мы полагаем, что наши хабаровские коллеги просто стали инструментом в руках известного деятеля КПРФ. Неслучайно они настаивали на том, чтобы именно В.И.Илюхин был их представителем на рассмотрении данной жалобы в Общественной коллегии по жалобам на прессу. Однако уважаемый депутат от такой миссии уклонился.  

 

В своем обращении К.А. Пронякин и его соавторы утверждают, что Борис Резник «защищает свой бизнес и бизнес краевой власти». Обвинение более чем серьезное – и для журналиста, и для депутата. Из него следует, что Борис Резник занимается не журналистикой, и не законодательной деятельностью, а предпринимательством и защитой коммерческих интересов хабаровских властей. А доказательства? В жалобе их нет – и обвинения повисают в воздухе.

 

В жалобе коллеги К.А. Пронякина и других предъявляются претензии и к Союзу журналистов России. Оказывается, наша общероссийская общественная организация, «призывая общество к нетерпимости коррупции, к торжеству справедливости, сама же игнорирует и нарушает права журналистов». Правда, какие именно права и каких конкретно журналистов, мы игнорируем и, тем более, нарушаем, в обращении не сказано. И опять обвинения повисают в воздухе.

 

Наконец, коллега К.А. Пронякин и его соавторы обвиняют Бориса Резника в нарушении Кодекса профессиональной этики российского журналиста, выразившемся в том, что, будучи депутатом Государственной Думы, он продолжал пользоваться профессиональным статусом журналиста.

 

Действительно, пункт 6 данного Кодекса гласит: «Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности». Отсюда следует, что профессиональный журналист не должен совмещать свою работу в редакции с государственной службой. Будучи избранным или назначенным на должность в органах власти, он должен уволиться из редакции и утратить статус представителя средства массовой информации.

 

Но отсюда вовсе не следует, что государственный чиновник или депутат не может заниматься журналистикой в свободное от основной работы время, не может писать и публиковать статьи на те темы, которые сочтет заслуживающими внимания. Кстати, известно немало примеров, когда журналисты, становясь парламентариями, продолжали свою творческую деятельность. Приведем только два примера при всей их очевидной несхожести. Один – это Юрий Щекочихин, который до последнего дня своей жизни оставался заместителем главного редактора «Новой газеты» и заместителем председателя Комитета Госдумы по безопасности. Другой пример – Валентин Чикин, который уже многие годы является депутатом Государственной Думы (фракция КПРФ) и главным редактором газеты «Советская Россия».

 

Такое совмещение, кстати, не противоречит и правовым нормам. В Федеральном законе 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» сказано, что парламентарии вправе заниматься «преподавательской, научной и иной творческой» деятельностью, если только она не финансируется из-за рубежа.  

 

Если же обратиться к Уставу Союза журналистов России, то и там мы не найдем запрета на членство парламентариев в СЖР и даже на их избрание в состав Секретариата СЖР. Так, в пункте 4.1. Устава говорится, что «членами СЖР могут быть профессиональные творческие работники, основным родом занятий которых является деятельность в средствах массовой информации, в том числе и вне штата, а также лица, занимающиеся научно-исследовательской, преподавательской или организаторской деятельностью в области журналистики, разделяющие цели СЖР, достигшие восемнадцатилетнего возраста, признающие настоящий Устав, уплатившие вступительный взнос и принимающие личное участие в работе СЖР».

 

Мы полагаем, что Борис Резник вполне отвечает этим критериям, поскольку занимается законодательной деятельностью в области журналистики, отстаивает профессиональные права и интересы наших коллег, продвигает инициативы по укреплению экономической независимости СМИ и т.д. Кроме того, следует иметь в виду, что Борис Резник вступил в наш творческий союз еще тогда, когда он именовался Союзом журналистов СССР. Следовательно, согласно пункту 4.5. Устава, он автоматически признается членом СЖР и как таковой имеет полное право избирать и быть избранным в руководящие органы СЖР.

 

Союз журналистов России намерен принять участие в рассмотрении заявления коллеги К.А. Пронякина и др. на заседании Общественной коллегии по жалобам на прессу.

 

В.Л.Богданов

Председатель СЖР

 

Общественная коллегия по жалобам на прессу, 11.08.10.

http://www.presscouncil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=380&Itemid=&limit=1&limitstart=3

.