Окончание. Начало ТУТ
8 - 9 сентября 2012 г. саммит АТЭС впервые пройдёт в России, во Владивостоке. О том, что он значит для России, какие цели и задачи преследует, какие выгоды сулит Дальнему Востоку в частности и стране в целом, рассказывает директор Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН академик Павел Минакир.
- Я недавно был во Владивостоке. Перемены заметны. Построено несколько хороших по российским меркам дорог. Из Артёма до границ Владивостока доехать можно быстрее и лучше, чем прежде. Но в самом Владивостоке как не было места, чтобы ездить, так и нет. Да, построили два моста. Я работаю на Дальнем Востоке 40 лет и столько же слышу о том, что собираются строить мост на мыс Чуркин. Он включался во все планы. Но одни обещания сменялись другими, и до этой поры дело не двигалось. Хорошо, что построили. Хорошо, что отделали многие системы, решили вопросы с очистными сооружениями, электроснабжением, благоустройством. Всё это замечательно, но это то, что нужно делать всегда, независимо от того, проходит там саммит или нет. И само по себе это не есть развитие Владивостока. Владивосток какой был, такой и остался, хотя кое-что там стало лучше.
Если стоит задача развивать Дальний Восток, Приморский край, в том числе и город Владивосток, то постепенно эта задача и будет решаться в соответствии с теми ресурсами, которые для этого существуют. Пройдёт саммит АТЭС, и этот золотой дождь на Владивосток и его окрестности закончится. Инвестиции войдут в обычный режим.
Мы не развиваем Дальний Восток как таковой. Дальний Восток - это 6 миллионов квадратных километров. И на этих 6 млн. кв. км люди живут в узкой полосе. Мы на Дальнем Востоке вкладываем деньги в определённые точки, в определённые производства. Так было всегда. Естественно, они между собой связаны какими-то инфраструктурными объектами, дорогами. При этих производствах создаются посёлки и города, социальная инфраструктура, которую надо развивать, чтобы улучшать жизнь людей. Но никто не говорит о том - и это вообще дикая постановка вопроса, что есть условно 400 тыс. кв. км в Приморском крае, и вот давайте их будем развивать. Ни страна, ни территория, ни экономика так не развиваются.
- В АТЭС к 2020 году предполагается гармонизация торговых режимов?
- Эта гармонизация совершенно не означает, что будут созданы одинаковые условия и в торговле, и в транспортировке для тех, кто будет членом интеграционной группировки, потому что АТЭС объединяет 21 экономику. Будет создана замкнутая группировка, включающая Японию, Корею, Китай плюс шесть или плюс девять либо двенадцать государств Восточной Азии - там сейчас рассматривают разные форматы. Наши интересы в АТЭС лежат в Восточной Азии. И рынок этот нам нужен, и экономический полигон. И в особенности нам нужен, конечно, Китай, и не только как рынок.
Предположим, что к 2020 году мы сумеем в южной части Дальнего Востока создать индустриальный пояс, который будет способен сотрудничать на равных с соседями. Но у нас нет выхода на рынок. А этот выход есть у Китая. Если КНР для нас остаётся просто внешним торговым партнёром, дружеским, большим партнёром с ёмким рынком, мы в лучшем случае можем свою индустриальную продукцию (не сырьё) пытаться как-то, на конкурентных началах, размещать на китайских рынках. А если мы будем составлять с Китаем некую экономическую интеграционную подгруппу, то можем попытаться воспользоваться каналами Китая для выхода на некитайские внешние рынки. Ведь Китай торгует со всем миром, и у него эта торговая, финансовая инфраструктура развита чрезвычайно сильно. Поэтому использовать Китай в качестве такого транзитного полигона для нашей индустриальной продукции взамен на наши стабильные поставки Китаю того же сырья, которое мы всё равно будем поставлять, но увязать эти сырьевые поставки с посредническими услугами китайских торговых площадок на мировых рынках - это был бы один из привлекательных результатов.
- А насколько Китаю это интересно?
- Это зависит от реальных условий и договорённостей. В действительности даже Китай не в состоянии производить и продавать всю гамму, весь ассортимент продукции, которая вращается на мировых рынках.
Чем дальше, тем в меньшей степени каждая отдельная страна будет в состоянии покрывать этот основной ассортимент. Система взаимодополнения в производстве, торговле, разделении труда будет развиваться. Поэтому будут открываться новые ниши, где будут возникать и сейчас часто возникают индустриальные конвейеры. То есть какая-то часть продукции производится в одной стране, она передаётся в другую страну, которая производит другую часть, там изделие собирают, и возникает интернациональный сборочный конвейер по отдельным производствам.
Поиск таких технологических ниш, мест на международном конвейере - это один из главных элементов стратегии действий при формировании инновационной экономики.
- Где же может быть наше место и в чём мы можем быть незаменимы?
- На эти вопросы России и нужно найти ответы, потому что незаменимым во всём уже никто быть не может.
Мне представляется, что этот Форум АТЭС для российского руководства будет первой крупной международной акцией, демонстрирующей не просто тихоокеанский вектор политики России в области экономики, финансов и международной безопасности, а глобальной политики России. Для Российской Федерации саммит будет площадкой для объявления своих стратегических целей и стратегических механизмов участия в мировых процессах в предстоящие 6 лет. Это - главное. А сами тихоокеанские процессы будут иметь служебный характер, они будут гораздо более экономического свойства. Но удастся ли их напрямую привязать к развитию российской провинции на Тихом океане - это будет зависеть от того, каковы в конечном итоге окажутся акценты подготовленных Россией предложений и документов.
Конкретные предложения готовят в Минэкономразвития РФ. Наш институт со своей стороны по запросу Российской академии наук и Минэкономразвития РФ предоставил материалы по АТР, которые имеются в нашем распоряжении, и о перспективах развития Дальнего Востока в связи с этим.
Ну а в целом я бы сказал, что все вопросы, значащиеся в повестке дня форума, важны, все актуальны, в том числе и для России. Темы продовольственной безопасности, готовности к чрезвычайным ситуациям, темы обеспечения инновационного роста, развития энергетики и транспорта всегда обсуждаются на АТЭС. Они рассматривались в 2010 году на саммите в Японии, в 2011 году - в Гонолулу (США). Слова, как говорится, меняются, а повестка практически неизменна. Так или иначе, при обсуждении экономического роста и стратегии развития вопросы энергетики, транспорта и т.д. всегда будут подниматься. Но для России важно, в каком контексте это будет сделано...
- Благодарю вас за беседу.
Ее провел Владимир Пылаев,
«Суворовский натиск», №34, 01.09.12.
----------
см. также по саммиту «АТЭС-2012»
Саммит: куда не идти и не ехать
Запреты во время саммита: слухи и факты
Российско-вьетнамский бизнес-форум пройдет во Владивостоке в рамках
саммита АТЭС-2012
Приморье представит на саммите АТЭС во Владивостоке 32 инвестпроекта
Французы раскрыли главные тайны моста на остров Русский