Ольга Мигина с искренней скромностью пожилого интеллигента отказывалась от нашей встречи. Но почему-то очень тянуло с этой женщиной увидеться. Наверное, потому, что весна и дачный сезон стучатся в двери. Да и захотелось просто поговорить с ней по душам после рабочего дня - живем-то рядом, на одной улице.

 

- Я единственная из своего класса в Рыбинске пошла в сельское хозяйство. Очень любила возиться с растениями, - начала наш разговор Ольга Николаевна. - Окончила школу с золотой медалью, кстати. И поехала поступать в Московский университет, на биофак. Но когда приехала, выяснилось, что прием медалистов в МГУ закончился. И пошла я в Тимирязевскую сельхозакадемию.

 

В этом маститом вузе Мигина проучилась четыре года, вышла замуж за однокашника Костю. Она училась на овощевода, он на плодовода. Муж закончил академию, и его направили в Хабаровск. Ольга была уже беременной, перевелась на заочное отделение и поехала с ним. Это был 1956 год.

 

Рядом с Казьминым

 

Через некоторое время мужа из Хабаровска направили директором плодоовощеводческой станции в Вяземский. Как ниточка за иголочкой жена почапала за супругом на край света. Работала лаборантом за 30 рублей в месяц, потом сразу стала старшим научным сотрудником. Но станцию закрыли и всех растениеводов перевели в Хабаровск в Дальневосточный НИИ сельского хозяйства, возглавлял который легендарный зубр аграрной науки Григорий Тихонович Казьмин.

 

Кстати, в те времена многих будущих ученых, кто приезжал по целевому набору после окончания вузов, селили скопом, рядом друг с дружкой в одних домах. Создавались своеобразные резервации. Растениеводам дали комнатки в бараке, что в районе Хабаровского овощесовхоза. Там же жил и директор Казьмин, но в отдельном доме.

 

- Сначала я увлеклась помидорами. Начала выращивать их в парниках, - вспоминает Ольга Мигина. - Между прочим, именно по парниковым культурам помидоров я, без научного руководителя, начала готовиться к защите диссертации. Причем даже аспирантуры по моей специализации не было.

 

Первым стал «Каскад»

 

Так получилось, что муж оставил семью. Помогать было некому. Молодая женщина с ребенком на руках смело отправилась в Ленинград, и там удачно провела защиту кандидатской. Начала заниматься селекцией сортов томатов.

 

- У нас работала тогда Ефросинья Гамаюнова. Сколько сортов помидоров она вырастила, уму непостижимо, - продолжает Ольга Мигина. - До сих пор ее томаты, особенно «Хабаровский розовый», пользуются непререкаемым авторитетом и популярностью. Кроме того, Гамаюнова является автором сорта огурца «Дальневосточный 27». Она-то мне и сказала, дескать, у тебя же дар мыслителя-аналитика, не губи талант, займись селекцией огурцов. И я занялась.

 

Мигина разработала сама собственные методики селекции. Их не было до нее вовсе. Изучила сотни западных сортов, обменивалась семенами с разными регионами страны. Но что любопытно, практически все свои знаменитые сорта «Каскад», «Ерофей», «Кит», «Лотос» и, конечно, «Миг» она вывела на основе... японских огурцов. Только вот «японцы» - длинные, а Мигина превратила их в сильных малышей-крепышей, да еще с пупырышками. Волшебница, да и только.

 

- Главной задачей для меня было создание сорта, устойчивого к самому коварному заболеванию - пероноспорозу. Эта грибковая гадость, ложная мучнистая роса, настоящий бич огурцов, - взбирается на своего конька ученый Ольга Мигина. - Ежегодно в начале августа от этой болезни на Дальнем Востоке погибали уже все сорта. И вот первым стойким солдатиком стал «Каскад». На этот сорт ушло девять лет. Начала его выводить в 68-м, а районировали сорт в 1977 году, по всему Дальнему Востоку - даже на Сахалине и Камчатке выращивали. Испытывался «Каскад», кстати, и в разных регионах России - четыре года.

 

Пять тонн семян

 

А потом были и другие сорта - целых семь - на все у Ольги Николаевны получены авторские свидетельства, на три - патенты. Среди них был «Миг», хотя он был выведен еще в те времена, когда патентов просто не существовало в Советском Союзе. Патент Мигиной выдали позже. Дело в том, что «Миг» прекрасно зарекомендовал себя по всей огромной стране, даже на Украине. Его там районировали.

 

- Представляете, наш дальневосточный сорт стал украинским. Я ездила туда и видела, что все их тамошние огурцы поражались мучнистым грибком, а мой сорт стоял чистенький, - с гордостью, по-молодецки продолжает селекционер. - Украинцы схватились за «Миг» как за соломинку. Затем мы заключили договор и с Краснодарским краем. Мы туда центнерами отправляли семена. А вообще-то здесь, в ДальНИИСХ, мы выращивали в те времена по пять тонн семян огурцов. И все это расходилось.

 

Создавать и создавать

 

Академик Григорий Казьмин (слева) любил выезжать в июле с Ольгой Мигиной ( в центре) на поля
Академик Григорий Казьмин (слева) любил выезжать в июле с Ольгой Мигиной ( в центре) на поля

Мигина многое помнит, несмотря на свои почти 80 лет. Она с большой теплотой вспоминает, как они с главным агрономом Хабаровского края Беллой Петровной Фоминской ездили все на ту же Украину.

 

- Там чуть ли не в пояс кланялись мне люди за небывалые урожаи. Дальневосточный огурчик на украинской земле рос под аплодисменты аграриев, - чувственно продолжает моя собеседница.

 

В цивилизованной капиталистической стране, где с каждой сделки автору платится процент или гонорар, Ольга Мигина была бы миллиардером, без всякого преувеличения. Но женщина даже не думала об этом, дескать, зачем, ведь тогда бы она стала по социальному положению выше своих менее успешных коллег. А это ей не по нутру.

 

Она хотела просто создавать и создавать новые сорта. Летала по полям, как птица. Мигина даже докторскую диссертацию не стала защищать, и Государственную премию не получила именно из-за своей природной скромности.

 

- В конце 80-х, накануне развала СССР, в Хабаровске прошло всесоюзное совещание по устойчивым сортам, - говорит Ольга Николаевна. -  Именно Хабаровск был в этом вопросе первым и делился опытом со всей страной. Здесь была создана лаборатория по селекции огурцов. И мне доверили ее возглавить.

 

Ткнул, они и растут

 

Ольга Мигина ушла на пенсию только в 2008 году. По полям нынче она не летает, ноги болят. Но селекционером была, есть и останется навсегда. Общается с огородниками, и не только хабаровскими. Звонит фермерам и предпринимателям, которые выращивают и реализуют ее огурчики.

 

- Когда были совхозные времена, мы засаживали нашими сортами по 40-50 гектаров, - вспоминает Мигина. - Сейчас у фермеров под нашими огурцами по 1,5-2 гектара. А «Миг» и вовсе выращивает лишь один сельхозпредприниматель.

 

Нынче в Хабаровске нет дефицита семян, как говорится, изобилие. Да только все это западные огурцы, тепличные, к тому же их приходится обрабатывать химикатами от болезней. А мигинские огурчики ничем не надо защищать - ткнул, они растут.

 

Даже не извинились

 

В начале 2000-х годов Ольгу Мигину сельхозинститут выдвинул на звание почетного гражданина Хабаровска. Она отказывалась, но коллеги настояли. Говорили, что за ее кандидатуру наши огородники собрали тысячи подписей. Приехали журналисты с телевидения и объявили: вопрос решен. И вдруг комиссия объявляет, что почетным стал тогдашний командующий Дальневосточным военным округом Юрий Якубов.

 

Кстати, генерал почти сразу же и уехал из Хабаровска, хотя публично обещал, что будет жить в нашем городе и после службы. А вот Ольга Мигина осталась. И больше «становиться» почетным у нее нет желания. Обидели ее городские власти и, по-моему, не извинились.

 

Скромная женщина даже все свои заслуженные патенты, авторские свидетельства, дипломы и другие награды оставила в институте, абсолютно все. Ничего не взяла с собой: зачем, говорит, это общие заслуги.

 

Дома она хранит лишь три значка: заслуженного агронома Советского Союза, отличника сельского хозяйства и изобретателя СССР. Ольга Николаевна трепетно раскладывает их. Открывает коробочку, там - несколько вырезок из сибирских газет о ее «Каскаде», и - небольшой журнальчик с доброй статьей о ее жизни.

 

А еще у нее в шкафу лежат два выпуска «Солнышка» и специздания «Сорта и семена», с маленькими заметками о ее сортах. Мигина живет не только прошлым, но и настоящим, чтобы успеть, как она говорит, заглянуть в будущее, хоть одним глазком - как там ее стойкие и вкусные огурчики поживают?

 

Андрей Мирмович

Фото автора и из архива Ольги Николаевны Мигиной

.