На состоявшемся вчера, 1 августа, в крайизбиркоме «круглом столе», посвященном предвыборной агитации, в который раз поднимался вопрос о некорректном злоупотреблении кандидатов-должностных лиц PR-мероприятиями. Обсуждение носило бурный эмоциональный характер, в качестве примеров было перечислено много общеизвестных фактов нарушений. Обсудив этот вопрос, сошлись на том, что кандидаты имеют право освещать свою работу в занимаемых должностях на свое усмотрение в любом объеме в любое время - законом это не запрещается.
 
Можно согласиться с тем, что власть должна информировать избирателей о своих достижениях и планах работы, но эта риторика не должны быть явно доминирующей именно в предвыборный период.
 
По букве закона в предвыборный период информирование должно идти не за бюджетные деньги, а исключительно за счёт избирательных фондов кандидатов. Но мы ведь прекрасно понимаем что затраты по размещаемым в СМИ материалам о работе должностных лиц возмещаются за счет бюджета.
 
Концентрация пиара, очевидно, повышается в предвыборный период.
 
В феврале материалов про работу губернатора, мэра или правительство края выходит значительно меньше нежели в июле, когда вся новостная лента практически забита подобными материалами. Это есть не что иное как мероприятия плана контрпропаганды (в том числе о котором в данном контексте упомянуто в статье «Кому это надо?»).
 
Получается, что неформально алгоритм кластеризации новостей в СМИ в предвыборный период заблаговременно задается действующей властью с опорой на бюджеты соответствующих уровней. Это явное нарушение Избирательного Кодекса в части гарантий равных прав кандидатов.
 
Разместить в каналах коммуникации и сделать заметными материалы других кандидатов, когда идет такое новостное контрпропагандистское давление действующей власти очень проблематично.
 
В Москве от таких злоупотреблений административным ресурсом практически ушли.
 
Оппозицию поддерживают на информационном плаву многие СМИ и помимо т\к «Дождь», «Эха Москвы» или РБК. В федеральном эфире на госканалах мы часто видим оппонентов действующих должностных лиц, им не отказывают в эфирах а наоборот приглашают в специальные проекты - если есть что сказать, пожалуйста, и это не дежурный формат «Час губернатора» или «Разговор с мэром от первого лица».
 
Я думаю, что при желании вполне можно собрать местных новостников и рассмотреть статистики новостного вещания, проанализировать эфир медиа и составить график по месяцам - сколько информационных событий было отражено помесячно по должностным лицам города и края, участвующим в нынешней предвыборной гонке, и, однозначно, выявить злоупотребления должностным эфиром в предвыборный период.
 
В целом федеральная практика взаимодействия СМИ и власти в предвыборный период нормализуется и становится более цивилизованной. Это совсем не связано с «глухими» судебными исками, это больше связано с приходом власти к пониманию допустимого чувства меры и осознанию обществом цивилизованных принципов избирательных кампаний.
 
По нынешней предвыборной кампании в крае, к сожалению, можно констатировать, что позитивных подвижек в этом направлении у нас нет. Нам информационная демократия пока не светит, независимые индексы цитируемости кандидатов это тоже «голубая мечта», многие кандидаты для избирателей остаются просто «котами в мешке».
 
Отнести к злоупотреблениям административным ресурсом можно и недавно открытый муниципальный ресурсный центр НКО, на базе которого планируется осуществлять подготовку агитаторов из лояльных действующему мэру НКО. Эти взаимосвязанные мероприятия прямо указаны в Распоряжении по контрпропаганде №11.8-8 от 14.03.2013 г. и.о. мэра Хабаровска В. Лебеды. В бюджетом оплаченном помещении с оргтехникой организовывать работу с агитаторами по поддержке кандидата-действующего мэра недопустимо.
 
На Западе практика предвыборных поездок встреч визитов по объектам и территориям любого кандидата без указания источников финансирования этих мероприятий невозможна, тут же будет публичный скандал в СМИ по злоупотреблению положением даже из-за копейки нецелевых средств затраченных на избирательную кампанию не из избирательного фонда или из косвенных лояльных бюджетных или частных источников.
 
У нас освещение перед выборами за бюджетные деньги деятельности кандидатов - это норма. Кандидаты не понимают, что в предвыборный период они уже не столько ответственные работники сколько кандидаты в чистом виде с соответствующим статусом и полномочиями. На период предвыборной кампании надо забыть про свою должность и бюджетные отношения-обязательства со СМИ.
 
Такая практика это пережиток из СССР, когда пропаганда начиналась за счет и на базе предприятия с изготовления транспарантов в цехах и заводоуправлении и выстраивания агитаторами экипированной колонны демонстрантов предприятия у заводских ворот с заранее отрепетированными лозунгами и троекратным ответным «Ура! Ура! Ура!»
 
Ресурсы избирательных фондов многих кандидатов скудные, финансовые возможности поддержки действующего мэра гораздо более значительные, при явном неравенстве финансовых возможностей кандидатов вышеприведенные злоупотребления могут оказывать существенное влияние на объективное волеизъявление избирателей, да и вообще на желание участвовать в выборах превращаемых в персональный бенефис кандидатов от власти.
 
Евгений Аланд.