Представитель сахалинского народа уйльта Фудзивара Вито (слева) с братьями Оно. Февраль 2015 года |
|
Три года назад у братьев Оно стоял балаган - самодельная палатка, состоящая из деревянного каркаса, накрытого кусками брезента, полиэтилена, в балагане сложен небольшой очаг для обогрева и приготовления пищи в зимнее время. Летом в дождливую погоду в очаге тоже поддерживался огонь. Теперь, вместо балагана, братья проживают в жилище, похожем вроде на лубяную избушку.
Братья имеют сносно сохранившиеся паспорта СССР, в выборах не участвуют, о переписи населения не знают. О медицинских страховых полисах знают понаслышке. Младший брат инвалид, пенсию не оформляют, потому что нет паспорта гражданина России.
Пропитание, в основном, связано с рыбалкой и собирательством ягод. Вода плохая, болотистая. Ружья нет, а значит, и мясного в пищевом рационе нет. Если удается выручить деньги за браконьерски пойманную рыбу (горбуша, кета - летом-осенью, навага, корюшка - зимой) покупают кое-что из мясных консервов. Но конечно, в первую очередь, покупают хлеб, соль, сахар, растительное масло. В остальном же, все как и прежде.
Как и прежде не налажена переправа через реку Поронай, по которой дети добираются в школу-интернат - зимой по льду, летом по дырявым мосткам к лодкам, к единственным транспортным средствам, осуществляющим связь между г. Поронайском и островом Южный.
О житье-бытье компактно проживающей группы малочисленного народа Севера в Поронайском районе необходимо еще сказать, что на острове есть относительно ухоженная, с прогнившими полами школа-интернат, где начали свой учебный год 66 детей, немногим более двадцати из которых проживают в добротно отстроенном и относительно хорошо благоустроенном, оснащенном в недалеком прошлом общежитии.
По словам старейшей, заслуженной учительницы школы Минато Сирюко, которую дети называют Людмила Хомовна, преподающей родной язык, зимой детям по льду добираться намного проще, когда реку Поронай сковывает лед.
Жизнь в самом поселке, где наряду с дачниками, на острове, проживает немногочисленная группа народа Севера, мало чем отличается от жизни братьев Оно. В единственном двухэтажном доме, где проживает Людмила Хомовна, нет ни воды, ни отопления, ни туалета, да и о чем можно говорить, даже уличного туалета около дома нет.
Но, вот почему-то господину Хорошавину не было стыдно за свою, так комфортно устроенную жизнь. Не стыдно за бездарно растрачиваемые финансовые бюджетные средства области, зарабатываемые неустанным трудом сахалинцев и курильчан.
Морозные февральские дни 2015 года братьев Оно и их лубяной избушки. |
|
Вход в жильё братьев Оно. |
|
Видимо бесконечные облака и туманы над сахалинским регионом или же пелена безнравственности и беспринципности на глазах самого губернатора, граничащая с ничегонеделаньем для немногочисленного народа Севера - скрывала истинное бесправное положение людей, которым так мало для счастья надо - лишь человеческое участие.
Где уж здесь Хорошавину до соблюдения прав человека, тем более, до соблюдения прав национальных меньшинств Сахалина, доживающих тяжелую нищенскую жизнь, на землях когда-то, в далекие времена, освоенных их прородителями.
Зато в официале, на бумагах, подписываемых, наверное, золотой ручкой за 36 млн, все, что касалось коренных малочисленных народов Севера, выглядело в ажуре. Об этом не стеснялась говорить власть, как на острове Сахалин, так и в далекой Москве, тыча всеми пальцами в нищенскую статью бюджета области, предназначенную для островных аборигенов.
Никому за эти восемь лет губернаторства Хорошавина, по-сути, и не было дела до коренного народа. И лишь благодаря представителю сахалинского уйльта Фудзивара Вито - удалось донести беды и страдания наших людей до международной организации ЮНЕСКО, информация для который стала шоком.
Сахалинец Борис Сухинин,
член союза журналистов России.
Фото Фудзивара Вито
Март 2015 года
Остров Южный - г. Южно-Сахалинск.
Справка
Сахалинская область - историческая родина коренных малочисленных народов Севера: нивхов, уйльта (ороков), эвенков, нанайцев и других этносов. По данным, полученным из муниципальных образований, в Сахалинской области проживает 4 021 представитель коренных малочисленных народов, в том числе 397 ороков (уйльта).
Объем финансирования подпрограммы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» согласно паспорту госпрограммы составляет 203,8 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 23,4 млн рублей.