Дмитрий Медведев посетил вчера Магадан, где провел совещание по вопросам развития Магаданской области (см. В Магадане ждут Медведева). В ходе совещания глава государства пригрозил золотодобытчикам отзывом лицензии в случае, если они будут «скулить», и попросил министров серьезнее относиться к проблемам Дальнего Востока. Репортаж Сюзанны Фаризовой.
В Магадане, куда Дмитрий Медведев прилетел вчера с Чукотки, знакомство с регионом проходило по традиционной схеме: осмотр местных музеев и ведущих предприятий, в число которых попали Колымский аффинажный завод по переработке золота и серебра и филиал предприятия «Аэронавигация Северо-Востока», а затем совещание по вопросам развития Магаданской области.
Больше остального президента на Колыме впечатлил процесс переработки золота. Дмитрий Медведев уже держал в руках золотой слиток на выставке в Казахстане, но на заводе опять не смог удержаться и поднял кусок весом 12 кг. Сначала главе государства показали необработанное шлиховое золото, которое поступает на завод от золотодобытчиков. Золото вид имело не золотой, поэтому Дмитрию Медведеву быстро продемонстрировали первый этап его переработки в гранулы, а затем перешли ко второму этапу — «цареводочному» растворению. После завершающего этапа выплавки золота высшей, 999,9-й, пробы президенту дали наконец слиток.
— Впечатляет. Где-то 12 килограммов? — тут же на глаз определил вес Дмитрий Медведев и вопросительно посмотрел на работников завода.
И оказался прав.
— А какая у вас зарплата? — вернув слиток на место, спросил президент.
— В августе этого года была 30 тысяч,— сообщили заводские работники и проводили Дмитрия Медведева в цех готовой продукции.
После осмотра завода президент отправился на выставку, посвященную истории политических репрессий на территории Колымы, а потом к мемориалу «Маска скорби» скульптора Эрнста Неизвестного. Впечатленный увиденным глава государства приехал на совещание по вопросам развития Дальнего Востока, в ходе которого досталось и чиновникам, и бизнесменам.
В начале совещания президент огласил целый ряд задач, стоящих перед Магаданской областью: поиск и разработка новых месторождений полезных ископаемых, освоение примагаданского нефтегазоносного шельфа, развитие энергетики, совершенствование транспортной инфраструктуры и модернизация авиаперевозок, а также решение вопроса с обветшалостью жилищно-коммунального хозяйства.
Губернатор области Николай Дудов абсолютно поддержал президента и немедленно попросил денег на все перечисленные задачи. Губернатор Колымы был уверен, что поднять регион сможет только путем создания в Магаданской области особой экономической зоны (см. Николай Дудов поддержал частную золотодобычу).
— Большинство проблем связано с удаленностью и изолированностью нашего региона,— признался губернатор в очевидном.— Неразвитая транспортная сеть (в регионе отсутствует железнодорожное сообщение.— „Ъ“). Кроме того, в последнее время снизилась добыча золота почти на 42%!
Министр регионального развития Дмитрий Козак с магаданским губернатором согласился. Он сообщил, что даже развитие транспортной инфраструктуры не поможет региону в том случае, если ему не будут предоставлены налоговые преференции. При этом он отметил: прежде чем предоставлять налоговые льготы, необходимо убедиться в том, что проекты, на осуществление которых будет выделять деньги федеральный центр, будут реализованы.
— Инфраструктурные проекты области должны быть гарантированы,— заявил глава Минрегионразвития.— В принципе я одобряю подход к созданию особой экономической зоны. Она как раз нужна на таких депрессивных территориях, как Магадан, Чукотка, Камчатка. То есть в регионах, куда трудно привлекать бизнес.
Дмитрия Козака отчасти поддержала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, которая заявила, что вопрос о налоговых преференциях необходимо обсудить исходя из анализа прибыльности предприятий на территории области. Однако заместитель министра финансов Антон Силуанов был категорически против предоставления Дальнему Востоку, в частности Колыме, особых экономических условий:
— Хотелось бы посмотреть эффект от введения на территории особой экономической зоны. Еще неизвестно, какова будет отдача от налоговых преференций. На мой взгляд, это не очень целесообразно.
Участникам совещания выступление заместителя министра не понравилось. Они напомнили президенту, что только благодаря льготам, введенным для области в 1990-х годах, регион смог подняться. А генеральный директор ЗАО «Полюс Золото» Евгений Иванов и вовсе предупредил Дмитрия Медведева, что в случае непредоставления налоговых льгот бизнесу будет невыгодно разрабатывать новые месторождения золота и ископаемых, затрачиваясь на перевозки.
Шантаж бизнесмена явно раздосадовал Дмитрия Медведева. Заключительное слово президента, который выслушал всех крайне внимательно, прозвучало гневно:
— Я увидел здесь то, что уже видел везде: никто никого не слышит! Притом что я сам провожу совещание. Причем не окружное, а в каждом субъекте! А это не очень экономично с точки зрения и распределения сил, и присутствия ключевых министров. Так что давайте серьезно анализировать проблемы, а не перекидывать их туда-сюда!
Гендиректору ЗАО «Полюс Золото» Евгению Иванову президент решил ответить отдельно:
— Если вам так сложно все, то мы у вас просто лицензию отзовем, и все! Не надо скулить! Это золото, а не животноводство в нечерноземной зоне!
После этих слов желающих выступить не нашлось. Поэтому, сообщив бизнесменам и чиновникам о необходимости «решать задачи», Дмитрий Медведев пообещал вернуться к обсуждению вопроса об особой экономической зоне на Колыме уже на совещании в Москве.
«Коммерсант», № 174
--------
См. также За что старателей «ставят к стенке»-3