Декриминализатор-2
 

О. Сафонов
О. Сафонов

30 апреля 2009 года Президент России Дмитрий Медведев освободил от занимаемой должности полпреда Президента в ДФО Сафонова О.А. в связи с переходом последнего на новое место работы.

 

Слухи о новом назначении Сафонова циркулируют самые разные, и среди них существуют версии, что дальневосточный «Декриминализатор» может возглавить московскую милицию вместо генерала Пронина, или даже занять пост министра МВД РФ. В редакцию продолжает поступать информация о результатах работы Сафонова по декриминализации Дальнего Востока и, учитывая, что Олег Александрович может продолжить работу в правоохранительных органах, мы решили познакомить читателей с некоторыми интересными фактами.

 

Авторитетный приморский предприниматель Владимир Петраков (Петрак) свою последнюю судимость получил за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, а также ряд преступлений, предусмотренных частями третьей и четвёртой статьи 159 УК РФ (мошенничество, то есть хищение чужого имущества и приобретение права на чужое имущество путем обмана, совершенное в крупном и особо крупном размере). Отбывать наказание Петракову было определено в Приморском крае, что очень устраивало и сотрудников милиции, так как у правоохранительных органов имелись еще вопросы к осужденному авторитету по другим уголовным делам. В частности, по делу об убийстве ректора Дальрыбвтуза, бывшего вице-губернатора Приморья Евгения Краснова.

 

В 2002 году в Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете (ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз»), находящемся в ведении Росрыболовства, намечалась смена ректора. Геннадий Ким, один из претендентов на должность ректора, обратился за помощью к Сергею Ломаеву (в настоящее время главный федеральный инспектор аппарата полпреда ДФО). Рассказывают, чтоЛомаев, взяв с Кима два миллиона долларов США, пообещал организовать данное назначение. Необходимо отметить, что Ломаев не просто «разводил» Кима, а возможно рассчитывал на помощь своего знакомого, начальника управления кадров Росрыболовства, Сафонова О.А. Позднее Ким узнал, что Евгений Наздратенко, в то время глава Росрыболовства, поддерживает кандидатуру Евгения Краснова. По одной из версий, Ким потребовал от Ломаева вернуть деньги, так считал, что шансы занять место ректора у него отсутствуют. Ломаев успокоил Кима, деньги возвращать не стал, а через некоторое время произошло убийство Краснова.

 

Петраков и Ломаев в Таиланде
Петраков и Ломаев в Таиланде

В то время Ломаев был очень близок с Петраковым. Они вместе отдыхали в Таиланде, вели несколько совместных бизнес-проектов, и Петрак зачастую вступался за Ломаева перед его неуравновешенными кредиторами. На прямой вопрос, причастен ли Владимир Маркович (Петраков) к заказу Краснова, он кокетливо опускал глаза и многозначительно отмалчивался.

 

После окончания судебного процесса сотрудники правоохранительных органов планировали провести с осужденным Петраковым необходимые следственные действия, позволяющие уточнить его роль в убийстве Краснова, но этим планам не суждено было сбыться. Понимая, какую опасность представляют признательные показания Петракова, Ломаев развивает кипучую деятельность и руководством УФСИН по Приморскому краю принимается беспрецедентное решение об отправке Петракова самолетом из Владивостока в Красноярск, изменяя ему место отбывания наказания, и тем самым, затрудняя работу следствия. Справедливости ради стоит отметить, что случаи изменения мест отбывания наказания и этапирования самолетом в российской правоприменительной практике иногда случаются. Скажем, при опасности для жизни заключенного со стороны других заключенных, либо если у заключенного имеются серьезные проблемы со здоровьем, но в случае с Петраковым решение явно принималось в очень высоких сферах, а уровня Ломаева здесь было явно не достаточно.

 

О том, что в кадровой политике на Дальнем Востоке полпредство руководствовалось в первую очередь получением финансовых выгод, писалось неоднократно, и история, о которой речь пойдет ниже, лишь очередное тому подтверждение.

 

Во вновь образуемое ФГУП, связанное со строительством коммунальных объектов во Владивостоке, на должность руководителя изъявил желание подать свои документы Василий Ермаков. Г-ну Ермакову было предложено непосредственно самому прибыть в г. Хабаровск в аппарат полномочного представителя Президента РФ в ДФО на ул. Шаронова для встречи с Ломаевым - человеком, который «решает все вопросы», связанные с назначением на высокие должности. Предварительная встреча Ермакова состоялась в кафе недалеко от Полпредства с «человеком от Ломаева», который вяло разыгрывал из себя работника ФСБ. Звали его не то Александром Владимировичем, не то Андреем Владимировичем, было ему лет тридцати пяти от роду. Он сказал, что сумма за назначение определена Ломаевым в 200 000 долларов. Если Ермаков предварительно согласен, то вечером в бане, где будет присутствовать сам Ломаев, можем обсудить детали. От такого дорогого предложения Ермаков категорически отказался и вернулся во Владивосток.

 

Аналогичная политика проводилась полпредством в вопросах совершенствования структуры органов государственного управления. Так сосед по подъезду Сафонова - Новокрещенов Олег Иванович, под непосредственным руководством полпреда провел объединение территориальных управлений Россельхознадзора по Хабаровскому краю Еврейской автономной области с присоединением Сахалинской области. В итоге из трех управлений было создано одно. Казалось бы, благое дело, направленное на сокращение чиновничьего аппарата. Но на самом же деле предприниматели, занимающиеся лесом, рыбой и другими сельхозобъектами, то есть тем, что контролирует Россельхознадзор, были обложены дополнительными поборами, которые направлялись непосредственно в карманы чиновников и их покровителей, а новая структура внесла лишь дополнительные сложности в работу предприятий дальневосточного региона. Для работы в Хабаровск, Новокрещенов переводит с сахалинского управления Россельхознадзора тринадцать своих людей.

 

Нельзя не упомянуть о том, что со стороны полпреда нередко звучали несправедливые критические замечания в адрес представителей различных правоохранительных структур, ежедневно занимающихся борьбой с преступностью. Критика порой принимала форму откровенного шельмования, а тем временем главный федеральный инспектор полпредства Ломаев С.А. решал вопросы по закрытию уголовных дел своих приятелей и партнеров.21 ноября 2007 года между Уссурийским отделением № 4140 Сбербанка России (ОСБ № 1440) в лице Софиенко М.Ю. и ООО «Владивостокский рыбный двор» (ООО «ВРД») в лице Силантьева И.С. заключено генеральное соглашение № 472 об открытие возобновляемой рамочной кредитной линии. Поручителями по данному соглашению выступили учредители ООО «ВРД»: Айндинов Рафаиль Загитович, Сахно Павел Владимирович, Пак Роман Помчариевич.

 

ООО «ВРД» в период времени с 2002 года по настоящее время открыл 8 кредитных линий, по которым задолженность составляет около 90 млн. рублей, просроченная задолженность - 47 млн. рублей. Также ООО «ВРД» дополнительно выдано 200 млн. рублей. Итого общая сумма задолженности ООО «ВРД» перед Сбербанком составила 347 млн. рублей. Из материалов проверки следовало, что кредиты на такую сумму не обеспечены залогами, возврат указанных сумм в ближайшее время не возможен, так как коммерческая деятельность ООО «ВРД» не рентабельна. Более того, из материалов проверки усматривалось, что в действиях Силантьева, Сахно, Айндинова и Пака содержатся признаки состава преступления, предусмотренные ст. 176 УК РФ (незаконное получение кредита).

 

Айндинов и Сахно неоднократно предпринимали попытки «закрыть данный вопрос». В конце ноября 2008 года они обратились к Ломаеву с просьбой «замять дело». По слухам, Ломаев сумел осуществить их просьбу за сто тысяч долларов.

 

Причем Айндинов и Сахно проходят одновременно по другому уголовному делу, уже на Сахалине, связанному с преднамеренным банкротством нескольких сахалинских предприятий и последующими хищениями. Необходимо упомянуть, такой ценный кадр как Айндинов, продвигался главным федеральным инспектором на должность руководителя Россельхознадзора по Приморскому краю, а на должность руководителя территориального управления Росрыболовства по Приморскому краю был назначен Гурьев С.А., близкий друг Ломаева. Однако по истечению двух месяцев Гурьев был отстранен от занимаемой должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.

 

О том, что браконьерство морских биоресурсов является уже серьезной угрозой экономической безопасности Дальнего Востока, говорится много и на разных уровнях. Но в полпредстве своеобразно понимали данную проблему, так в конце 2005 года будущие федеральные инспекторы Ломаев и Фаизов организовали через «Далькомхолод» поставку более одной тысячи тонн незаконно выловленной нерки в Японию. При наличии столь богатого опыта у некоторых главных федеральных инспекторов стоит ли ожидать иных результатов в борьбе с браконьерством. Причем нужно заметить, что Фаизов Р.А. в том же 2005 году согласно данным камчатских следователей принимал непосредственное участие в корпоративном захвате крупной рыболовной компании ОАО «УТРФ-Камчатка». Безусловно, управленческий потенциал бывшего полпреда Президента РФ должен быть использован на благо государства российского, но, как следует из статьи, желательно не правоохранительных органах. Автор просит считать данную статью официальным обращением в Генеральную прокуратуру по ДФО для проверки всех вышеизложенных фактов.

 

Сергей Протасов,

The Moscow Post, 19.05.09.