Очередной Новый год экс-губернатор встретит в СИЗО.
Очередной Новый год экс-губернатор встретит в СИЗО.
Оглашение приговора по делу бывшего губернатора Александра Хорошавина и ряда его бывших подчиненных состоится 22 января 2018 года. Этим сообщением судьи Елены Поликиной 20 декабря в Южно-Сахалинском городском суде завершилось продолжавшееся в течение девяти месяцев рассмотрение уголовного дела экс-чиновников, обвиняемых во взятках и легализации незаконно полученных доходов.
 
А начиналась нынешняя неделя с прений, в которых свою позицию представили адвокаты подсудимых. 18 декабря они вновь подняли вопрос о статусе бывшего руководителя секретариата губернатора Владислава Горбачева, фигурирующего в уголовном деле в качестве основного свидетеля преступного умысла экс-губернатора и его подчиненных.
 
Во время следствия Горбачев признался и в ходе слушаний в суде подтвердил, что собирал деньги от предпринимателей и передавал их Хорошавину. В связи с этим сторона защиты и прежде всего сами подсудимые в ходе судебного процесса постоянно настаивали на изменении статуса Горбачева в уголовном деле.
 
Иначе, считают они, озвученные эпизоды не могут оцениваться как участие Хорошавина и других фигурантов дела в составе организованной преступной группы, в связи с чем требуется переквалификация вменяемых им статей Уголовного кодекса.
 
На это представитель гособвинения Евгений Евстафьев всякий раз отвечал, что дело Горбачева выделено в отдельное производство и у него особый правовой статус.
 
Адвокат экс-губернатора Ольга Артюхова подробно проанализировала каждый из девяти эпизодов, в которых, по версии следствия, прослеживаются преступный умысел и корыстные действия ее доверителя, и по каждому эпизоду взяток резюмировала, что вина Хорошавина не доказана и он должен быть оправдан.
 
В частности, показания директора компании «Энергострой», председателя правления Тихоокеанского банка Николая Крана, теперь уже умершего, адвокат прокомментировала как оговор. Причина, по которой бизнесмен мог пойти на сделку со следствием, по мнению адвоката, могла быть связана с его боязнью уголовного преследования за финансовые нарушения.
 
Другие эпизоды, по которым генеральный директор ОАО «Сахалин-Инжиниринг» Роман Альперович, председатель совета директоров ЗАО «Сфера» Андрей Залпин, генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Томшин, генеральный директор АО «Аврора» Константин Сухоребрик выступили в суде с признательными показаниями о переданных для губернатора взятках за покровительство их бизнесу, адвокат тоже отмела.
 
По ее утверждению, в свидетельских показаниях много противоречий, главное из которых - ни с кем из вышеназванных Хорошавин не вел разговоры про деньги, ни от кого никакие суммы не получал. К тому же для оказания финансовой «благодарности» не было повода.
 
Отмела адвокат и обвинения относительно легализации экс-губернатором 77 миллионов рублей, которые его бывший помощник вносил на банковские счета Хорошавина и его супруги. По оценке Артюховой, это были обычные банковские операции, их преступный характер не доказан.
 
Подводя итог, адвокат попросила суд при вынесении приговора учесть былые заслуги Александра Хорошавина, положительные характеристики и государственные награды, которыми был отмечен его вклад в развитие региона.
 
20 декабря все четверо подсудимых получили возможность выступить в суде с последним словом. Трое - Александр Хорошавин, бывший зампред регионального правительства Сергей Карепкин и бывший советник губернатора Андрей Икрамов - заявили о своей полной невиновности, четвертый - экс-министр сельского хозяйства Николай Борисов - частично признал вину и попросил суд о назначении ему условного срока без дополнительного наказания в виде штрафа.
 
Первым выступал Борисов. Бывший министр заявил, что у него не было умысла на получение взятки и тем более на ее вымогательство. «Я был исключительно посредником», - сказал он. По словам подсудимого, работая на Сахалине, он ничего, кроме долгов, не заработал.
 
«Да я оступился, и эта ошибка стоит очень дорого для меня и семьи. Своим поступком я перечеркнул все, что создавал. Но самое страшное - это то, что пришлось пережить моим близким, мне до сих пор стыдно перед ними. Не могу смотреть в глаза жене, которая, будучи на пенсии, вынуждена работать по 12 часов в сутки, чтобы нас прокормить», - сообщил суду Борисов.
 
Карепкин говорил об отсутствии доказательств его вины. «Что мешало нас взять с поличным?» - вопрошал он, обращаясь к судье Поликиной. Подсудимый попросил судью самой себе ответить на этот вопрос. Еще он напомнил, что во время совершения вменяемых ему преступлений был включен в кадровый резерв.
 
«Это 144 человека со всей России, только восемь с Дальнего Востока. И всего один с Сахалина. Представляете, какой нужно было пройти фильтр», - подчеркнул Карепкин. Он отметил, что о своей невиновности готов заявить перед кем угодно, и попросил его оправдать.
 
Экс-губернатор Хорошавин в очередной раз не упустил возможности пофилософствовать в свойственной ему манере. При этом заявил, что невиновен, что никаких взяток, никаких денег в целях личного обогащения не было. Хорошавин поблагодарил всех, кто поддерживал подсудимых. По его словам, они получали письма, телеграммы с сообщениями, что за них молятся.
 
Бывший советник губернатора Икрамов признал, что деньги собирали, но предназначались они, по его словам, исключительно для выборов. Подсудимый зачитал обращение к президенту России, в котором обвинил силовиков в сфабрикованности уголовного дела.
 
Т. Вышковская,
«Советский Сахалин», 22.12.17
http://sovsakh.ru/prigovor-obyavyat-22-yanvarya-v-dele-horoshavina-svoego-slova-ne-skazal-tolko-sud/