Хорско-Анюйско-Самаргинская комплексная экспедиция 1946 года. Юлия Шестакова где-то в верховьях Хора.
Хорско-Анюйско-Самаргинская комплексная экспедиция 1946 года. Юлия Шестакова где-то в верховьях Хора.
Разъездной корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» и журнала «Дальний Восток» Юлия Шестакова (1914- 2002) в далеком 1946 году участвовала в Хорско-Анюйско-Самаргинской комплексной экспедиции, организованной Приамурским (Хабаровским) филиалом Географического общества СССР и Академией наук СССР. Семьдесят лет спустя ее именем назван безымянный перевал Сихотэ-Алиня, куда и дошла экспедиция. 28 июля 2018 года распоряжение об этом подписал глава правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.
 
В прошлом году инициативу Хабаровского отделения Союза журналистов России об увековечивании имени журналиста и писателя Юлии Шестаковой поддержали краевые депутаты и губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
 
Комплексной экспедиции 1946 года, где, кстати, Юлия Шестакова являлась заместителем начальника экспедиции (начальник Фавст Колосовский), была поставлена задача исследовать «белое пятно» на территории Хабаровского края - Северо-Уссурийский край и горную страну центральной части Сихотэ-Алиня. Экспедиция шла по реке Хор и заняла по времени до перевала через Сихотэ-Алинь 84 дня, а всего - 107 дней. Состав экспедиции: 10 научных работников и специалистов, 12 рабочих, а всего - 22 человека.
 
Из дневника Юлии Шестаковой: «Мы продвигались вверх по реке Хор на удэгейских батах с помощью шестов, были плохо экипированы, не имели достаточных запасов продовольствия (в стране еще существовала тогда карточная система), но главное у нас было: мука, соль, спички, вода - рядом, рыба - в реке, мясо тоже близко в тайге, можно добыть изюбра. Обходились малым. Надо было спешить. Хор - река порожистая, бурная, на пути - заломы...»
 
17 сентября 1946 года остатки экспедиции: Фавст Колосовский и Юлия Шестакова, трое батчиков (лодочников) - достигли перевала/перехода из р. Хор в р. Анюй через хребет Сихотэ-Алинь.
 
Перед перевалом болезнь свалила молодого ботаника Андрея Нечаева, через годы ставшего ученым с мировым именем и доктором наук. Его срочно пришлось переправлять на метеостанцию Тивяку. Свои обязанности по сбору гербария и описанию ландшафта он поручил… Шестаковой. Сама же она исследовала жизнь и быт местного народа - удэгейцев.
 
«Беда, если неопытный батчик (гребец) потеряет равновесие. Хор мгновенно зашумит над головой, и бешеные струи понесут неудачника с такой силой, что даже опытному пловцу нелегко справиться с течением и холодной водой. Это я поняла, - пишет Юлия Шестакова, - когда сама заняла место носовщика. Шест в моих руках прогибался. Перед плесом я обернулась… но в ту же минуту, потеряв равновесие, упала. В воде ударилась головой о днище бата и, вынырнув, увидела, что быстрый поток уносит меня к большому залому. Зацепиться не за что! Закрываю глаза… «Мангэ-э!..» - нараспев произносит старик и смотрит на меня с укоризной. - Еще немножко, совсем немножко и все, букини (умирать)…»
 
По окончании экспедиции, участников экспедиции приветствовал президент Географического общества СССР академик Л.С. Берг. Ведь именно тогда экспедиция впервые установила зону распространения клещей - переносчиков дальневосточного энцефалита в Хабаровском крае.
 
Юлия Шестакова писала: «Неожиданным для меня было избрание на 2-й Всесоюзный съезд Географического общества Академии наук СССР в составе небольшой делегации дальневосточников. Съезд проходил в Ленинграде на исходе года. Я чуть не опоздала. Поезд до Москвы шел десять суток! Надо было еще разыскать здание Ленинградской филармонии, поэтому неудивительно, что, когда я пришла туда, двери в зал были уже закрыты и дежурная потихоньку объяснила мне, как пройти на галерку. Чудесный, сверкающий люстрами зал, и в тишине господствует голос оратора. Берг уже начал свой доклад. У меня в руках бинокль. Разглядываю лица сидящих в президиуме: О. Шмидт, И. Папанин, М. Водопьянов. Академики, знаменитые мореплаватели, контрадмиралы, географы, ученые многих стран мира... Вспоминая об этом сейчас, думаю с удивлением: как это я нашла в себе смелость выступить на пленарном заседании съезда с сообщением о нашей экспедиции? Правда, ученый секретарь Географического общества С. Калесник долго меня уговаривал, остальные дальневосточники еще пробивались сквозь непогоду где-то в облаках и прибыли с опозданием...»
 
Юлия Шестакова стала делегатом Второго Всесоюзного географического съезда АН СССР (25-31 января 1947 г., одновременно он был Первым съездом Всесоюзного географического общества СССР) и выступила на заседании от делегации дальневосточников. А потом написала книгу об этом походе «Новый перевал: Очерки и рассказы» и стала писательницей!
 
Новый перевал теперь обрел имя своей покорительницы - Юлии Шестаковой. Правда, времени на это ушло три года.
 
Константин Пронякин.
 
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 1567-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 1567-р