Юбилейные поезда из Иркутска и Хабаровска прибыли в Тынду одновременно. Фото из открытых источников. |
|
Синхронное прибытие юбилейных поездов в Тынду - традиция бамовских празднований, заложенная в 1994 году, когда отмечалось 20-летие начала строительства магистрали. И каждый раз на платформе, как и на надземном переходе через пути, на привокзальной площади, тебя встречают неимоверные эмоции.
Объятия, поцелуи, возгласы «А помнишь?..» На моих глазах из вагона иркутского поезда вышел седовласый бородач со звездой Героя Социалистического Труда.
Конечно, это был Александр Бондарь - бригадир монтеров пути «Нижнеангарсктрансстроя» в 1984 году, когда он с Иваном Варшавским, таким же бригадиром «БАМстроймеханизации», уложил «золотое звено» на станции Балбухта. И это означало, что сквозное движение от Байкала до Амура открыто.
Ступив на перрон, Александр Васильевич не смог сделать и шагу: его тут же обступили бамовцы, тоже поседевшие и постаревшие, но будто вернувшиеся в молодость, где их сдружила магистраль. Да и сам Бондарь, ставший легендой, не утратил задора, откровенности, простоты, и был рад новой встрече с соратниками по стройке века.
Откровение дважды министра
Митинг состоялся на привокзальной площади, которая, как и вокзал, заметно преобразилась. Глава Российских железных дорог Олег Белозеров поздравил собравшихся с 45-летием начала строительства магистрали, сделав акцент на том, что БАМ строила вся страна - великий и могущий Советский Союз, о чем прежде не было принято говорить. По сути глава РЖД повторил слова Владимира Путина, назвавшего крушение СССР великой трагедией, а не торжеством демократии.
Трансляция поздравления В.В. Путина на главной площади столицы БАМа. Фото Алексея Жуланова (пресс-служба ДВостЖД). |
|
Помощника президента и секретаря Государственного Совета РФ Игоря Левитина бамовцам представлять не надо. Не потому, что он возглавлял федеральный минтранс. Выпускник Ленинградского высшего командного училища железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В. Фрунзе, он служил на БАМе.
Если точней, в комендатуре Нового Ургала, где имел дело с не парадной, а изнаночной стороной стройки века. Это не убавило уважения к тем, кто прокладывал главный путь, возводил станции и поселки. Игорь Евгеньевич находит время побывать на БАМе, сказать добрые слова строителям и эксплуатационникам, что он сделал и на этот раз, немногословно, но сердечно.
Губернатор Амурской области Василий Орлов и мэр Тынды Марина Михайлова говорили о социальных проектах, реализуемых в городе и регионе при содействии РЖД и «Газпрома».
- Я смотрю на товарищей, с которыми служил, и хочу сказать: я всё помню!.. - обратился к офицерам железнодорожных войск Герой Социалистического Труда полковник в отставке Александр Шанцев, и его искренность была поддержана площадью.
В 1975 году при распределении он выбрал БАМ, начав службу командиром взвода. Шесть лет командовал ротой, которая сооружала земляное полотно, разрабатывала скальные выемки при неизменном выполнении плана. Потом были должности батальонного уровня, связанные опять-таки с земляными работами. В год завершения строительства БАМа капитан Шанцев был удостоен звезды героя.
Бурными аплодисментами был встречен Геннадий Фадеев, дважды министр путей сообщения РФ, между прочим, выпускник хабаровской «железки». Он говорил, как важно верить в то, что ты делаешь. Имелся в виду и сам БАМ, который в приснопамятные девяностые годы намеревались законсервировать, и прокладку пути к Эльгинскому месторождению, за который МПС было бито.
Говоря о предстоящем, ради чего возводятся новые разъезды, прокладываются вторые пути, увеличивается скорость и вес поездов, Геннадий Матвеевич назвал БАМ великим угольным путем на восток.
Мне кажется, это формулировка ввергла в ужас жителей припортовых населенных пунктов, где ширятся протесты против перевалки угля примитивным грейферным способом. Иначе говоря, угольные компании не желают вкладывать средства в обустройство перегрузочных мощностей с технологиями наступившего века, довольствуясь советскими портами, не приспособленными для массовой перевалки сыпучих грузов.
Позиция государственных институтов по меньшей мере странная. Надзорные инстанции до сих пор не имеют приборов учета, позволяющих контролировать уровень загрязнения атмосферы.
И когда, к примеру, в Ванино слышишь, что пыль, от которой нет спасения даже за пластиковыми окнами, может быть с местных дорог, между прочим, закатанных в асфальт, впечатление такое, что попал в зазеркалье с девочкой Алисой.
Вопрос переходит в политическую плоскость: что важней для верховной власти - прибыль олигархов, которую они спешат перевести за границу, или здоровье людей, живущих в хабаровском приморье, где заканчиваются рельсы БАМа?
Башмаки уходят в прошлое
К юбилею был приурочен пуск сортировочной горки на станции Тында. К ней ведет тряское шоссе, слева и справа от которого брошенные, а потому неприглядные производственные базы, что вряд ли уместно ставить в упрек мэрии, ибо подобное встречаешь повсеместно. Вице-премьер правительства РФ Максим Акимов, он же председатель совета директоров ОАО «РЖД» прибыл, чтобы лицезреть горку, на специальном поезде.
Пуск сортировочной горки. Слева направо: начальник станции Тында И.В. Гайдамака, министр транспорта РФ Е.И. Дитрих, заместитель председателя правительства РФ М.А. Акимов, глава Российских железных дорог О.В.Белозёров. Фото Алексея Жуланова (пресс-служба ДВостЖД). |
|
Действо началось, как только Максим Алексеевич и сопровождающие его лица поднялись в диспетчерскую. От грузового состава, поданного на горку, в считанные секунды отъезжало по три вагона, причем каждая троица скатывалась на отдельный путь.
- Это вторая наша горка. Вместе с первой она была запущена при строительстве БАМа, но в девяностые годы, когда сократился грузопоток, была выведена из эксплуатации. Сегодня, после обновления путей и модернизации оборудования, она запущена, - пояснил начальник станции Игорь Гайдамака.
Он напомнил, что проходящие через станцию грузы делятся на транзитные и с переработкой. Последних порядка сорока процентов. Действовавшая горка позволяла обрабатывать 840 вагонов в сутки. Запущенная, изначально более мощная, станет обрабатывать больше трех тысяч вагонов в сутки.
- Переработку вагонопотока мы утраиваем. По мощности и пропускной способности Тында уже в разряде сортировочных станций, - уточнил Игорь Валентинович.
Вместе с зампредом федерального правительства мы присутствовали при завершении первого этапа реконструкции станции. Второй - полный ввод автоматизированных систем, подключение к центру управления перевозками РЖД. Он завершится в ноябре текущего года.
Определен и третий этап реконструкции станции, предусматривающий строительство четырех путей для транзитных поездов и двух путей для парка приема.
- К 2025 году перерабатывающая способность станции возрастет на сорок процентов, - добавил ее начальник. - Уже сейчас мы способны перерабатывать больше, чем пропускать с прилегающих направлений.
Основное направление - морские порты Хабаровского края. Прав первый глава ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев, назвавший БАМ великим угольным путем на восток.
Первый глава ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев говорит о великом угольном пути на восток. Фото Алексея Жуланова (пресс-служба ДВостЖД). |
|
Характеризуя запущенную сортировочную горку, замглавы федерального правительства обратил внимание на новое технологическое решение, а именно автоматические замедлители. Другими словами, тормозные башмаки уходят в прошлое вместе с небезопасной работой тех, кто десятилетиями их устанавливал и снимал.
- Формирование поездов происходит без участия человека. Процессом управляет с монитора диспетчер, - обратил внимание Максим Алексеевич.
Важно, что комплектующие горки, включая автоматические замедлители, изготовлены на российских предприятиях. Прежде привлекались зарубежные производители. В общем, импортозамещение состоялось на все сто процентов.
- БАМ для нас - не только история, полная трудовых подвигов и героизма, - сказал Максим Акимов. - Это наша жизнь, это центральная магистраль страны, поскольку без вывоза грузов в восточном направлении наша экономика нежизнеспособна, что мы прекрасно понимаем.
Говоря о расширении провозных способностей Байкало-Амурского магистрали, Акимов обратил внимание на то, что она транспортирует не только уголь и лесоматериалы.
- В этом году очень хорошо пошел контейнерный транзит, - заявил он. - Наша общая задача - развивать транзитный потенциал России.
Как яичко ко Христову дню
В Тынде проживает тридцать три тысячи жителей. Ее можно сравнить с малыми городами Хабаровского края - Амурском, Николаевском-на-Амуре, Советской Гаванью. В архитектурном облике они уступают бамовской столице, что объяснимо: с начала семидесятых годов Тынду строили москвичи. Правда, облезлых «панелек» и в ней хватает.
Для главного города БАМа пореформенное время - не самый лучший период, и вряд ли скажут иное в других малых городах страны. БамЖД была расформирована. Закрылись предприятия пищевой промышленности, не говоря уже о строительных организациях, ставших невостребованными.
В прошлом году на выборах главы городской администрации победила представитель КП РФ. Как утверждают коллеги из городских и областных СМИ, появление красного мэра не обострило отношений между муниципальной и региональной властью. К сожалению, в Хабаровском крае было иначе: с избранием главой администрации Амурского района коммуниста Геннадия Кузьминых район попал в немилость единороссам регионального масштаба, включая губернатора.
Хорошо, что компания «Российские железные дороги» продолжает считать Тынду своим городом, хотя разница в советских и пореформенных подходах к социалке очевидна. При участии РЖД муниципальный стадион получил второе дыхание, и в дни празднования 45-летия БАМа он выглядел как яичко ко Христову дню. Глава РЖД прилюдно пообещал тындинцам обновить узловую больницу.
К юбилейным дням на площади в центре города были смонтированы экраны, позволившие видеть лица выступавших на сцене артистов, которые прибыли из регионов, где БАМ знают не понаслышке, - от Якутии и Бурятии до Амурской области и Хабаровского края. Концерт собрал тысячи тындинцев. Это были не только ветераны, не только родившее на БАМе поколение, успевшее обзавестись детьми. Мелькали бороды мусульман, хиджабы и туники их половинок: похоже, новые жители столицы БАМа не отделяют себя от его истории.
С четырех экранов, установленных на площади, транслировалось выступление Владимира Путина. Президент поздравил с юбилеем Байкало-Амурской магистрали, отметив, что школу БАМа прошли два миллиона соотечественников. Глава государства поставил перед тружениками восточного полигона российских железных дорог, который включает в себя Транссиб и БАМ, впечатляющую задача - довести к 2025 году общую провозную способность до двухсот миллионов тонн.
- Значительная часть этой работы сделана, - сказал зампред федерального правительства Акимов. - Реконструировано более пяти тысяч километров путей. Построено 37 станций и разъездов, 250 километров путей. Мы рассчитываем, что грузооборот Транссиба и БАМа в следующем 2020 году составит 144 миллиона тонн.
Второй Адмиралтейский не состоялся
- Вторые пути, скорости, шпалы не из древесины, а из железобетона… Но ведь БАМ планировался не только как железная дорога, а но и как оборонный пояс! - воскликнул в купе юбилейного поезда Виктор Титаренко, председатель общественной организации офицеров, служивших на восточном участке. - В 1974 году, когда начиналось строительство, события на Даманском мы воспринимали однозначно - война на пороге!
БАМ прирастает вторыми путями. Фото ДВостЖД. |
|
Упреждающей мерой был не только БАМ. Взялись за прокладку трассы, проходящей параллельно магистрали Хабаровск-Владивосток, тогда недостроенной, но обеспечивающей прохождение войск. От границы до нее рукой подать, поэтому форсировалась прокладка находкинской трассы, отнесенной на восток.
Появился «Главспецдальстрой» с небывалыми планами возведения военных заводов. Ожидалось, что с учетом их персонала население Нового Ургала составит четверть миллиона человек, Комсомольск-на-Амуре станет миллионником, Советская Гавань - полумиллионником.
В 1980 году редакционное задание привело меня в Джамку - тогда временный поселок «ВолгоградстройБАМа». Главный инженер СМП Валентин Иванович Овчинников, который привез в глубинку восточного участка не только жену, но и дочь с новорожденным дитя, рассказывал, что в конце сороковых-начале пятидесятых годов его инженерная карьера начиналась на Дальнем Востоке. Точнее, в Советской Гавани, где возводился судостроительный завод - аналог знаменитому Адмиралтейскому, собиравшему корабли с петровских времен.
- Только представь, на стройке работало сто тысяч человек. Да, большинство - заключенные, однако немало было таких, как я, -молодых специалистов, романтиков. Плюс опытные кадры среднего и высшего звена, привлеченные с родственных предприятий, - говорил Валентин Иванович.
Честно говоря, я не мог представить, где размещалось сто тысяч человек, поскольку население Советской Гавани составляло кратно меньшую цифру. Но было известно, что названия городских кварталов - Пятый квартал, Первый и Третий районы - закрепились именно тогда, когда развернулось грандиозное строительство, которое было остановлено с уходом из жизни Сталина.
- А вы знаете, что проект снова востребован, что «Главспецдальстрой» вернулся к сухим докам, а главный корпус уже собран из металлоконструкций? - парировал я.
Овчинников был ошарашен. Нашлась злодейка с наклейкой, и к сумеркам, когда она была уничтожена, мы отправились на рабочий поезд, следовавший до Берёзового. Остановились в гостинице «НовосибирскстройБАМа». Владимир Иванович собирался ехать дальше - в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Советскую Гавань. Как я понял, он намеревался вернуться на стройку, которую считал главной в своей жизни. Тем более, что добраться туда не составляло особого труда. Сел вечером в поезд в Комсомольске-на-Амуре - к обеду будешь в Советской Гавани, хоть в Первом районе, хоть на Пятом квартале.
Позже я узнал, что «ВолгоградстройБАМ» и Джамку Овчинников не оставил. Будто кто-то распоряжался его судьбой и предвидел, что БАМ достроят, а создание оборонного пояса улетит в тартары в горбачевскую перестройку. Где завод «Парус», цеха которого поднялись в Комсомольске-на-Амуре, где «Контакт» и «Микрон» в Амурске? Не выбилась в миллионники индустриальная столица региона, не стал городом Новый Ургал.
Разочарование Виктора Григорьевича Титаренко понятно. Байкало-Амурская магистраль состоялась, но без оборонного пояса, который бы кратно увеличил население, сделал бамовские поселки городами. С другой стороны, оборонка - не панацея. Прежде враждебный, а ныне дружественный Китай демонстрирует, куда надо двигаться, чтобы экономический потенциал развивался, а жизненный уровень не стоял на месте.
Прощание в Этэркэне
Юбилейный поезд покинул столицу БАМа. Остановились в Верхнезейске, проехали Февральск. Промелькнула за окнами стела на границе Амурской области и Хабаровского края, разумеется, капитальная, не та времянка, у которой мы с Игорем Коцем стояли, воодушевленные темпами прокладки главного пути, не думавшие о том, что впереди у каждого из нас.
Пройдет немного времени, и отправится из родного Хабаровска в Москву Игорь. Бамовская тема станет для него, пожалуй, главной и в «Комсомольской правде», где он работал много лет, и в журнале «Родина», который он сегодня возглавляет.
Поездное радио юбилейного поезда крутило песни бамовской эпохи. «Слышишь, время гудит - БАМ» - напоминал Кобзон. «Колёса диктуют вагонные», - продолжали «Самоцветы». «Вся жизнь впереди», - подхватывало «Пламя».
Я знал, что песню, которую очень хотел услышать, не поставят. Ведь она - не оригинал, а переделка.
Помню ее в столовой «НовосибирскстройБАМа», где после ужина собрались любители гитарной песни, поскольку клуб СМП еще не сдали.
Осмысливая пахмутовский шедевр в исполнении стройотрядовца, прибывшего в Берёзовый из сибирской столицы, я поймал себя на том, что замена трех слов изменило время действия, но не изменила сути песни. Она, как выражаются сегодня, цепляла.
Я в таёжном смолистом краю
Встретил лучшую песню свою.
До сих пор я тебя, мой палаточный БАМ,
Самой первой любовью люблю.
Так уж вышло, что наша мечта
На плакат из палаток взята,
И почти историческим стал наш портрет,
Только это, друзья, суета,
Это все суета,
Ведь не вся еще жизнь прожита…
Заблестят на груди ордена,
Заблестит на висках седина,
И пошлют на далёкие стройки других,
Только в этом не наша вина.
Будем мудро и правильно жить,
Будем верно и нежно любить…
Нам еще говорят, что вся жизнь впереди, -
Только юность нельзя повторить.
Только вновь не пройти
В этой жизни начало пути.
Я еще допою, допою
Комсомольскую песню свою, -
Только кто мне придумает Новый Ургал,
Кто другую найдет Тунгалу?..
Встретил лучшую песню свою.
До сих пор я тебя, мой палаточный БАМ,
Самой первой любовью люблю.
Так уж вышло, что наша мечта
На плакат из палаток взята,
И почти историческим стал наш портрет,
Только это, друзья, суета,
Это все суета,
Ведь не вся еще жизнь прожита…
Заблестят на груди ордена,
Заблестит на висках седина,
И пошлют на далёкие стройки других,
Только в этом не наша вина.
Будем мудро и правильно жить,
Будем верно и нежно любить…
Нам еще говорят, что вся жизнь впереди, -
Только юность нельзя повторить.
Только вновь не пройти
В этой жизни начало пути.
Я еще допою, допою
Комсомольскую песню свою, -
Только кто мне придумает Новый Ургал,
Кто другую найдет Тунгалу?..
Замедление хода - и юбилейный поезд остановился в Этэркэне.
Когда состав тронулся, на подъеме у вокзала мы заметили двух женщин в сине-красных футболках с цифрой «45» и мужчину в пиджаке. Видимо, свою футболку он приберег для сына или дочери. Все трое провожали юбилейный поезд прощальными движениями поднятых рук, а женщины, не таясь, смахивали слезы.
Не надо расстраиваться, дорогие! Мы еще встретимся на пятидесятилетии БАМа!
Дай Бог, дожить!..
Михаил Карпач.
(Окончание).
см. 1. БАМ. Сорокопяточка
2. БАМ. Сорокопяточка
3. БАМ. Сорокопяточка
4. БАМ. Сорокопяточка
5. БАМ. Сорокопяточка
6. БАМ. Сорокопяточка
7. БАМ. Сорокопяточка