Благодаря Хасанской таможне, дата 14 сентября 2009 года надолго запомнится приморцам, съездившим в Китай с фирмой «АльянсТурСервис». Полагаю, что работники Дальневосточной таможни тоже не скоро смогут забыть сей роковой день, который сами же сотворили для себя и туристов.

 

О ситуации на Хасанской таможне уже не раз писали «Арсеньевские вести». Вкратце напомню те события.

 

Во время очередного таможенного оформления на Хасанской таможне одну из групп туристов «АльянсТурСервиса», состоящую из 19 человек, российские чиновники продержали без еды и питья, а ребенка-инвалида ещё и без лекарств, более двенадцати часов с полудня 14 сентября (с 12 часов 45 минут) до глубокой ночи 15 сентября (до 01 час 30 минут). У каждого из них отобрали багаж, состоящий исключительно из разрешенных к ввозу в Россию товаров народного потребления, и поместили на таможенном складе без их согласия.

 

В конце декабря Хасанский районный суд вынес чрезвычайное, на мой взгляд, произвольное решение по жалобе трех туристов из той группы на незаконные действия сотрудников таможни. В решении (кстати, выданном с нарушением процессуальных сроков – на седьмой день после указанной в решении даты его изготовления) говорится: «Таможенный досмотр произведен в порядке, предусмотренном ст.372 ТК РФ, при этом судом не выявлено существенного нарушения закона».

 

18 декабря и.о. председателя Хасанского районного суда Приморского края федеральный судья Кротова Н.И. огласила резолютивную часть этого решения: «Жалобы о признании действий сотрудников Хасанской таможни незаконными оставить без удовлетворения»?

 

Сразу после оглашения этой резолютивной части судебного решения судья Кротова Н.И. отказала публично пояснить мотивы его вынесения. Отказ разъяснить мотивы, на основании которых принято судебное решение, Европейский Суд в Страсбурге расценивает, как нарушение статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

Таким образом, решением Хасанского районного суда, очевидно, позволено Дальневосточной таможне безнаказанно нарушать конституционные права туристов, гарантированные семнадцатью статьями Конституции России (2, 8, 15, 17, 18, 21-24, 27, 35, 45, 51, 52, 53, 55, 64) и ещё рядом норм международного права, которые Россия обязалась выполнять перед Европейским сообществом.

 

Полагаю, что у этого дела есть все перспективы на рассмотрение в Европейском Суде по правам человека, если только у кассационной инстанции не хватит сил противостоять коррупции и защитить права человека в полной мере на родине заявителей.

 

А пока Хасанский районный суд пришел к коррупционному, по моему мнению, выводу: «Также не состоятельны, по мнению суда, доводы заявителей о нарушении вышеуказанных конституционных прав…»

 

Как же это получается? К административной и, тем более, уголовной ответственности никто не привлечён во время таможенного досмотра, не выявлено нарушений законности и правопорядка, а собственность у туристов отобрали, уволокли на таможенный склад без их согласия, насильно там удерживают и ещё заставляют платить за услуги склада. Презумпция невиновности отдыхает – таможня процветает!

 

Как я поняла из объяснений суду представителя таможни: если должностному лицу что-то показалось и померещилось, он может без предъявления каких-либо претензий в нарушении закона беспрепятственно забрать багаж у туриста. В придачу удовлетворить свое любопытство о личной и семейной жизни туриста. Например, потребовать объяснить, какая из перевозимых вещей кому из членов семьи предназначена, с предоставлением свидетельств о браке, о рождении детей и т.п. При этом размерный ряд вещей должен полностью совпасть с мнением сотрудника таможни, иначе вещи у туриста всё равно отберут. Да и количество необходимых вещей каждому члену семьи тоже определит чиновник, потому что ему виднее, кому из россиян чего и сколько надо.

 

А что говорит закон?

 

Гражданин может привезти в Россию без уплаты пошлин 35 кг вещей на сумму не более 65 тысяч рублей. И всё. И это дело гражданина, а не таможни, сколько ему и членам его семьи надо брюк или юбок, нижнего белья и т.д. Вмешательство государства здесь излишне и губительно для правового государства, если мы хотим им назваться и выглядеть таковым в глазах мирового сообщества.

 

В судебных заседаниях прозвучало много интересных фактов, которые, по моему мнению, должны быть предметом проверок правоохранительных органов. Например, о том, что туриста Лигуна Марка досматривал на Хасанской таможне высокий молодой парень с бакенбардами, а подпись в акте досмотра стоит сотрудницы Ли.

 

Досмотр проводился молодым человеком в штатском. Суду даже его фотографию предоставили для обозрения, и все свидетели его опознали.

 

Суд отказал запросить в пограничной службе информацию об убытии сотрудницы таможни Ли из пограничной зоны. Не потому ли, что эта информация могла бы однозначно подтвердить её уход домой раньше, чем оформлен подписанный ею акт досмотра Марка?

 

Акты таможенного досмотра вызвали у заявителей много вопросов из-за многочисленных «ошибок» в их оформлении, а также несоответствия акта утвержденной форме: неоговоренные должным образом исправления, нестыковка во времени, номерах и т.д. Даже количество листов самого акта, состоящего из двух-трех листов, указано в нем неверно!

 

Про изъятие вещей из акта вообще ничего не понять, было оно или нет? Как мог один сотрудник в одно и то же время проводить досмотр двух туристов, а понятой исполнять свои прямые обязанности, не связанные с досмотром, и одновременно следить за несколькими досматриваемыми лицами на зависть Юлию Цезарю?

 

Все вещи, например, заявительницы Терещенко О.Ю., согласно описи в акте, составленной сотрудником таможни Тополенко К.В., значатся в одинаковой упаковке – индивидуальной полимерной (неужели так у всех, или небогатое воображение?). А в одной такой упаковке якобы аж 10 штук рубах подростковых общим весом 0,22 кг (пункт 18 акта). Получается, что одна рубаха весит 22 грамма, то есть равна весу одной-двух шоколадных конфет типа «Василек». Интересно, эти рубахи из невесомого индийского шелка или сотканы из фантазий таможни? В пункте 20 этого же акта одна рубаха весит 0,23 кг, то есть практически столько же, сколько 10 подростковых.

 

Заявители сообщили суду о подложности актов таможенного досмотра, о наличии в них недостоверной информации и несоответствии закону. Но суд посчитал их законными и полностью обоснованными, как и изъятие вещей, признав туристов без вины виноватыми.

 

К акту таможенного досмотра приложено требование предоставить справки о составе семьи туриста по форме Ф-17. Откуда право залезать в семью туриста, законно проходящего таможню через зеленый коридор с багажом весом до 35 кг стоимостью не более 65 тысяч рублей?

 

Я не могу понять, какой урон будет нанесён России, если кто-то из моих родственников прикроет свою наготу второй тряпочкой? Зачем кому-то знать, кто из моих родных как будет обут и одет? Или государство желает взять их под свою полную опеку и оденет в казенную униформу?! Тогда издайте закон, где будет сказано, во что кому одеваться и сколько иметь вещей и на какой период.

 

Хасанский районный суд подтвердил в своем решении от 18 декабря, что маме с папой, другим родственникам, не говоря уж о друзьях, заграничные подарки привозить нельзя, если они не зарегистрированы на одной жилплощади с туристом.

 

Об этой ситуации на Хасанской таможне я рассказывала экспертам по правам человека в Страсбурге в конце сентября 2009 года, да юристам из Европы и бывших союзных республик (Армения, Грузия, Молдова, Украина) и западной части России до Забайкалья – все были поражены. И у всех единое мнение: права человека в Приморье потерялись в дремучем произволе властей.

 

Ограничения прав человека возможно только федеральным законом, написанным понятным языком, чтобы любой пересекающий границу знал, что можно и что нельзя, как избежать вредных для себя последствий. Присутствуя на суде, читая судебное решение, я не могу понять, что и в каком количестве можно привезти родным из-за бугра в качестве гостинцев через Дальневосточную таможню?

 

И, главное: как быть с верой в правосудие на Родине? Как быть с имиджем России на международной арене?

 

Татьяна Петровна Демичева,

заместитель председателя Президиума Общественного движения противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители Законов».

 

«Арсеньевские вести», № 1.