Окончание. Начало в «АВ» № 6, 7.

Земля прокурорская-1

 

Земля прокурорская-2

 

Эпизод третий: ПОЛНЫЙ АБЗАЦ

 

Адрес: Ленинский район г. Владивостока

 

ПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НЕНАСИЛИЕМ

 

Эта история, так же как и остальные, тянется из глубины веков… С середины нулевых… или, как их еще называют, двухтысячных. Сначала некая строительная компания получила от мэрии Владивостока участок земли для строительства. Потом мэр поменялся, поменялась и компания. Новая компания затеяла публичные слушания по поводу строительства, не ожидая никаких каверз: всегда все проходило гладко, почему бы сейчас сорвалось? Компания просчиталась: информация дошла до жителей указанных домов. Так история перешла в публичное пространство. Это было осенью 2006 года.

 

Имеется в виду ИСК «Аркада» и участок возле домов 38, 40 и 44 по улице Толстого.

 

Публичные слушания прошли с нарушениями. Жители были против строительства огромного «элитного» дома перед их окнами – тем более что отданная строителям территория лишала их, во-первых, парковки и спортивной площадки, во-вторых, детских площадок и зеленой зоны.

 

Долгое время шли суды… В которых жители, разумеется, проигрывали: суды признавали верховенство «обычаев делового оборота» над законами и верховенство строительной компании над жителями. Жители между тем понемногу организовывались, создавали ТСЖ, потом объединили их в ТСЖ «Толстовцы». Ведь улица, на которой они живут, названа именем писателя Льва Толстого, призывавшего к непротивлению злу насилием.

 

Ближе к осени 2007 года «Аркада» сделала попытку зайти на площадку, но жители воспротивились этому – опять-таки ненасилием: поставили палатку и организовали дежурство. Без насилия, тем не менее, не обошлось – «неизвестными лицами» против дежурных.

 

Толстовцам удалось завлечь на свою площадку тогдашнего полпреда президента Камиля Исхакова, и он однозначно высказался в пользу жителей уже существующих домов. Очень скоро (буквально через несколько дней) Исхаков лишился должности, но «Аркада» форсировать захват площадки не стала.

 

Зато весной 2008 года захват таки произошел – с вооруженной охраной, как это водится. Весна и лето прошли в активном противостоянии двух сторон (об этом я подробно писала в то время в «АВ»). Продолжались и суды…

 

И вот на одном из судов (это был, насколько помню, Пятый апелляционный суд на Первой Морской) юрист «Аркады» проговорилась, что компания до сих пор не оформила разрешение на строительство. Ну, после этой проговорки найти норму закона, по которой «Аркада» потеряла право на захваченный участок, не составило труда.

 

Наступило время прокуратуры…

 

НЕ ХОТИМ ПЕРЕПИСЫВАТЬСЯ

 

Норма закона такая. В соответствии с абзацем 7 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 28.10.2003 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» договор аренды земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, прекращается в том случае, если лицо, которому предоставлен земельный участок, по истечении шести месяцев с даты заключения договора аренды не получило в установленном порядке разрешение на строительство. А договор аренды между ООО «ИСК «Аркада» и администрацией края (департамент земельных ресурсов и землеустройства) заключен 30 июля 2007 года. Значит, он прекратился в конце января 2008 года, и «Аркада» зашла на участок (21 апреля 2008 года) уже после прекращения договора аренды этого участка!

 

Председатель ТСЖ «Толстовцы» Елена Лазаренко обратилась в краевую прокуратуру: «Прошу принять предусмотренные законом меры прокурорского реагирования, направленные на прекращение государственной регистрации прекратившегося договора аренды земельного участка от 30.07.2007 № 01-Ю-10008, со стороны Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края». Писала неоднократно…

 

И вот в октябре 2008 года краевая прокуратура отреагировала.

 

Прокурор Приморского края Юрий Хохлов написал письмо губернатору:

 

«Направляю Вам для рассмотрения заявление Лазаренко Е.Н. о действиях департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.

 

О результатах проверки прошу сообщить заявителю и в прокуратуру края в установленный законом срок».

 

Конечно, это не тянет на меру прокурорского реагирования – так себе, работа клерка по перенаправлению жалобы тому, на кого жалуются, без всяких обязательств со своей стороны и не накладывая никаких обязательств на того, кому жалоба перенаправляется.

 

Ответ был… Не от губернатора, естественно, а от вице-губернатора Юрия Лихойды (10.11.2008 года):

 

«Однако, договор аренды прекращается не «автоматически». В соответствии с действующим законодательством, указанное обстоятельство может послужить основанием для досрочного прекращения аренды по инициативе арендодателя с соблюдением установленного порядка расторжения договорных отношений и прекращения зарегистрированного права аренды.

 

Для выяснения обстоятельств получения разрешения на строительство, в адрес ООО «ИСК «Аркада» был направлен соответствующий запрос. Согласно полученному ответу на который следует, что разрешение на строительство не получено по объективным причинам. Выдача разрешения на строительство предусматривает предоставление необходимых документов, включая инженерно-геологические изыс-кания, которые невозможно получить без реального доступа на земельный участок. В связи с многочисленными судебными разбирательствами, включая оспаривание законности издания распоряжения департамента и заключенного договора аренды (в рамках указанного дела 21.05.2008 г. были приняты обеспечительные меры в виде запрета ООО «ИСК «Аркада» совершать строительные работы на спорном земельном участке), а также – освобождение в судебном порядке земельного участка от незаконно занимаемых автостоянками ООО «Компания «Автостоянки Приморья» и «ОО «Тайга-Прим», осуществить доступ на участок не представлялось возможным.

 

При таких обстоятельствах полагаем, что обращение в судебные органы с иском о прекращении аренды ООО «ИСК «Аркада» по инициативе Арендодателя преждевременно».

 

После этого прокуратура, судя по всему, решила, что свой долг выполнила и перевыполнила, и Елена Лазаренко стала получать исключительно отписки, где неизменно указывалось, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет. Такие ответы присылал в основном начальник управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства А.Ю. Елькин.

 

Прокуратура края «прекратила переписку» с Еленой Лазаренко. А чего переписываться? Все возможные ответы уже даны («мотивированные» ответы, уточняют прокурорские). А что дело так и остается на точке замерзания – это мелочи не прокурорской жизни.

 

ВРЕМЯ ИДЕТ, КОНТОРА, ВРОДЕ, ПИШЕТ

 

А между тем время шло… Теперь уже минуло два года, как договор аренды земельного участка у «Аркады» прекратился, а разрешения на строительство так и нет. Да и как он может появиться, если договор аренды прекращен (см. абзац 7 п. 15 ст. 3 закона 137-ФЗ)?

 

Между тем никаких исков в суд от краевой администрации к «Аркаде» нет.

 

В конце концов жалоба Елены Лазаренко была опубликована в «АВ» – жалоба на бездействие Елькина.

 

Вот тут-то Елькин и обиделся. Причем, когда парой месяцев раньше примерно та же жалоба была отправлена непосредственно прокурору края, Елькин не обиделся, хотя и в ней упоминалось его бездействие. Но вот когда это прозвучало тиражом 12 тысяч экземпляров – у-у-у! Оклеветали! Подорвали деловую (чего-чего?) репутацию! После чего начальник управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства прокуратуры Приморского края занялся исключительно собою, своей униженной честью и оскорбленным достоинством, а не соблюдением федерального и краевого законодательства.

 

А вот заместитель краевого прокурора Мельников ответил на жалобу. И вот что он написал среди прочего: «Между тем, поскольку ООО «Инвестиционно-строительной компанией «Аркада» до настоящего времени не приняты меры к получению разрешения на строительство жилого дома, прокурором края губернатору Приморского края направлено письмо о необходимости рассмотреть вопрос о досрочном расторжении договора аренды».

 

Какое письмо имеется в виду? От 9 октября 2008 года, приведенное выше? Или какое-то новое? И когда оно было направлено? И какова реакция губернатора (администрации края)? Хотелось бы знать.

 

Эпизод четвертый: НУ И ЧТО, ЧТО ЭЛИТА?

 

Место действия: исторический центр г. Владивостока.

 

БОГАТЫЕ ТОЖЕ…

 

Этот дом (ул. Комарова, 18) считается элитным. Не потому, что его выдает за элитный полная самомнения строительная компания. Построен он давно, еще в советские времена, но живут в нем известные в городе и крае люди, которых некоторые называют элитой.

 

Ну и что? Вы думаете, у них нет проблем? Как бы не так!

 

И самовольные постройки в их дворе возводят, а приставы, несмотря на решение суда, никак не могут заставить самовольщиков снести; и земельный участок ТСЖ «Комарова, 18» получил не по нормам, а «под периметром дома», как и ТСЖ «Толстовцы»; и милиция на них так же наезжает, как и на толстовцев, когда они пытаются защитить своё; и начальник управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства краевой прокуратуры А.Ю. Елькин пишет им такие же ответы, как и толстовцам: «Нарушения закона при переводе нежилого помещения в жилое в ходе проверки не выявлены. Факт нарушения требований законодательства при продаже нежилого здания не установлен. Заинтересованные лица, в том числе собственники жилых помещений в указанном доме, чьи права нарушены, либо товарищество собственников жилья «Комарова, 18» в их интересах, вправе обратиться в суд…» И вообще: оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время отсутствуют.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

 

Как видите, я была не вполне права в начале этого расследования относительно прокуратуры. То есть да, прокуратура, как правило, штампует отписки. Скоро у входа в прокуратуру наверняка появятся таблички с отлитыми в бронзе словами: «НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ МЕР ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ». Но прокуратура действует не одна. Есть же еще суд – наш замечательный и абсолютно независимый (честно-честно!) самый гуманный суд в мире!

 

Не обязательно прокуратура и суд действуют в сговоре. Но они действуют в одном направлении.

 

В общем, что касается земли, то федеральные законы в Приморском крае действуют с трудом, а порою и не действуют вовсе. Почему? Потому что есть немало заинтересованных в земле лиц, имеющих власть и/или деньги, которые в состоянии помешать людям правильно по закону оформить свое право.

 

Рассчитывать в борьбе за свои права людям следует только на себя – на свою энергию, на свое упорство, на свое знание законов.

 

На прокуратуру? Ну, если ее громогласно толкать в этом направлении (с учетом изложенного в предыдущем абзаце), то, возможно, что-нибудь получится.

 

Но рассчитывать следует только на себя.

 

Марина Завадская,

«Арсеньевские вести», № 8

 

P.S.

Текст расследования (черновой вариант) был отправлен краевому прокурору. В установленный законом срок пришел ответ от старшего помощника прокурора края И.О. Номоконовой:

 

«Направленная Вами статья не является запросом информации, поскольку в ней содержатся сведения о нарушении закона, которые нуждаются в проведении проверки.

 

В связи с этим дать какой-либо комментарий по Вашей статье не представляется возможным.

 

Ваше письмо зарегистрировано, по нему будет проведена проверка, о результатах которой Вам сообщат в письменном виде».

 

Ждем-с!