Судебная коллегия Хабаровского краевого суда на днях вынесла определение, расставив все точки над «i» в дорожно-транспортном происшествии, которое наши правоохранители два года всячески старалась извратить в глазах общественности. Отчасти и потому, что произошла эта неприглядная история, где главными «героями» оказались сотрудники госавтоинспекции, в тот день, когда дальневосточная столица стала центром международной политической жизни. Это - главная тема свежего выпуска «Московского комсомольца» в Хабаровске».
21 мая 2009 года в Хабаровске впервые за всю его историю состоялся саммит Россия – ЕС. Среди высоких гостей ждали и Дмитрия Медведева. Президент прилетел своим бортом №1. Прямо на аэродроме, у трапа, вместе с встречающими главу государства стоял кортеж из машин Федеральной службы охраны и патрульных автомобилей краевой ГИБДД. Из аэропорта эта внушительная кавалькада отправилась к одной из площадок, где проходил саммит – в центр города.
ДТП на перекрестке
Для охраны первого лица государства и беспрепятственного проезда все, без исключения, перекрестки, выезды из дворов по маршруту следования кортежа, согласно специальному положению, контролировали сотрудники милиции и инспекторы госавтоинспекции. По мере прохождения кортежа временно закрытые перекрестки тут же открывали – по команде руководителя сопровождения. Инспекторы ручной регулировкой помогали хабаровским автолюбителям быстрее освободить перекрестки от скопившегося транспорта.
Вся эта идеально выстроенная система сопровождения vip-персон дала лишь один сбой – на перекрестке улиц Карла Маркса и Выборгской.
В 9 часов 30 минут стоявший там инспектор ГАИ после прохождения кортежа и получения команды начал «разгружать» перекресток от терпеливо ожидавших машин. И откуда инспектору было знать, что в хвост кортежа (но на расстоянии большем, чем все спецавтомобили) ловко пристроился патрульный автомобиль, за рулем которого находился сам заместитель командира полка дорожно-патрульной службы ГИБДД Хабаровского края подполковник Юрий Фирциков!
Очевидно, таким образом высокопоставленный офицер госавтоинспекции, избегая пробок, парализовавших в тот день улицы города, решил легко и просто добираться до собственного кабинета. Особо подчеркнем, что замкомполка ДПС отнюдь не являлся участником кортежа президентского сопровождения. Значит, понимал, что не может воспользоваться ни мигалкой, ни сиреной, если не хочет нарваться на скандал. Может, рассчитывал на то, что регулировщик на перекрестке заметит красный милицейский околыш и звезды на погонах?
То есть хотел, как лучше. Но вышло, как всегда: дорожно-транспортное происшествие.
Без вины виноватый
«Дэу Нэксия», автомашина Фирцикова, на полном ходу врезалась в «Тойоту-Марк II», водитель которой от сильнейшего удара получил множественные травмы различной степени тяжести, переломы, сотрясение головного мозга и в бессознательном состоянии был доставлен в краевую клиническую больницу №2.
После того как физически, морально и материально пострадавший Виталий О. пришел в себя и выписался из больничной палаты, он решил поинтересоваться в ГИБДД материалами своего дела. Он твердо знал, что не нарушил ни единого пункта правил дорожного движения. В автоинспекцию добирался пешком – после столкновения его «Марк II», как говорится, восстановлению не подлежал. Ущерб насчитывался в размере почти 300 тысяч рублей.
Изложенное в гаишных протоколах привело Виталия в шок - он был признан виновным! Причем свидетели с его стороны в ГАИ вообще не были опрошены. А ведь именно они могли рассказать всю правду о том, кто на самом деле зачинщик аварии.
Юрий же Фирциков, по счастью отделавшийся лишь легким испугом, приобрел двойное преимущество: пока хозяин разбитой машины лежал в больнице, замкомполка ДПС, похоже, крепко «попросил» своих подчиненных инспекторов, которые регулировали движение на злополучном перекрестке, и ДТП оказалось оформленным, естественно, в пользу подполковника.
Дело было в шляпе?
Казалось, дело в шляпе. Точнее, в милицейской фуражке. Но не тут-то было!
Виталий вступил на тропу борьбы за свои права против произвола гаишников. И, образно говоря, его первой пулей стало требование объективного расследования. Всего-навсего. Долго рассказывать, как путем невероятных усилий он отыскал-таки тех, на чьих глазах произошло столкновение. Помогли ему неравнодушные хабаровчане. Так, совместно, удалось помешать гаишникам замять историю, которая явно не украшала их мундир.
Тогда люди в погонах решили зайти с тыла. Виталия позвали на личную, неофициальную встречу с подполковником Фирциковым: мол, зачем тебе лезть в бутылку против целой системы, лучше порешать всё мирным путем – возьми сам всю вину на себя…
При этом выплачивать какую-либо компенсацию никто не собирался. На такую «мировую» Виталий не пошел. К тому времени в его пользу оказалась и автотехническая экспертиза, которую провел специальный центр УВД по Хабаровскому краю. Еще одна пуля в стан недругов! Однако, несмотря на показания свидетелей и официальную экспертизу, виновным в том дорожно-транспортном происшествии повторно был признан владелец угробленного автомобиля.
Пострадавшего и оболганного хабаровчанина просто вынуждали отстаивать свое честное имя. Торпедами пошли жалобы в Москву – в МВД, в ДОБДД, лично президенту РФ (который, понятно, знать не знал, что случилось на хабаровском саммите).
В результате началось, наконец, расследование по жалобе с изучением материалов аварии. Изучали долго. Весь положенный месяц. И вновь, уже в третий раз, решили: виновен Виталий.
За широкой спиной…
Для пущей важности, дабы усилить эффект, добавили в материал еще один убойный протокол на Виталия - за то, что он не уступил дорогу автомобилю, который двигался с включенными спецсигналами и проблесковыми маячками. Но читатели-то отлично помнят, что подполковник Фирциков эти самые маячки НЕ ВКЛЮЧАЛ, чтобы не выдать себя, когда незаконно пристроился в хвост президентскому кортежу!
Согласитесь, что на вынесение такого «беспредельного» постановления простой дознаватель ГАИ вряд ли бы осмелился…
В автоинспекции знают, что подполковник Фирциков всегда чувствовал себя надежно и самоуверенно за широкой спиной своего непосредственного начальника – командира полка дорожно-патрульной службы ГИБДД по Хабаровскому краю Олега Зубакина. Исходя из всех обстоятельств этого неприглядного дела, комполка ДПС явно был не намерен «сдавать» своего заместителя, будь он хоть сто раз виновен в том происшествии.
О такой «принципиальной» позиции, если верить нашим источникам, г-н Зубакин (ныне уже заместитель начальника ГИБДД, который прославился алкогольными релаксациями со своими подчиненными в рабочих кабинетах) не однажды заявлял коллегам, не согласным с откровенно дутым решением против Виталия О. В общем, круговую поруку в хабаровской автоинспекции никто не отменял.
Вот тогда Виталий сделал шаг, который давно надо было сделать: очередное несправедливое и ложное милицейское постановление обжаловал в суде. И суд встал на его защиту, оправдав Виталия. Выведенный на чистую воду подполковник Фирциков пытался всё оспорить, однако краевая инстанция оставила в силе решение Железнодорожного районного суда Хабаровска.
Всем - по заслугам!
Окрыленный успехом, Виталий продолжил судиться - теперь за нанесенный ущерб. Это, казалось бы, очевидное дело рассматривалось полгода. В конце концов Виталия опять оправдали! Нашему герою Фирцикову также повезло: виновность за дорожное происшествие неожиданно перевели «на стрелочника», точнее – на регулировщика, стоявшего в тот злосчастный день на перекрестке. Не пришлось подполковнику раскошеливаться за разбитую им машину – все выплаты возложили на автохозяйство УВД.
И последнее. Вступившее недавно в законную силу кассационное определение, вынесенное судебной коллегией Хабаровского краевого суда под председательством В.В. Медведева, прозвучало для многих сенсационно:
«В момент ДТП регулировщик на перекрестке улиц К. Маркса и Выборгской стоял лицом в сторону аэропорта, руки были опущены вдоль тела… Таким образом, автомобиль под управлением Ю.Ю. Фирцикова, не имевший преимущества в движении, поскольку звуковой сигнал на автомобиле заблаговременно включен не был, не вправе был, руководствуясь сигналом регулировщика, пересекать перекресток. При таких обстоятельствах вывод суда о вине регулировщика признается необоснованным - в ДТП виновен управлявший автомобилем «Дэу Нэксия» водитель Ю.Ю. Фирциков…»
Всё и всех крайсуд расставил по своим местам. Не помог ловкому подполковнику выкрутиться ни подложный протокол про «включенные маячки»; ни ушат несправедливых обвинений, вылитых на коллегу-регулировщика; ни лживые наветы на самого пострадавшего. Виталий О. добился справедливости, компенсации материального ущерба и морального вреда, а главное – восстановил в глазах общества свое честное имя, замаранное хабаровскими гаишниками.
Сергей Кирсанов
«Московский Комсомолец» в Хабаровске», № 24, 08.06.11
ст. «Круговая порука ГИБДД»
.