По недавно открытому шоссе по улице Слободской в одной машине ехали представители трех поколений — мои бабушка, дедушка, мама и я, когда слева с рекламного щита на нас ехидно глянул... Ленин. «Ну, и как вам живется при капитализме?» — вопрошали буквы над лукавыми глазами, выглядывающими из-под знаменитой кепки.
Мне показалось, что плакат произвел на нас разные впечатления. Самое старшее поколение как будто серьезно задумалось, а я улыбнулась смекалистой и очень капиталистической по своей сути идее рекламы КПРФ в таком стиле. Хотя нависающий над шоссе Ленин на красном фоне все не уходил из моей головы, несмотря на то что я даже нечетко помню времена развала Советского Союза — слишком маленькая была.
Как мне живется при капитализме, товарищ Ленин? Извольте слушать.
Хабаровск, уличный рекламный баннер. Иллюстрация к материалу |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Мне 25 лет, и за эти годы я успела объездить мир, получить высшее образование в двух странах на другом континенте, познакомиться с сотнями людей со всей планеты, поработать в СМИ России, США и Канады и вернуться жить в Хабаровск с мужем-американцем.
Для меня открыты границы, а семейные истории о закрытой жизни за железным занавесом при Советском Союзе стали чем-то вроде хорошо известного всем повествования, которое, однако, со временем теряет чувство реальности. Ведь живу я в другой реальности.
Посмотрите на улицу, товарищ Ленин! Плакат, с высоты которого вы нас спрашиваете о капитализме, расположен рядом с новой дорогой в бурно развивающемся городе. Может, с вашей высоты вам видны новые здания и спортивные площадки комплекса «Дендрарий» и спешащие мимо них иномарки.
Посмотрите на торопящихся куда-то мимо нас в импортной одежде, товарищ Ленин. Да, нам вовсе нелегко. Мы теперь учимся, кто как может, жить в «естественной» экономической среде обитания — учимся оплачивать реальную стоимость продуктов и услуг. У нас мало осталось бесплатного жилья и бесплатных сервисов, но никто из моих знакомых в возрасте 20 — 30 лет не хочет возвращения в СССР.
Мы теперь — не великая империя во власти серпа и молота на кровавом фоне. Мы теперь — страна с миллиардами проблем, которые иногда раздирают ее на части и ставят под угрозу само ее существование. Мы, может, еще не знаем, куда хотим идти, зато знаем, куда не хотим возвращаться.
Товарищ Ленин, ваши усилия положили начало «империи зла» — имиджу СССР за рубежом, который перекинулся и на современную Россию. За четыре года, проведенных в США, и два — в Канаде, я поняла, насколько этот образ укоренился в сознании североамериканцев. Советский Союз для них представлял из себя все, что является злом для человека: экономическую несвободу, политические репрессии, закрытые границы, идеологическую «промывку мозгов» и отсутствие гражданских свобод в целом.
Его же теперь унаследовала и Россия. Первое, что приходило на ум моих знакомых американцев, когда речь заходила о нашей стране, — это водка, холодная зима, но также ядерные бомбы и говорящие с ужасающим русским акцентом на английском языке советские шпионы.
Кажется, за двадцать посткоммунистических лет Россия от этого имиджа не избавилась, по крайней мере, в глазах западного полушария.
В этом представлении о россиянах на Западе есть что-то дьявольски интригующее. Ведь будучи из России — той самой далекой свирепой России, бывшего Союза, с ГУЛАГами, вечной мерзлотой, диктаторами и КГБ, — мы для них являемся чем-то типа отрицательных героев из «Властелина колец», будоражащих воображение. Пусть они до сих пор видят в нас империю зла — но все-таки империю, с которой нужно считаться.
Товарищ Ленин, каждый из нас — от самых юных до самых пожилых — несет и еще долго будет нести в себе в той или иной форме долю вашего наследия. Вы обеспечили нас горой проблем, однако также захватывающим столетием и поражающей воображение историей. Спасибо вам за это, только, пожалуйста, не сходите с рекламного плаката — не становитесь снова реальностью!
Евгения Кульгина,
«Приамурские ведомости», №№ 166-167, 04-07.11.11