Транспортная прокуратура решила в уголовном порядке доказать незаконность приватизации части имущества порта Ванино — после того, как в 2009-10 годах не смогла доказать это в арбитраже. В отношении руководства порта заведено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), фигурантом еще одного дела стал директор фирмы, осуществлявшей бункеровку в порту. В компании настаивают, что законов не нарушали, а в заведенных делах и обысках подозревают намерение дискредитировать нынешнее руководство.

 

О возбуждении сразу двух дел, касающихся морского порта Ванино, в Дальневосточной транспортной прокуратуре сообщили в пятницу. Местная транспортная прокуратура выявила факт хищения прав на объекты федеральной собственности, расположенные в порту — оборудование причалов стоимостью более 5 млн руб. Должностные лица ОАО пробрели его «путем обманного использования документов», посчитали в прокуратуре. 12 декабря Ванинский транспортный прокурор направил материалы в полицию, которая возбудила уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

 

В рамках его расследования 14 декабря полицейские и оперативники УФСБ провели обыски в порту, в ходе которых были «изъяты документы, касающиеся совершенного преступления, а также большое количество незаконно хранящихся боеприпасов к боевому огнестрельному оружию и аппаратура для снятия информации с каналов связи», говорится в сообщении. Другие подробности не раскрываются. Одновременно с данным делом полиция начала расследование еще одного — по факту проведения в порту более 10 незаконных бункеровок судов (ч. 2 ст. 171 УК), в котором подозревается директор ООО «Пилигрим ДВ».

 

В понедельник порт распространил сообщение, в котором объясняется, что изъятые документы касаются преобразования в 1993 году госпредприятия в ОАО. В их число попали акт оценки стоимости имущества от 1992 года и план приватизации, утвержденный в ноябре 1993 года краевым комитетом по управлению госимуществом. В сообщении уточняется, что объекты, ставшие теперь объектами уголовного дела, были зарегистрированы в 2006 году, а в 2009 году дальневосточный транспортный прокурор уже требовал через суд признать регистрацию 24 из них незаконной, но иск проиграл.

 

Как следует из материалов разбирательства, размещенных на сайте арбитражного суда Хабаровского края, основанием для обращения прокуратуры в суд в 2009 году послужила плановая проверка. В прокуратуре посчитали, что объекты приватизированы незаконно, так как являются частью причалов, находящихся в федеральной собственности, а не самостоятельными сооружениями. В плане приватизации этих объектов не было, настаивали в прокуратуре.

 

Суд установил, что к приказу о преобразовании порта в ОАО прилагалось два акта: оценки стоимости имущества от 1992 года и оценки стоимости зданий и сооружений — от 1993 года. В первом имелось указание на то, что ряд объектов, в том числе причалы 5-13 и 15-20, при приватизации остаются в государственной и муниципальной собственности. В акте от 1993 года подобных сведений не содержалось, но именно он был подан в органы ФРС при регистрации имущества порта в 2006-2007 годах, а акт от 1992 года — не предоставлялся.

 

Судья краевого арбитража Денис Сумин решил, что это не позволило органам ФРС объективно изучить состав имущества, и в ноябре 2009 года постановил исключить из единого госреестра записи о праве порта на 24 спорных объекта. Но порт обжаловал решение. Шестой арбитражный аппеляционный суд посчитал, что прокуратура избрала «ненадлежащий способ защиты нарушенного права»: ведомство должно было предъявить иск о праве собственности и об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а не оспаривать действия органа ФРС. На этом основании решение краевого арбитража было отменено. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрев кассацию прокуратуры, оставил это решение в силе.

 

Гендиректор порта Альфир Богудинов заявил „Ъ“, что изъятие документов, на основе которых Росимущество формировало первоначальную стоимость госпакета акций ОАО, может «существенно отразиться» на стоимости этого госпакета. Порт запросил участия представителей ведомства в разрешении вопроса по имуществу и проведения совместной инвентаризации указанных объектов. Порт обжалует действия следователей, пообещал господин Богудинов. На вопрос „Ъ“ о том, не складывается ли у него впечатление, что уголовные дела и обыски — это часть кампании по дискредитации нынешнего руководства порта (см. историю вопроса), Альфир Богудинов ответил кратко: «Полагаем наличие такой связи».

 

Ранее в попытке дискредитации топ-менеджмента в порту, напомним, обвиняли миноритария компании — En+ Group Олега Дерипаски. Глава пресс-службы En+ Group Андрей Петрушинин сказал вчера „Ъ“, что в компании «узнали о возбуждении уголовного дела из СМИ». «Палитра обвинений в адрес En+ от менеджмента порта поражает воображение: массовая гибель племенных коров в Ванино этим летом, организация митинга недовольных руководством порта докеров в декабре, и вот теперь — уголовное дело. По-моему, это абсурд, и всем абсолютно очевидно, что это — очередная попытка менеджмента оправдать свою полную профнепригодность»,— заявил господин Петрушинин.

 

Дмитрий Щербаков,

Коммерсантъ (Хабаровск), №239 (4777), 21.12.2011

http://www.kommersant.ru/doc/1842661

.